СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Ориентирование"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: "Ориентирование" может быть использован при изучении географии в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Ориентирование"»

Ф.И.О. Колесникова Марина Валерьевна

Предмет: география

Класс: 5

Тип урока: общеметодологической направленности

Технологическая карта изучения темы


Тема

Ориентирование

Цели


Образовательные: формирование представлений о способах ориентирования на местности.

Развивающие: создание условий для формирования умений работать с компасом, определения направлений по плану местности.

Воспитательные: реализация творческого потенциала в учебной деятельности.

Задачи

Образовательные: подобрать учебный материал для урока; продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся; познакомить с прибором для определения сторон горизонта;

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся через поиск дополнительной информации к уроку, продолжить развитие навыков по работе с различными источниками географических знаний (атласами); развивать навыки умения логически мыслить и делать выводы.

Воспитательные: приводить примеры способов ориентирования на местности необходимых для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

УУД


Личностные УУД: оценивать конкретные географические ситуации, опираясь на полученные знания; умение строить жизненные планы с учётом конкретных природных условий.

Регулятивные УУД: учиться ставить цели урока, планировать пути достижения целей; учиться самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Планируемый результат

Предметные: научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Основные понятия

Ориентирование. Компас.

Межпредметные связи

биология, астрономия, история.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник «География. Начальный курс. 5 класс /И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.

Сайт Интернета, презентация урока, раздаточный материал, компас.

Организация пространства

фронтальная работа, парная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Технология

ИКТ, технология опережающего обучения

Используемая литература

1.Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011. – 124 c.

2. Баринова И.И. Тематическое планирование по географии. 6 – 10 классы. М.: 2003. -

3. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. М.: ВАКО, 2010. – 310 с.

4. Сайт интернета: http://festival.1september.ru/articles/646005/

5. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/01/07/tekhnologicheskaya-karta-uroka-geografii-v-5-klasse-na-temu


Организационная структура урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания)

Подготовить к уроку рабочее место, настроиться на предстоящую работу


Личностные:

самоопределение


II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)


(Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока).

Сейчас  я  вам  прочитаю  отрывок  одной  из  очень  известной   русской народной  сказки.   

 Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь -    Богатым будешь.

(Слайд 1)

Узнали сказку?   А если вы окажетесь в незнакомом городе? Что вы будете делать? А в степи?

(Слайд 2 – тема урока)


С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель. Записывают тему в тетрадь.




Анализируют отрывок из сказки. Делают выводы.

 

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности.


Знание темы «Ориентирование»


Личностные:

умение вести диалог.

Познавательные:

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

учитывать мнения своих одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные:

целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; планировать пути достижения целей.

III. Актуализация знаний

(7 мин)



Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились.

(Слайд 3 – фото леса)

Ваши ассоциации...

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения.

Давайте вспомним стороны горизонта. (Зачитывается задание, учащиеся выполняют его в тетрадях (5кл. на север; 2 на ю-в; 2 на ю-з), (5 кл. на юг;3 на в.; 2 на с.; 3 на з.))

Поменяйтесь своими листочками с выполненными заданиями со своим соседом и проверьте правильность выполнения задания с выставлением отметки за задание.

(Критерии оценивания:

«5» - всё выполнено правильно;

«4» - 1 неверный ответ;

«3» - имеется 3 ошибки;

«2» - имеется более 3Х ошибок) (Слайд 4)

Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.


Учащиеся чертят 2 фигуры.



Обмениваются листочками и проверяют задание с выставлением отметок.

Знание темы: «Стороны горизонта»

Личностные:

мотивация на выполнение задания.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли; умение работать в парах.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

IV. Изучение нового

(20 мин)



Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться местности?


Знаете ли вы что такое компас? Приходилось ли вам им пользоваться?






Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование». 
Позднее для ориентирования был изобретен прибор — компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. (Слайд 5)

Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. 


А можно ли найти дорогу без компаса?


Существуют способы ориентирования:

  • по Полярной звезде

  • по Солнцу

  • по «живым ориентирам»

  • по компасу

  • ориентирование с помощью гномона.

(Слайд 6,7, 8, 9 – способы ориентирования)

Познакомьтесь с этими способами ориентирования (стр. учебника 81,82, дополнительный материал)

Физкультминутка.

Учитель выполняет вместе с детьми.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, ветер дует тише-тише, деревцо все выше-выше.

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.


Учащиеся рассказывают строение компаса и правила работы с прибором, опираясь на материал учебника стр. 80,81, записывают определение понятия компас в тетрадь.


Заслушивают сообщение ученика о компасе. Приложение № 1
















Основываясь на жизненный опыт дают ответы на этот вопрос.












Работают в группах и в качестве рисунка в тетради показывают способы ориентирования. Приложение № 2.

Формирование понятий: компас, ориентирование.

Рассмотрение способов ориентирования.



Личностные:

развивать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Познавательные:

работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные:

умение действовать последовательно


V. Закрепление нового

(5 мин)

.

  • 1. Если у вас под рукой нет прибора для ориентирования, то какими другими способами можно сориентироваться на местности?

  • Покажите направления на плане местности.

  • Как оно обычно показано?

  • В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Высказывают свои ответы.







Работают с планом местности в атласе.








Воспроизводство информации о способах ориентирования.

Познавательные:

умение структурировать знания.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: анализируют информацию и применяют в новой ситуации.

VI. Контролирующее задание

(3 мин)


Решите задачу

Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветки к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести с него шляпу, и он придерживал его рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжил свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист, вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по – моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 %, так как решил, что западное направление именно это. Правильно ли определил направление пути турист? (Ветер дул с востока на запад. Путник шёл против ветра – на восток, потом повернул налево и пошёл на север. Сделав ещё поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.)

Отвечают на вопрос.

Воспроизводство информации об ориентировании на местности.

Личностные:

личностное понятие потребности в географических знаниях.

Коммуникативные:

умение слушать своих одноклассников.

Регулятивные:

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин)


А закончить сегодняшний урок мне хочется необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


Домашнее задание:

1. п. 17

2.Рабочая тетрадь с.42.задание 1,2

3. Подготовить сообщение о различных видах компаса.

(Слайд 10)

Составляют синквейн. Пример синквейна

1.Ориентирование.

2.Необходимое, жизненное.

3.Помогает, направляет, указывает.

4.Умение определять местоположение.

5.Здорово.













Задание записывают в дневник

Повторение темы «Ориентирование»


Личностные: анализируют эмоциональное состояние.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

самооценка, саморегуляция.







Приложение № 1

Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас изобретён в Китае. В китайских источниках 4000 – летний давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нём «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские учёные начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 16 века у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанёс градусные деления, а к центру его провёл лучи, соответствующие 32 направлениям – румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанёс также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далёкими путешествиями.


Приложение № 2

Ориентирование по местным признакам

Ориентироваться можно: по карте, компасу, солнцу, часам, звездам, природным признакам и явлениям и разным подсказкам. Например: если вы утром выглянете в окошко и увидите людей с зонтиками, значит на улице дождик, а если идет снег, то скорей всего это зима и надо одеваться теплее (шутка).

Ориентирование – это умение определить стороны света, представить себе направление дорог и расположение населенных пунктов по отношению к тому месту, в котором вы находитесь. Дорогу всегда можно найти, зная расположение сторон света. Их всего четыре: север (N), восток (E), юг (S) и запад (W).

Ориентирование на местности является одним из важных условий обеспечения жизнедеятельности и успешного выполнения поставленных задач. Ориентирование на местности по карте и компасу большой сложности не представляет. Но иногда приходится действовать, не имея карты, компаса. Поэтому при подготовке к походу необходимо особое внимание уделять привитию твердых навыков основных приемов, правил и способов ориентирования на местности без карты и компаса. Каждый член группы должен уметь хорошо и быстро ориентироваться на различной местности и в любых метеоусловиях.

Ориентирование по Солнцу.

Места восхода и захода Солнца по временам года различны: зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе; летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе; весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце всегда находится в направлении юга. Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север. Если солнце скрыто облаками, поставьте нож на ноготь пальца - хотя бы небольшая, но тень появится и станет ясно, где солнце.

По Солнцу и часам.

Надо направить часовую стрелку на Солнце, и угол, образуемый между направлением часовой стрелки и цифрой 1 (13 часов) циферблата, разделить воображаемой линией пополам. Линия, разделяющая этот угол, укажет направление: впереди - юг, сзади - север. При этом надо помнить, что до 13 часов нужно делить левый угол, а во вторую половину дня - правый угол.

По Полярной звезде.

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

По Луне.

Для приблизительного ориентирования нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 20 часов находится на юге, в 2 часа ночи - на западе, в последнюю четверть в 2 часа ночи - на востоке, в 8 часов утра - на юге. При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце. Необходимо помнить, что полная Луна противостоит Солнцу, т.е. находится против него.

По таянию снега.

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

По тени.

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам.

  • кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;

  • у сосны вторичная (бурая, потрескавшаяся) кора на северной стороне поднимается выше по стволу;

  • с северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками;

  • на деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны;

  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;

  • весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;

  • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;

  • летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь;

  • снег быстрее подтаивает на южных склонах; в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины - "шипы", направленные на юг;

  • в горах дуб чаще произрастает на южных склонах. Прочие признаки:

  • просеки в больших лесных массивах, как правило, ориентируются в направлении север - юг и запад - восток; нумерация кварталов лесных массивов в СССР идет с запада на восток и далее на юг;

· на отдельно стоящем дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей;

· цветы подсолнечника всегда поворачиваются за солнцем и никогда не смотрят на север;

· перелетные птицы весной летят на север, а осенью на юг;

· около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной

покрывается корочкой, потому что на него светит солнышко.

По постройкам.

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги. Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу. Алтари католических костелов располагаются на западной стороне. Двери синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, а их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог - на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска. Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг. В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север.

Определение местного времени без часов.

При поломке или утере часов местное время с относительной точностью можно узнать по компасу, измерив азимут по Солнцу. Определив азимут, его значение необходимо разделить на 15 (величина поворота Солнца за 1 час), полученное число будет указывать местное время в момент отсчета. Например, азимут по Солнцу составляет 180°, значит время будет составлять 12 часов.

Ориентирование в лесу.

В литературе имеются рекомендации к определению сторон горизонта по кроне деревьев. Но указание на то, что крона деревьев с южной стороны роскошнее, а годичные кольца прироста древесины на пне срезанного дерева с юга шире, чем с севера, не всегда подтверждается. Дело в том, что в глухом лесу деревья своей тенью закрывают соседние деревья, находящиеся на севере от них. Поэтому более длинные и густые ветки в середине леса могут быть направлены не только на юг, но и на север, восток, запад, т. е. туда, где больше свободного места. В связи с этим и ежегодный прирост очередного слоя древесины образуется с той стороны, с которой дерево лучше развивается. А значит, не обязательно с южной стороны. И если еще учесть то, что на развитие кроны деревьев, а также на ширину прироста древесины постоянно влияет направление ветров, влага, то вывод ясен. Но он не может быть верным для всех районов страны.

Исключением может быть Север, где тепла и света от солнца значительно меньше, чем влаги, и где деревья развиваются лучше в сторону юга. В средних широтах умеренного климата только по деревьям, стоящим на открытом месте, можно определить направление север - юг. Стороны горизонта в лесу можно определить по коре деревьев. Нужно помнить, что южная сторона деревьев, получая больше тепла и света, чем северная, имеет более сухую и светлую кору. Это особенно заметно в хвойных лесах. Помимо этого, на более освещенной стороне деревьев имеются характерные наплывы и сгустки смолы, долго сохраняющие светло-янтарный цвет. Следует иметь в виду, что стволы сосны покрываются вторичной коркой. С северной стороны эта корка образуется значительно реже, чем с южной. А после дождя ствол сосны чернеет с севера. Это объясняется тем, что вторичная корка, образующаяся на теневой стороне ствола и заходящая по ней выше, чем по южной, во время дождя набухает и высыхает медленно. Это и создает впечатление черного цвета северной стороны ствола сосны. Стороны горизонта также можно определить по лиственным деревьям. Так, стволы осин, а особенно тополя, с севера покрываются мхом и лишайниками. И даже если лишайник разросся по всему дереву, то с северной стороны его больше, там он более влажный и плотный. Это особенно хорошо заметно по нижней части ствола. А кора белой березы с южной стороны всегда белее по сравнению с северной стороной. Трещины и неровности, наросты покрывают березу с северной стороны. А учитывая, что береза очень чувствительна к ветрам, наклон ее ствола также поможет ориентироваться в лесу. Для определения сторон горизонта можно использовать крупные камни и валуны. Их северная сторона покрыта лишайниками и мхом, которые не любят тепла и света. Да и почва возле такого камня поможет, если отсутствуют лишайники и мох: почва с северной стороны такого камня более влажная, чем с южной. Помогут ориентироваться в лесу и его обитатели. Так, белка устраивает свое жилище только в дуплах, расположенных с противоположной стороны господствующих ветров. А муравейники располагаются с южной стороны какого-либо дерева или пня. Притом южная сторона его отлогая, северная - круче. Весной снег быстрее тает на склонах оврагов, лощин, выемок, обращенных к югу. Трава весной выше и гуще с южной стороны отдельных камней, построек, опушек леса, а летом при длительной жаре остается более зеленой с северной стороны.

Следует помнить, что признаны ошибочными способы ориентирования по:

— ширине годовых колец;

— густоте веток на деревьях;

— выростам мха на стволах деревьев;

— муравейникам и норкам сусликов.

Чтобы правильно ориентироваться, не пользуйтесь одним-двумя способами. Соберите все доступные способы. Проверяйте себя постоянно. Направление, подтвержденное шестью-семью способами и опровергнутое не более двух раз, можно считать в принципе достаточно точным.





















Скачать

© 2017, 1584 45

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!