I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Проанализируйте представленные факты: 1) Компас помогает ориентироваться. 2) Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас, нельзя. 1 1 – Какой у вас возникает вопрос? 1 2 – Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на ваш дом или оставленную у дороги машину? – Какие у вас будут гипотезы? (Нужны карты или планы, по звёздам или солнцу.) – Сформулируйте тему урока. 1 2 2. – Если встать лицом к югу, где будет восток, а где запад? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Прочитайте текст «Ориентирование» и составьте план действий по ориентированию на местности. 2 4 1) Определение сторон горизонта. 2) Определение азимута. 3) Определение расстояния по карте или плану. 4) Выбор маршрута движения. 2. – Работа в группах. 2 3 3 А) Стороны горизонта. Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Как и где показано направление на карте или плане? Выполните задание по тексту на с. 52. Б) Компас. Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта. В) Азимут. Задание: Что называют азимутом? Как определить азимут на предмет? Выполните задание по тексту на с. 54. 3. – Какие способы ориентирования на местности вам известны? Заполните схему «Ориентирование». 3 3 3 Ориентирование _____________ _______________ ______________ _____________ ______________ _______________ 4. Решение творческих задач: А) Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: 1 : 10 000. Масштаб: в 1 см – 100 м. 2 3
1. Направление (Н) – СВ, расстояние (Р) = 300 м, азимут (А) = ? 2. Н – ЮВ, Р = 300 м, А = ? 3. Н – З, Р = 400 м, А = ? 4. Н – Ю, Р = 500 м, А = ? 5. Н – В, Р = 400 м, А = ? 6. Н – С, Р = 500 м, А = ? Б) Нарисуйте план движения учащихся в масштабе 1 : 20 000. Группа школьников вышла из школы в западном направлении и прошла 500 м через луг к речке, которая протекает с северо-запада на юго-восток. Перейдя речку по деревянному мосту, школьники повернули на юг и прошли 1 км тропинкой через смешанный лес до родника. От родника азимутом 50° они прошли 200 м лесом и вышли к домику лесника. 2 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |