| III. Выявление зависимости электроёмкости плоского конденсатора от: 1) расстояния между обкладками; 2)диэлектрические-кой проницаемости вещества; 3) площади пластин конденсатора | 1)Демонстрирую (виртуальный) опыт, изменяя расстояние между пластинами плоского конденсатора, обращая внимание учащихся на то, что электрометр при указанном способе подключения измеряет не заряд, а напряжение между пластинами. Перед учащимися ставлю задачу: самостоятельного сформулировать вывод о зависимости электроёмкости от расстояния между пластинами 2)Демонстрирую (виртуальный) опыт путём внесения между пластинами стеклянного диэлектрика. Перед учащимися ставлю задачу: самостоятельного сформулировать вывод о зависимости электроёмкости от диэлектрической проницаемости. 3) Демонстрирую (виртуальный) опыт по изменению площади перекрытия пластин. Перед учащимися ставлю задачу: самостоятельного сформулировать вывод о том, как изменяется электроёмкость при изменении площади пластин. | 1)Формулируют вывод о зависимости электроёмкости от расстояния между пластинами 2) Формулируют вывод о зависимости электроёмкости от диэлектрической проницаемости. 3) Формулируют вывод о том, как изменяется электроёмкость при изменении площади пластин. | | |
IV. Вывод формулы электроёмкости плоского конденсатора. | Предлагаю по обобщающему выводу (на экране) записать знаковую зависимость электроёмкости от других величин; Вывожу коэффициент пропорциональности для получения конечной формулы. | Работают с текстом и переводят из текстовой записи в знаковую с правильной записью математической пропорции. | | |
V.Энергия конденсатора. | Демонстрирую учащимся(слайд) электростатический маятник с постановкой перед учащимися вопроса «в чём причина такого движения шарика?» | Объясняют опыт и делают выводы о наличии энергии у заряженного конденсатора. | | |
VI.Виды конденсаторов. | З накомлю учащихся с видами конденсаторов (слайд+ конденсаторы) по типу диэлектриков (устройство), | Устанавливают меж предметные связи и связь с практической деятельностью. | | |
VII.Устройство «бумажного» конденсатора. | Демонстрирую устройство бумажного конденсатора (на основе модели), с постановкой вопроса: «Что является диэлектриком и зачем закручивают бумагу и обкладки конденсатора?» | Знакомятся с устройством бумажного конденсатора отвечают на вопросы учителя. | | |
VIII. Конденсатор переменной емкости. | Демонстрирую (виртуально) работу конденсатора переменной ёмкости. Задает вопрос «засечёт чего изменяется электроёмкость?» | Наблюдают за опытом, анализируют его результат и делают выводы. Отвечают на заданный вопрос учителя. | | |
IX.Применение конденсаторов. | Демонстрирую практическое применение конденсатора (фрагмент учебного фильма) | Знакомятся с некоторыми областями применения конденсаторов, конспектируя тип и область применения. | | |
X. Выявление независимости электроемкости от заряда и напряжения | Демонстрирую (виртуальный) опыт по изменении заряда на конденсаторе при изменении напряжения. Задаю вопрос: «Как зависит электроёмкость конденсатора от заряда и напряжения?» | Учащиеся фиксируют измеряемые данные величина заряда и напряжения. По результатам предыдущего опыта учащиеся вычисляют электроёмкость и делают самостоятельный вывод Формулируют вывод о независимости ёмкости от напряжения и заряда. | | |
4. Формирование учебных умений и навыков. | Предлагаю решить количественную задачу Сб. А.П. Рымкевича №765 (1,2) | Решают задачу используя формулу плоского конденсатора. | | |
5. Рефлексия и подведение итогов урока. | демонстрирую таблицу, которую должны заполнить сами учащиеся. «Как изменяются характеристики при изменении какого-либо параметра конденсатора?» Оцениваю работу учащихся на уроке1) с учетом их активности и количества правильных ответов. 2) у группы ребят берется тетрадь на проверку(решение задачи). | Работают с таблицей и формулой. Формулируют вывод: при отключенном от источника тока конденсаторе, заряд на его пластинах не изменяется. | |
7. Домашнее задание. | Задаю дифференцированное домашнее задание: 1) качественные задачи из рабочей тетради, 2) количественные задачи (Рабочая тетрадь №228-232) «3»-228,229,230; «4» +232 «5»-228-232 3) экспериментальное задание «создать бумажный конденсатор»-(индивидуальный или групповая работа) 4) подготовиться к тестированию. | Записывают Д/з, задают вопросы по непонятным для них моментам урока. | |