География, 7 класс
Тема: Рельеф Африки.
Составлено учителем географии
МБОУ «Пятихатская школа»
Кошман Н.И.
2019г
География, 7 класс
Тема урока: рельеф Африки.
Цель : изучить тектоническое строение, особенности формирования рельефа Африки, полезные ископаемые материка.
Планируемые результаты:
Предметные: изучить закономерность размещения крупных форм рельефа. Показывать крупные формы рельефа, научить составлять их краткую характеристику по плану. Рассмотреть закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, объяснять причины их размещения.
Метапредметные: развитие навыков учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом, сопоставление их. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: развитие коммуникативных навыков, развитие познавательного интереса, воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.
Оборудование
контурные карты, атласы, учебники.
раздаточный материал (карточки).
Проектор, фрагмент фильма « Рельеф Африки» https://infourok.ru/videouroki/665
Методы: проблемный, критического мышления, эвристическая беседа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение материка Африка и я надеюсь, что вы узнаете много нового и интересного . Пожелаем друг другу успеха!
2.Мотивация.
В Африке пустыня есть,
Вся в песках — Сахара,
Редкие колючки здесь,
Ведь воды-то мало!
А к экватору пойдешь —
Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там,
Носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны
Прячутся в лианах,
А зубастый крокодил —
В самой длинной речке Нил.
Есть еще здесь чудо света,
Сфинкс и пирамиды это.
Там — вулкан Килиманджаро
Дышит лавой и пожаром.
Стран различных — целый ряд:
Ливия, Египет, Чад,
Эфиопия, Заир,
Мавритания, Алжир.
Громова Л.
Итак, давайте вспомним, что мы знаем об этом материке.
3.Актуализация опорных знаний.
-взаимоопрос учащихся у карты по теме «ГП Африки»
Средиземное море |
м.Рас-Хафун |
Красное море |
Гвинейский залив |
м.Альмади |
м. Бен-Секка |
Атлантический океан |
м.Игольный |
Индийский океан |
Мозамбикский пролив |
о.Мадагаскар |
-выполнение задания на контурных картах
Географический диктант
Крайняя южная точка Африки.
Крупный залив у берегов материка.
Крупнй остров в Индийском океане.
Канал, соединяющий Средиземное и Красное море.
Крайняя западная точка материка.
Полуостров на востоке .
Море, омывающее материк с севера.
Пролив, отделяющий Африку от Евразии.
Пролив, отделяющий остров Мадагаскар.
Крайняя западная точка материка.
4.Целеполагание.
- Посмотрите на карту материка. Какой цвет преобладает? Что это значит?
-Какие формы рельефа вы знаете?
-Что такое рельеф?
-чем определяется рельеф территории?
Определяется цель и задачи урока : изучить закономерность размещения крупных форм рельефа.
5.Изучение нового материала.
Работа по группам с картами атласа
1 гр. Какая форма рельефа пребладает в Африке и почему?
2 гр. На какие две части можно условно разделить Африку в зависимости от рельефа?
3 гр. Где проходит крупный разлом земной коры и как он выражен в рельефе?
Выводы:
в основе материка лежит древняя Африкано – Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.
деление Африки на низкую – северо-западную и высокую – юго-восточную
На юге и востоке зона глыбовых разломов. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных глыб земной коры. Образовались горсты (поднятия) - глыбовые хребты Восточно-Африканского плоскогорья, грабены (опускания) - Драконовы горы.
Физкультминутка.
Анализ физической карты и сопоставление ее с картой строения земной коры.
Составление таблицы в процессе просмотра фрагмента фильма « Рельеф Африки» https://infourok.ru/videouroki/665
Тектоническая структура | Форма рельефа | Полезные ископаемые |
Щиты | | |
Плиты | | |
Древняя складчатость на платформе | | |
Разлом земной коры | | |
Стык литосферных плит | | |
Вывод: Платформам соответствуют _____________________(формы рельефа) и осадочные полезные ископаемые, а складчатым поясам соответствуют ____________________(формы рельефа) и ____________________ полезный ископаемые.
6.Закрепление знаний.
Описание формы рельефа по плану.
1) В какой части материка находится форма рельефа?
2) В каком направлении тянется?
3) Каковы приблизительно размеры?
4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
5) Каково происхождение формы рельефа?
7. Рефлексия
Что понравилось?
Что нет?
Интересно было?
8.Выставление оценок . Домашнее задание. стр. 95-96 изучить, дать описание нагорья Ахаггар согласно плану.