СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории 9 класс " Отмена крепостного права в России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Отмена крепостного права в России" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 9 класс " Отмена крепостного права в России"»

Конспект урока по истории

для учащихся 9 класса по теме

«Отмена крепостного права в России»


Разработала урок

учитель истории


Цели: Создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене крепостного права как «Великой реформе», имеющей огромное значение для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II в реформирование жизни общества. Воспитание ценностного отношения к историческим знаниям.

.      

Задачи:


Образовательная – представлять порядок ее проведения, понимать значение и последствия.

Развивающая – способствовать развитию мотивации к учению, интересу к истории, формированию навыков получения информации из различных источников (документов, исторической карты, статистических таблиц, учебников, художественных произведений), умения систематизировать информацию; учиться прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения на события, продолжать развитие коммуникативных навыков.

Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости, к истории своего Отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.





 План урока:

■  I. Личность императора Александра II.

■ II. Причины отмены крепостного права.

■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.

■ IV. Значение отмены крепостного права.

 

1. Изучение нового материала.

 

    1. Этап актуализации и мотивация учеников к учебной деятельности.

Цель: привлечь учеников к предстоящей деятельности, психологически настроить на учебную работу

(10 минут)


Учитель: Мы с вами продолжаем изучать историю нашей страны во 2 половине 19 века и узнаем об одном из самых значимых событий российской истории Нового времени. XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Вопросы:

  • Кто был императором в России во второй половине XIX века?

  • Какое прозвище получил Александра II за то, что дал крестьянам свободу?

-Как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Назовите мероприятия, которые были проведены Павлом, Александром I, Николаем I?



Приложение 1.



Павел I

1797

Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян

Александр I

1803

Указ “о вольных хлебопашцах” – разрешал помещикам отпускать за выкуп крестьян на волю с землей

Николай I

1842

Указ об “обязанных крестьянах” – помещик мог освобождать своих крестьян, оставляя за собой собственность на всю землю

Александр II

1861

Отмена крепостного права

3. Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые сведения.

Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр II к крепостному праву? для этого исследуем речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

Вопрос:

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

Учитель:

С вступлением на престол Александра II в России наступает «оттепель» - смягчение политического режима. Откройте учебник на странице 138, найдите в словарике, в конце параграфа, определение «политического режима». Прочитайте его. Как вы поняли смысл понятия, что такое политический режим?

Предполагаемый ответ: Политический режим — это метод правления в стране.

- Ребята, а теперь докажите на конкретных примерах, используя последний пункт параграфа Российская «Оттепель», что в начале правления Александра 2-го действительно произошло смягчение политического режима?

(работа с текстом книги)

Предполагаемый ответ

Первыми шагами его стали:

  1. Подписание мирного договора в Крымской войне;

  2. Амнистия политических заключенных;

  3. Приостановка на 3 года рекрутских наборов;

  4. Ликвидация военных поселений;

  5. Свобода выезда за границу;

  6. Ослабление цензуры.

Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра II, но не смотря на большие преобразования вопрос об отмене крепостного права оставался открытым, предпосылок отмены крепостного права было много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические, социальные, нравственные. Вам необходимо конкретизировать предпосылки отмены крепостного права в логической схеме.


После ее заполнения, в соответствии с этими предпосылками вы разделены на группы


Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.

Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих предпосылок, времени вам на это 3-5 минут. Я поставлю песочные часы на 5 минут. Затем кто-то из группы зачитает отрывок и назовет автора.


Документы:

Кошелев А.И. Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.


Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980г.)


“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Число крестьянских волнений в среднем за год

1801—1825 гг.

1826—1850 гг.

1851—1855 гг.

26

43

32


Федоров В.А.

“Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.

Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.

«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».

«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству.

(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от дворянства)

Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышлен­ность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда).

Развитие же частных фабрик и за­водов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития. Учитель: вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу прикрепляю слова экономические, внешнеполитические, внутреннеполитические, социальные, нравственные.

Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины отмены крепостного права.

Предполагаемый ответ:

  • Низкая производительность крепостного труда;

  • Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма

  • Крепостное право - угроза общественного спокойствия

  • Возможность потерять статус великой державы

  • Безнравственность крепостного права

А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее ответить.

Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?

(Слайд с причинами в виде схемы)

Предполагаемый ответ:

Потому - что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и развиваться им мешало крепостное право

Вывод: Россия находилась накануне великих реформ

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

  • Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений.

  • Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России.

  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.



4. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание составить синквейн по изученной теме.

  1. Домашнее задание.

§ 28-29, ответить на вопросы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!