Конспект урока по истории
для учащихся 9 класса по теме
«Отмена крепостного права в России»
Разработала урок
учитель истории
Цели: Создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене крепостного права как «Великой реформе», имеющей огромное значение для дальнейшего развития страны, оценить вклад Александра II в реформирование жизни общества. Воспитание ценностного отношения к историческим знаниям.
.
Задачи:
Образовательная – представлять порядок ее проведения, понимать значение и последствия.
Развивающая – способствовать развитию мотивации к учению, интересу к истории, формированию навыков получения информации из различных источников (документов, исторической карты, статистических таблиц, учебников, художественных произведений), умения систематизировать информацию; учиться прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения на события, продолжать развитие коммуникативных навыков.
Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости, к истории своего Отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
План урока:
■ I. Личность императора Александра II.
■ II. Причины отмены крепостного права.
■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.
■ IV. Значение отмены крепостного права.
1. Изучение нового материала.
Этап актуализации и мотивация учеников к учебной деятельности.
Цель: привлечь учеников к предстоящей деятельности, психологически настроить на учебную работу
(10 минут)
Учитель: Мы с вами продолжаем изучать историю нашей страны во 2 половине 19 века и узнаем об одном из самых значимых событий российской истории Нового времени. XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.
Вопросы:
Кто был императором в России во второй половине XIX века?
Какое прозвище получил Александра II за то, что дал крестьянам свободу?
-Как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Назовите мероприятия, которые были проведены Павлом, Александром I, Николаем I?
Приложение 1.
Павел I | 1797 | Указ о трехдневной барщине, запрет продавать дворовых людей и безземельных крестьян |
Александр I | 1803 | Указ “о вольных хлебопашцах” – разрешал помещикам отпускать за выкуп крестьян на волю с землей |
Николай I | 1842 | Указ об “обязанных крестьянах” – помещик мог освобождать своих крестьян, оставляя за собой собственность на всю землю |
Александр II | 1861 | Отмена крепостного права |
3. Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые сведения.
Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр II к крепостному праву? для этого исследуем речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:
(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.
Вопрос:
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?
(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).
Учитель:
С вступлением на престол Александра II в России наступает «оттепель» - смягчение политического режима. Откройте учебник на странице 138, найдите в словарике, в конце параграфа, определение «политического режима». Прочитайте его. Как вы поняли смысл понятия, что такое политический режим?
Предполагаемый ответ: Политический режим — это метод правления в стране.
- Ребята, а теперь докажите на конкретных примерах, используя последний пункт параграфа Российская «Оттепель», что в начале правления Александра 2-го действительно произошло смягчение политического режима?
(работа с текстом книги)
Предполагаемый ответ
Первыми шагами его стали:
Подписание мирного договора в Крымской войне;
Амнистия политических заключенных;
Приостановка на 3 года рекрутских наборов;
Ликвидация военных поселений;
Свобода выезда за границу;
Ослабление цензуры.
Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра II, но не смотря на большие преобразования вопрос об отмене крепостного права оставался открытым, предпосылок отмены крепостного права было много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические, социальные, нравственные. Вам необходимо конкретизировать предпосылки отмены крепостного права в логической схеме.
После ее заполнения, в соответствии с этими предпосылками вы разделены на группы
Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.
Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих предпосылок, времени вам на это 3-5 минут. Я поставлю песочные часы на 5 минут. Затем кто-то из группы зачитает отрывок и назовет автора.
Документы:
Кошелев А.И. Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.
Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980г.)
“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.
Число крестьянских волнений в среднем за год
1801—1825 гг. | 1826—1850 гг. | 1851—1855 гг. |
26 | 43 | 32 |
Федоров В.А.
“Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью...”.
Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.
«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены - и солдаты и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».
«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству.
(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от дворянства)
Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышленность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда).
Развитие же частных фабрик и заводов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.
Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития. Учитель: вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу прикрепляю слова экономические, внешнеполитические, внутреннеполитические, социальные, нравственные.
Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины отмены крепостного права.
Предполагаемый ответ:
Низкая производительность крепостного труда;
Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма
Крепостное право - угроза общественного спокойствия
Возможность потерять статус великой державы
Безнравственность крепостного права
А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее ответить.
Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?
(Слайд с причинами в виде схемы)
Предполагаемый ответ:
Потому - что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и развиваться им мешало крепостное право
Вывод: Россия находилась накануне великих реформ
Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.
Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян. |
4. Заключительная часть урока.
Ученики получают задание составить синквейн по изученной теме.
Домашнее задание.
§ 28-29, ответить на вопросы