I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Человеческая деятельность сильно и не в лучшую сторону изменяет состав воздуха. Например, отрицательное воздействие на состояние атмосферы оказывают углекислый и угарный газы, получаемые от сжигания углеводородов (угля, нефти и другого органического топлива). Здесь основным источником загрязнения является транспорт. За все предшествующие годы доля углекислого газа в атмосфере увеличилась на 20% и на начало XXI века составляет около 30%. – Без чистого воздуха человек жить не может. 2. – Сравните два факта. Какой вопрос у вас возникает? 1 3. – Почему из-за хозяйственной деятельности людей изменяется температура воздуха, его состав и характер осадков? 4. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 5. – Возможно ли создание искусственных газов? 1 – В каких местах на Земле воздух не подходит для дыхания людей? 1 – Какой газ вызывает повышение температуры на Земле? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Прокомментируйте представленную информацию: Атмосферою жива вся земля. Океаны, моря, реки, ручьи, поля и леса, растения и животные, люди – всё это живёт в воздухе, живо воздухом. Воздушное море покрывает весь земной мир, волны его описывают горы и долины и на дне его живём мы, насквозь пропитаны той же стихией. Эта животворящая жидкость вливается в наши лёгкие с каждым вздохом, среди неё начинается хрупкое существование новорождённого младенца, и она же принимает последний вздох умирающего. – Для чего нам нужен воздух? Почему человек не может обходиться без чистого воздуха? 1 2 2. – Используя текст на с. 150–151, составьте схему: «Как человек использует воздух». 2 3 4 3. – Дискуссия: почему ветроэнергетику называют энергетикой будущего? 1 1 2 3 4. – Можно ли исчерпать запасы ветровой энергии? 1 5. – Или люди сделают так, что на планете будет меньше дыма, или дым сделает так, что на планете будет меньше людей. (Ж. Баттон) – Как деятельность человека влияет на изменения в составе газов Земли? 1 2 1 6. – Что загрязняет атмосферный воздух? Определите источники загрязнения. 1 2 3 4 Заполните схему: ЗАГРЯЗНЕНИЕ Естественное Антропогенное (природное) (человек) 7. – Какие последствия могут быть для природы из-за загрязнения воздуха? Составьте цепочки, отражающие причинно-следственные связи. 1 2 3 4 1 8. – Как сохранить воздух чистым? Предложите мероприятия по сохранению чистоты воздуха. 1 2 9. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. Вопросы 1–2, с. 152. 2. Задания 3–4, с. 152. | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |