МКОУ «Прогимназия №1» г.п. Залукокоаже
Урок математики в 4 классе
по теме:
«Движение в противоположных направлениях»
(в рамках Недели математики)
Учитель: Рожкова И.В.
Март, 2021г.
Цели и задачи урока:
Образовательные цели:
-ознакомление с задачами на противоположное движение;
- установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость);
- учить формулировать условие задачи по данному чертежу.
Задача:
- создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
2) Развивающие цели:
-развитие вычислительных навыков, внимания, логического мышления
Задача:
-развивать интеллектуальные качества ребенка, речь, внимание, наблюдательность, само и взаимоконтроль
3) Воспитательные цели:
- воспитывать культуру математической речи, ответственное отношение к учебному труду
Задача:
-воспитание чувства дружбы и товарищества, духа соревнования и взаимопомощи.
Форма урока: комбинированный (повторение, новый материал, закрепление)
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организация начала урока.
Цель: проверка готовности к уроку
Задача для учителя: создание для учащихся комфортных условий;
Задача для учеников: быть внимательными и активными на уроке.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке царицы наук – МАТЕМАТИКЕ. Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения с друг другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте товарищу успешной работы.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжаем работу с задачами на движение и познакомимся с новым видом задач «Движение в противоположных направлениях»
Актуализация прежних знаний.
Задача для учителя: проверить уровень усвоения ранее полученных знаний по теме посредством выполнения заданий на развитие внимательности и наблюдательности, обобщение.
Задача для учеников: вспомнить и применить усвоенные знания.
- Давайте сначала вспомним, над чем мы работали на прошлом уроке?
(мы решали задачи на движение в одном и том же направлении и устанавливали зависимости между величинами, характеризующими процессы движения).
Слайд 1
-Какие величины используются в задачах на движение.
Кг , км, т, с, км/ч, см, сут, м, ц, ч, мин, м/мин, км/c, м/с, дм.
Слайд 2 -проверка: км, с, км/ч, м, ч, мин, м/мин, км/с, м/с
- Выберите из предложенных единиц скорости.
Слайд 3 –проверка: км/ч, м/мин, км/с, м/с
- Из данного ряда вы выбрали единицы измерения скорости. При решении задачи один из учеников получил ответ:
Слайд 4. “Скорость автомобиля 120м/ч”.
Давайте оценим V автомобиля.
( У автомобиля должна быть другая скорость.)
- Измените данные таким образом, чтобы скорость соответствоваладвижению автомобиля.
(120 км/ч)
Слайд 5.Решение проблемной ситуации.
Узнайте, нарушены ли правила водителем?
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
(Да, нарушил. 280:4=70км/ч)
Работа над новой темой
Задача для учителя: формировать у школьников умение решать задачи на движение в противоположных направлениях.
Задача для учеников:освоение новых знаний через решение задач
Ребята, а сейчас мы приступим к изучению новой темы.
Работа по учебнику
№153. Чтение задачи учеником
- О чем говорится в задаче? (о поездах)
- В каких направлениях двигаются поезда? (в противоположных)
- Из одной ли станции они начали свое движение? (нет)
Что говорится о поездах? (они встретились и разъехались)
Что нам известно в задаче? (скорость первого поезда 80км/ч, скорость второго – 70км/ч, время движения после встречи -1час)
Ученик на доске делает схему к задаче
- Прочитайте вопрос задачи: «На каком расстоянии друг от друга находятся эти поезда?»
- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сложить скорости)–запись решения на доске учеником, параллельная работа в тетради
-С какой скоростью увеличивается расстояние между поездами? (150км/ч)
-150км/ч – скорость изменения/увеличения расстояния
- Как она связана со скоростями поездов? (скорость изменения расстояния равна сумме скоростей этих объектов)
- На каком расстоянии будут находится поезда через 2часа после встречи?
(150х2=300км) – запись решения
- Самостоятельно напишите ответ к задаче.
№154. После самостоятельного чтения условия задачи и чтения вслух опорного правила, один ученик на доске оформляет схему к задаче
- Что требуется найти в задаче? (Через сколько часов встретятся поезда и какое расстояние будет между поездами через 3часа после встречи?)
-Как движутся эти поезда? (навстречу друг другу)
- Что еще известно в задаче? (скорости поездов, расстояние между городами) - Что мы может найти, зная скорость двух поездов ( сначала мы найдем скорость сближения, а потом скорость удаления)– запись решения на доске учеником, работа в тетрадях
- Зная скорость сближения и расстояние, как найдем время встречи поездов? (расстояние поделим на скорость сближения) – запись решения
- А каким действием мы найдем расстояние между поездами после встречи? (Умножением.Мы скорость удаления умножим на время) – запись решения
Молодцы, еще раз прочитайте самостоятельно правило. Кто расскажет правило своими словами и примерами? (выслушиваются 1-2 ученика) Ну вот, у нас все поезда да машины. А вы умеете кататься на велосипеде?
Поехали…
IV.Музыкальная динамическая пауза
-Чья скорость выше:велосипедиста или птицы?
-Сформулируйте задачу на кратное сравнение. Устное решение задачи.
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
1.Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы?
2. Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?
3. Автобус едет от города до аула 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу?
V. Закрепление изученного материала
Цель: учить последовательно идти к намеченной цели
Задачи для учителя: проверить уровень овладения детьми темы урока
Задачи для учеников: научиться применять полученных знания в самостоятельной работе.
1. Работа в тетради на печатной основе №62 – самопроверка, №63 – взаимопроверка, №66 – коллективная проверка.
2. Индивидуальная работа по карточкам
1 вариант. ВЕЛИЧИНЫ:
1. Переведи в метры 45 км 40м
2.Сколько метров в ½ части километра?
3.Что больше 190 минут или 3 часа? Почему?
Вини – Пух и Пятачок вышли навстречу друг другу. Вини - Пух шел со скоростью 15 м/мин., а Пятачок шел со скоростью 10 м/мин. Какое расстояние прошли они вместе, если они встретились через 20 мин и какое расстояние будет между ними через 5 минут после встречи?
2вариант
ВЕЛИЧИНЫ:
1. Переведи в метры 35 км 600м
2.Сколько метров в 1/4 части километра?
3.Что больше 190 минут или 2часа 10минут? Почему?
Крокодил Гена и Чебурашка вышли навстречу друг другу. Крокодил Гена шел со скоростью 18 м/мин., а Чебурашка шел со скоростью 14 м/мин. Какое расстояние прошли они вместе, если они встретились через 25 мин и какое расстояние будет между ними через 5 минут после встречи?
Проверка решений с комментированием
VI. Домашнее задание
Задача для учителя:закрепить и обобщить новые знания.
Задача для учеников: уметь применять полученные знания
Ваше домашнее задание: придумать задачу на движение в противоположных направлениях, записать её на альбомном листочке и построить к ней схему. Решать её будет кто-то из ваших одноклассников на следующем уроке математики.
VII. Итог урока
Ребята, как вы думаете, смогли ли мы достичь цели урока?
-Что нового узнали на уроке? (Познакомились с задачами на движение в противоположных направлениях)
-Чему вы научились во время урока? (решать задачи на движение в противоположных направлениях)
Самооценка.
-Как вы считаете хорошо ли вы усвоили материал данного урока? Если да, то встаем, а если не очень- поднимаем правую руку.
На последующих уроках мы с вами продолжим работу над задачами на движение.
Спасибо за урок. Урок окончен.