СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Объем прямой призмы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмы

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного теоретического материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение формулы объема прямой призмы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока геометрии»



Тема урока «Объем прямой призмы»

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Цель урока: организация деятельности учащихся для изучения теоремы об объеме прямой призмы

Задачи урока:

образовательные: проверить знания ранее изученного теоретического материала, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по приобретению новых знаний, обеспечить усвоение формулы объема прямой призмы.

развивающие: способствовать развитию умений и навыков решения задач с использованием данной формулы (решения задач ЕГЭ), развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес.

воспитательные: воспитывать у учащихся потребность в приобретении и углублении знаний, вырабатывать умение слушать и вести диалог.

План урока

  1. Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

  3. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока

  4. Изучение нового материала

  5. Физкультминутка

  6. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений

  7. Контроль знаний

  8. Подведение итогов. Рефлексия

  9. Информация о домашнем задании



Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности «Настроимся на урок!».

Цель: формирование мотива, желания работать.

Приветствие.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мне бы хотелось взять высказывание Г. Галилея, но немного переделанное «Геометрия является одним из могущественных средств для воплощения в жизнь многих идей». («Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать. Г. Галилей»)



  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: создание ситуации успеха путем проверки владения материала прошлых уроков

В ходе изучения стереометрии мы с вами сталкиваемся с изучением различных геометрических фигур. Какими? (параллелепипед, призма, пирамида, куб, цилиндр, конус, шар).

Мы научились решать задачи на нахождение площадей пространственных фигур и приступили к нахождению объемов некоторых многогранников. Каких? (объем прямоугольного параллелепипеда, объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник).

Перед учениками на партах лежат карточки, которые необходимо заполнить:

Заполните пропуски в предложениях.

- Равные тела имеют … объёмы.

- Если тело составлено из нескольких тел, то его объём равен … объёмов этих тел.

- Объем прямоугольного параллелепипеда равен … трех его измерений.

- Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению … на … .



Сформулируйте теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствия из нее. Ответы учеников (теорема: объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений. Следствие 1: объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению площади основания на высоту. Следствие 2: объем прямой призмы, основанием которой является прямоугольный треугольник, равен произведению площади основания на высоту).

  1. Постановка проблемы, после чего учащиеся пытаются сформулировать

тему и цель урока

Цель: сформулировать тему и цель урока.

-ребята, многое, с чем вы сталкиваетесь на уроках геометрии можно увидеть в жизни, в тех предметах, что нас окружают. Сегодня у нас с вами необычный урок, поэтому надеюсь, что настроение у вас приподнятое.

Вами были получены творческие задания, и сегодня мы посмотрим, обсудим и оценим то, что у вас получилось.

Творческое домашнее задание: ваш класс является неким конструкторским бюро. Ученики класса выступают в роли дизайнеров, которым необходимо создать красочные упаковки для подарков в виде многогранников.

Вопрос: какие многогранники вы выбрали для своих идей и почему?

Предполагаемые ответы учащихся: это разные виды призм; они удобны, устойчивы, для экономии пространства и т. п.

Вопрос учителя: Внимательно посмотрите на свои модели, какие это призмы? (прямые). А какую еще важную характеристику при изготовлении подарочной упаковки мы должны обязательно учитывать? (объем). Мы с вами заговорили о таком многограннике, как призма. Сможем мы найти площадь призмы? (да). А вычислить ее объем? (только для призмы, в основании которой прямоугольный треугольник или если это параллелепипед). Сформулируйте тему урока. Чем будем заниматься на уроке?



Ученики открывают тетради и записывают тему урока «Объем прямой призмы»

  1. Изучение нового материала

Цель: изучить теорему об объеме прямой призмы.

Докажем теорему. Объём прямой призмы равен произведению площади основания на высоту. Сначала докажем теорему для треугольной прямой призмы, а затем – для произвольной. (Доказательство теоремы ведется с помощью беседы).

Дано: прямая призма

Доказать:

Доказательство

  1. - прямая призма. Проведем высоту , которая делит на два треугольника . Плоскость разделяет данную призму на две призмы, основаниями которых являются прямоугольные треугольники . Поэтому объемы этих призм соответственно равны:

По свойству 2 (если тело составлено из нескольких тел, то его объем равен сумме объемов этих тел)

  1. Докажем теорему для произвольной прямой призмы с высотой и площадью основания S. Такую призму можно разбить на прямые треугольные призмы с высотой . Выразим объем каждой треугольной призмы по формуле и сложим эти объемы. Вынося за скобки общий множитель , получим в скобках сумму площадей оснований треугольных призм, т. е. площадь S основания исходной призмы. Таким образом, объем исходной призмы равен . Теорема доказана.



  1. Физкультминутка

«Колечко» (упражнение для рук)

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному пальцу. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

А теперь закрыли глаза, мысленно нарисовали окружность, в этой окружности изобразили улыбку. Что получилось? И вот с таким настроением продолжаем работать.



  1. Закрепление изученного материала в ходе выполнения упражнений



Цель: выработать навыки решения задач с использованием формулы объема прямой призмы.

Задача 1. (устно) Найти объем прямой призмы с высотой 5см, в основании которой лежит ромб с диагоналями, равными 4 и 6 см.

Решение: , = 12 (),



Задача 2. Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на треугольную (правильный треугольник) клумбу со стороной 4 м?

Решение: 20 мм = 0,02 м;

,



Задача 3. (В16) Най­ди­те объем пра­виль­ной ше­сти­уголь­ной приз­мы, сто­ро­ны ос­но­ва­ния ко­то­рой равны 1, а бо­ко­вые ребра равны 

Решение: ,





  1. Контроль знаний

Учащиеся проводят необходимые измерения своих моделей призм (подарочной упаковки) для вычисления их объема и данные заносят в таблицу:

Основание призмы (вид многоугольника)

Сторона основания (стороны)

призмы

призмы








Оценки выставляются учителем после проверки выполненной работы

  1. Подведение итогов. Рефлексия

- Какие данные необходимо для вычисления объема прямой призмы?

Рефлексия. Светофор: красный цвет – мне было сложно и малопонятно,

желтый цвет – у меня не все получилось, но я доволен своей работой,

зеленый цвет – у меня все получилось, я доволен своей работой.

  1. Информация о домашнем задании

П. 76, №663 (в – 1 уровень, г- 2 уровень), №664.



























Литература:

  1. Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2013 г.

  2. Поурочные разработки по геометрии. 11 класс / Сост. В.А. Яровенко. – М.: ВАКО, 2013 г.

  3. ЕГЭ – 2014. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под. ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013 (ЕГЭ 2014, ФИПИ)
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!