СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Экономическое развитие (СССР )в 1953- 1964 гг." класс: 11

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое советское руководство понимало, что необходимы изменения в сельском хозяйстве, следует больше внимания уде­лять социальной политике и развитию легкой промышленности, расширить экономические стимулы к труду. Однако в вопросе о том, с помощью каких мер следует достичь этих целей, среди наследников Сталина не было единства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Экономическое развитие (СССР )в 1953- 1964 гг." класс: 11»

Конспект урока "Экономическое развитие (СССР )в 1953- 1964 гг."

класс: 11

Цель: охарактеризовать социально-экономическое развитие СССР в изучаемый период.

Планируемые результаты: предметные: сформировать пред­ставление о социально-экономических реформах 1953—1964 гг. и их результатах; познакомить с основными достижениями раз­вития советской науки в этот период; выявить причины неудачи реформ Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве; охарактеризовать ос­новные противоречия социальной политики в годы «оттепели»; метапредметные УУД: 1) коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте инфор­мацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: соотно­сить свои действия с планируемым результатом; формировать целевые установки учебной деятельности; 3) познавательные: ра­ботать с учебной информацией, собирать и фиксировать инфор­мацию, выделяя главную и второстепенную; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности; личностные УУД: развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей страны.

Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I.   Мотивационно- целевой этап

Как вы уже знаете, в годы правления Н.С. Хрущева был смяг­чен политический режим и началась реабилитация жертв сталин­ских репрессий. В это время также прошли активные социаль­но-экономические преобразования, призванные создать условия для более сбалансированного развития экономики и повысить благосостояние народа при сохранении основных принципов директивного планирования. Насколько эффективны были эти реформы, вы узнаете на сегодняшнем уроке.

План урока

1.    Реорганизация управления промышленностью.

2.    Достижения научно-технического развития.

3.    Развитие сельского хозяйства.

4.    Социальная политика.

II.    Актуализация знаний

Вопросы к классу

1. В чем выражались диспропорции в развитии экономики, нараставшие в последние годы правления Сталина?

2. Каковы были основные причины тяжелого положения сельского хозяйства в последние годы правления Сталина?

(Ответы учеников.)

III.    Работа по теме урока

1.      Реорганизация управления промышленностью

Новое советское руководство понимало, что необходимы изменения в сельском хозяйстве, следует больше внимания уде­лять социальной политике и развитию легкой промышленности, расширить экономические стимулы к труду. Однако в вопросе о том, с помощью каких мер следует достичь этих целей, среди наследников Сталина не было единства.

(В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу.)

Дата

Попытка реформирования промышленности

Последствия

1953 г.

Программа Г.М. Мален­кова: увеличить финанси­рование легкой и пищевой промышленности за счет снижения темпов развития тяжелой промышленности; снизить налоговое бремя колхозников

Улучшилось материальное по­ложение колхозников, наметил­ся рост сельскохозяйственного производства. После отставки Маленкова его планы экономи­ческих реформ были раскрити­кованы за «правый уклон»

1957 г.

Ликвидация отраслевых министерств, создание территориальных советов народного хозяйства (сов­нархозов) для руководства промышленностью на об­ластном и краевом уровне

Расширена экономическая са­мостоятельность предприятий внутри регионов, но нарушены хозяйственные связи между ними

1959 г.

Сроки перспективного планирования развития народного хозяйства увели­чены с пяти до семи лет

Итог семилетки 1959—1965 гг.: значительный рост (до 85%) промышленного производства, производство потребитель­ских товаров выросло меньше предусмотренных показателей. Возврат к пятилетнему пла­нированию после смещения Хрущева

1960—

1963 гг

Образованы республикан­ские совнархозы Создан Высший совет на­родного хозяйства (ВСНХ) Местные партийные ор­ганы и Советы депутатов трудящихся (начиная с об­ластных) разделены на про­мышленные и сельские

Рост управленческого аппарата, снижение темпов экономического развития. Цель реформ — восстановить нарушенные после создания совнархозов экономические связи между ре­гионами — не была достигнута

Дезорганизация управления промышленностью стала од­ним из главных обвинений в адрес Хрущева, предъявленных ему участниками Пленума ЦК КПСС в 1964 г. В первый год после отставки Хрущева были ликвидированы совнархозы и восстанов­лены отраслевые министерства.

2 Достижения научно-технического развития

В стратегии развития промышленности Хрущев ориентиро­вался на два основных фактора - административная реорганиза­ция и научно-технический прогресс. И если его административ­ные реформы в области управления промышленности оказались неудачными, то советская наука в 1950—1960-е гг. достигла вы­дающихся успехов. За время правления Хрущева государствен­ные расходы на науку (в первую очередь на отрасли, так или ина­че связанные с военно-промышленным комплексом) выросли в 12 раз. Идея децентрализации, провалившаяся в управлении промышленностью, благотворно сказалась на развитии науки — было создано Сибирское отделение АН СССР, открывались но­вые научно-исследовательские институты, одним из ведущих научных центров страны в области математики и физики стал основанный в 1957 г. Новосибирский Академгородок.

В это время нобелевскими лауреатами стало несколько со­ветских ученых: Л.Д. Ландау, создавший теорию сверхтекучести, Н.Н. Семенов, награжденный за развитие теории химических цепных реакций, А.М. Прохоров и Н.Г. Басов, создавшие первый в мире лазер, и др. ,

(таблица )

Основные научно-технические достижения СССР
в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

Ядерная энергетик

Электроэнергетика

Ракетостроение

1953г. — испыта­ние первой водо­родной бомбы.

1954г. — создана первая атомная электростанция в Обнинске.

1957 г. — запуск первого синхрофа­зотрона в Дубне.

1959 г.— спуск на воду первого в мире атомного ледокола

1955 г. — строительство но вых гидроэлектростанций на Волге — производство электроэнергии повыси­лось более чем на 80%. Результат: рост энергово­оруженности труда во всех отраслях, особенно добы­вающей промышленности; увеличение добычи нефти и газа; развитие транс­порта (замена паровозов тепловозами и электрово­зами)

- Созданы первые дальние тяжелые турбореактивные бомбардировщики Ту-16иТу-19; пер­вый реактивный пассажирский лай­нер Ту-104; сверх­мощные ракеты-но­сители, способные выводить косми­ческие корабли в открытый космос; начало космической программы

— Работая с п. 5 § 32 учебника, заполните таблицу, посвя­щенную первым достижениям советской космической программы.

(Учитель может предоставить частично заполненную таблицу.)

  «Догнать и  перегнать.  Развитие космической техники».

Дата

Достижение

4 октября 1957 г.

Вывод на орбиту Земли первого искусственного спутника

Ноябрь 1957 г.

Запуск в космос первой ракеты с живым существом на борту (собакой Лайкой, погибшей во время по­лета)

Январь 1959 г.

Запуск первого в мире космического аппарата, ко­торый преодолел притяжение Земли (автоматиче­ская межпланетная станция «Луна-1»)

Сентябрь 1959 г.

Запуск первого космического аппарата, совершив­шего посадку на поверхности Луны

Октябрь 1959 г.

Запуск первого комического аппарата, сфотографи­ровавшего Луну с обратной стороны

Август 1960 г.

Запуск комического аппарата с живыми существа­ми на борту (собаки Белка и Стрелка), благополуч­но вернувшимися на Землю

12 апреля 1961 г.

Первый полет человека в космос (Ю. А. Гагарин)

Август 1961 г.

Второй полет человека в космос (Г.С. Титов)

Ноябрь 1962 г.

Запуск первого космического аппарата, совершив­шего пролет Марса

Июнь 1963 г.

Полет в космос первой женщины-космонавта (В.В. Терешкова)

Октябрь 1964 г.

Полет первого Многоместного космического кораб­ля с экипажем из трех человек

Март 1965 г.

Первый выход человека в открытый.космос (А.А. Леонов)

3.     Развитие сельского хозяйства

Хотя Хрущев и Маленков предлагали разные меры для разви­тия аграрного сектора экономики, оба подхода нашли отражение в сельскохозяйственной политике того времени.

- Работая с учебником, заполните таблицу, по­священную развитию сельского хозяйства в 1953-1958 гг.

Инициатор

Меры по развитию сельского хозяйств;

 Результат

Г.М. Ма­ленков

1. Снижение денежного налога с колхоз­ных дворов в два раза.

2. Списание долгов по сельскохозяй­ственному налогу.

3. Снижение обязательных поставок с личных приусадебных хозяйств.

4. Повышение закупочных цен на сель­скохозяйственную продукцию.

5. Разрешение увеличить размеры при­усадебных участков в 5 раз

Рост благо­состояния колхозников и увеличение их доходов. Рост производ­ства сельско­хозяйственной продукции в полтора раза

Н.С. Хру­щев

1.  Начало кампании по освоению це­линных и залежных земель Западной Сибири и Казахстана.

2. Предоставление колхозам права вно­сить изменения в свои уставы.

3. Введение пенсий для колхозников, начало выдачи им паспортов

 

Особенно успешным для развития сельского хозяйства стал 1956 г. — освоенные целинные земли впервые дали рекордный урожай, составивший около половины всего зерна, собранного в стране. Чтобы подчеркнуть эту победу, во всех общественных столовых хлеб стал предоставляться бесплатно — на людей, хо­рошо помнивших послевоенный голод, это произвело сильное впечатление. Хрущев в мае 1957 г. на совещании работников сельского хозяйства пообещал в ближайшие три года догнать и перегнать США по производству молока и мяса на душу на­селения. Последующие успехи научно-технического развития СССР, позволившие опередить США в развитии космической программы, укрепили уверенность первого секретаря ЦК КПСС в возможности продемонстрировать преимущества социализма и в сельском хозяйстве. Но для осуществления этой цели пред­стояло преодолеть гигантский разрыв — в 1957 г. производство мяса на душу населения в США составляло 102 кг, в СССР — только 32 кг.

Дополнительный материал
Мясная кампания в Рязани

Одним из ярких проявлений методов, посредством которых местные власти стремились добиться роста поставок государству молока и мяса, стало «рязанское чудо» 1959 г. Партийное руководство Рязанской об­ласти обязалось всего за год увеличить производство мяса в три раза. Несмотря на нереальность подобного обещания, «рязанский почин» был активно поддержан властями и лично Хрущевым, а официальная пропа­ганда ставила Рязанскую область в пример всей стране. Чтобы выполнить обещание, Рязанский обком распорядился забить почти все поголовье скота, включая молочных коров и быков-производителей. Скот мас­сово закупался в соседних областях за счет средств, предназначенных для покупки машин, строительства школ и других нужд. К концу года обязательства были выполнены, первый секретарь Рязанского обкома А.Н. Ларионов удостоен звания Героя Советского Союза. Но в следую­щем году области не удалось выполнить план по сдаче мяса, ведь пого­ловье скота сократилось на 65%, вдвое упало производство зерна из-за отказа колхозников, у которых «временно» изъяли личный скот, обра­батывать колхозные земли. Когда аферу раскрыли, Ларионов покончил с собой и был посмертно лишен звания Героя.

(В ходе рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу.)

Развитие сельского хозяйства в 1958-1964 гг.

Реформа в области сельско­го хозяйства

Цель и причины

Результат

Ликвидация МТС и передача содержащийся в них техники колхозам за вы­куп

Компенсация предыдущих рас­ходов государства на развитие сель­ского хозяйства

Потеря механи­заторов, массово стремившихся найти работу в городе

Кризис сельского хозяйства, обострение продоволь­ственной проблемы. Повыше­ние цен на мясную и молочную продукцию в 1962 г., начало мас­совых заку­пок зерна за границей

Массовая скупка личного скота у колхозников, рост налогов на приусадебные участки

Борьба с «частнособственническими пережитка­ми», стремление добиться роста поставок мяса

Падение уровня жизни колхозни­ков, их массовое переселение в город

Массовая по­садка кукурузы по всей стране

Кукуруза опере­жала по урожай­ности традици­онные для СССР культуры, а также давала ценное промышленное сырье

Падение урожай­ности зерновых из-за того, что кукурузу сеяли в районах с хо­лодным клима­том и без необхо­димых удобрений

«Сельскохозяйственная  реформа. Освоение целины», «Кукурузная эпопея», «Дефицит сельскохозяйственной продукции».

Дополнительный материал

Новочеркасский расстрел

Повышение цен на мясо, молоко и яйца на 25-30% весной 1962 г. вызвало взрыв недовольства во всей стране. Но особенно острый харак­тер возмущение приобрело в городе Новочеркасске Ростовской области, где объявление о росте цен совпало с повышением нормы выработки на одну треть для рабочих Новочеркасского электровозостроительно­го завода при сохранении ставки заработной платы на прежнем уров­не. 1 июня 1962 г. рабочие одного из цехов отправились к руководству с вопросом: «На что нам жить дальше?», на что получили ответ: «Если не хватает зарплаты на мясо, ешьте пирожки с ливером».

На площади у заводоуправления начался стихийный митинг, участ­ники которого жгли собранные со всего завода портреты Хрущева. В го­род прибыл первый секретарь Ростовского обкома партии. Он выступил перед протестующими и попытался уговорить их разойтись, но был осви­стан и вынужден удалиться. Участники митинга решили на следующий день идти к горкому партии и высказать свои требования.

В ночь на 2 июня в город были введены войска и бронетехника. Для руководства подавлением восстания прибыла делегация членов Прези­диума ЦК КПСС во главе с А.И. Микояном, некоторые активные участ­ники митинга были арестованы. Это вызвало еще больший рост возму­щения, люди, в том числе женщины с детьми, вышли на центральную улицу города, а затем подошли к горкому. Часть протестующих ворвалась в здание горкома, с его балкона стали выступать ораторы, призывавшие не выходить на работу, пока не будут снижены цены, восстановлены прежние расценки на заводе, освобождены арестованные. Тем временем к площади перед горкомом подошли вооруженные солдаты и подъехали танки. После неоднократных требований разойтись толпа была рассеяна выстрелами. 24 человека было убито, около 30 ранено. В августе состоялся суд над зачинщиками беспорядков, 7 человек были приговорены к выс­шей мере наказания, более сотни — к различным срокам заключения.

4.     Социальная политика

Несмотря на трудности, вызванные развалом сельского хо­зяйства и обострением продовольственной проблемы, в целом уровень жизни населения в конце 1950-х — начале 1960-х гг. ощу­тимо вырос.

— Работая с п. 6 § 32 учебника, заполните таблицу, представив в ней меры по повышению уровня жизни населения, пред­принятые в период правления Н.С. Хрущева.

Социальные мероприятия правительства

Характеристика

Пенсионная реформа

Увеличение пенсий по старости в 2 раза и сниже­ние пенсионного возраста на 5 лет

Решение жилищ­ной проблемы

Массовое строительство типового жилья с малога­баритными отдельными квартирами

Трудовое зако­нодательство

1.Повышение минимальной зарплаты в 1,5 раза.

2.  Сокращение продолжительности рабочей неде­ли с 48 до 46 ч.

3. Отмена уголовной ответственности за самоволь­ный уход с предприятия или прогул

Изменение в по­ложении сель­ского населения

1.                   Установление пенсий для колхозников.

2. Начало выдачи паспортов колхозникам

 IV.    Подведение итогов урока

Вопросы к классу

1. Что имели в виду участники состоявшегося в октябре 1964 г. Пленума ЦК КПСС под волюнтаризмом и субъективизмом Хрущева?

2. Какие факты подтверждают, что в годы правления Хрущева в СССР был завершен переход от индустриально-аграрного к индустриальному обществу?

3. Каковы были последствия экон-й реформы)?  (повышение заготовительных и закупочных цен, рост доходов крестьян, уменьшились налоги на приусадебное хозяйство, высокие темпы с/х производства, но реформа свернута: эрозия почв, удар по личным подсобным хоз-м, запрет на содержание скота в личном хоз-ве, дефицит продуктов питания, повышение цен на мясо-молочные продукты, введены карточки на многие виды продовольствия, массовые закупки зерна за границей; быстрое развитие некоторых отраслей промышленности, освоение нефте и газоместорождений, развитие авиации, полет человека в космос, но: путь развития экстенсивный, управление по-прежнему командно – административное; введение совнархозов нарушило общегос-ое экон-ое единство, ликвидация министерств лишило гос-во способности быстро концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую технологическую политику.)

Домашнее задание   Прочитать §


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!