Работа по теме урока. Изучение нового материала.
Ребята! Вам известно, что самое ценное, что у нас есть - здоровье. Не дар ом гласит народная мудрость: здоровье не купишь, здоровье дороже богатства, здоровье надо беречь смолоду. Вам школьникам очень важно заботится о своем здоровье.
По данным таблицы 1 построить круговую диаграмму
Таблица 1. Данные об участии учащихся 6 "А" класса в празднике "День здоровья" (СЛАЙД 5)
Приняли активное участие | 12 человек | 18 * 12 = 216о |
Участвовали только в одном конкурсе | 6 человек | 18 * 6 = 108о |
Не принимали участие | 2 человека | 18 * 2 = 36о |
ВСЕГО | 20 человек | 360о |
Расчеты:
360 : 20 = 18о - 1 человек
12 * 100 : 20 = 60% - приняли активное участие
6 * 100 : 20 = 30% - участвовали только в одном конкурсе
2 * 100 : 20 = 10% - не принимали участие
Диаграмма 1 Круговая диаграмма (СЛАЙД 6)
Сделайте выводы: активно ли учащиеся 6 "А" класса участвуют в общешкольном празднике "День здоровья"? Сколько процентов учащихся участвовали в дне здоровья (не участвовали в празднике "День здоровья")? Для чего нужны диаграммы?
4. Работа по теме урока. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся со столбчатыми диаграммами. Для того, чтобы по данным таблицы 1 нарисовать столбчатую диаграмму, надо нарисовать в тетради три столбика, высоты которых соответствуют количеству учащихся (1 учащийся =1 клетка тетради)
Пусть высота первого столбика 12 клеток тетради (6 см); второго столбика 6 клеток тетради (3 см); третьего столбика 2 клетки (1 см). Можно вместо клеток, было брать сантиметры, миллиметры, по своему усмотрению. Диаграмма 2 - пример столбчатой диаграммы.
Диаграмма 2. Участие учащихся 6 "А" класса в празднике "День здоровья" (СЛАЙД 7)
5. Физкультминутка (СЛАЙД 8)
Упражнение для глаз: посмотрели прямо, начертить глазами прямоугольник по периметру стены класса почасовой стрелке - 10 раз, против часовой стрелки - 10 раз; чертим глазами диагонали прямоугольника (периметра стены) по 10 раз каждую диагональ
6. Закрепление
Для того, чтобы всем учащимися нашего класса быть здоровыми, сильными, успевающими в учебной деятельности, мы должны знать основные принципы рационального питания школьника. В рационе питания школьника должно быть оптимальное количество белков, жиров, углеводов, воды, а также минеральных солей и витаминов.
Задание 1: по данным таблицы 2 построить круговую и столбчатую диаграммы для вашего возраста (11-15 лет) (учащиеся у доски по цепочке - каждый по 1 вычислению)
Таблица 2. Суточные нормы белков, жиров и углеводов в питании школьника (в граммах) (СЛАЙД 9)
Возраст (в годах) | белки (в граммах) | жиры (в граммах) | углеводы (в граммах) | всего (грамм) |
7-11 | 80 | 70 | 300 | 450 |
11-15 | 110 | 100 | 390 | 600 |
15-18 | 120 | 100 | 450 | 670 |
Расчеты для построения круговой диаграммы:
110 + 100 + 390 = 600 (г) - суммарная потребность в белках, жирах и углеводах школьника 11-15 лет
360 : 600 = 0,60- 1 грамм
110 * 0,6 = 660 - потребность в белках
100 * 0,6 = 600 - потребность в жирах
390 * 0,6 = 2340 - потребность в углеводах
110 : 600 * 100 = 18,(3) 18% - потребность в белках
100 : 600 * 100 = 16,(6) 17% - потребность в жирах
390 : 600 * 100 = 65% - потребность в углеводах
Откладывает в тетради с помощью транспортира соответствующее число градусов, получаем круговую диаграмму
Диаграмма 3. Круговая диаграмма (СЛАЙД 10)
Диаграмма 4. Столбчатая диаграмма (СЛАЙД 11)
Анализ диаграмм:
- потребность в каких веществах у школьника самая высокая?
- по данным какой из диаграмм можно увидеть динамику изменения потребности в связи с возрастом?
- по данным какой диаграммы можно сделать вывод о процентном соотношении белков, жиров, углеводов в возрасте 11-15 лет?
Дневная норма питания |
утренний завтрак | 20% | 7:00 |
второй завтрак | 15% | 10:00 |
обед | 40% | 13:00 |
полдник | 10% | 16:00 |
ужин | 15% | 19:30 |
ВСЕГО | 100% | |
Делайте вывод: чем диаграммы (круговая и столбчатая) различаются между собой?
Задание 2. Для школьников наиболее важен пятиразовый режим питания: первый завтрак -20%, второй завтрак -15%; обед - 40%; полдник - 10%; ужин -15% дневного рациона. Если нет возможности организовать в питании школьника второй завтрак, можно: обед 45%, полдник 15%.
Чтобы построить круговую диаграмму данные заносим в таблицу.
Вычисления:
1) 360:100 * 20 = 720 - утренний завтрак
2) 360 : 100 * 15 = 540 - второй завтрак
3) 360 : 100 * 40 = 1440 - обед
4) 360 : 100 * 10 = 360 - полдник
5) 360 : 100 * 15 = 540 - ужин
Диаграмма 5. Круговая диаграмма (СЛАЙД 12)
Анализ диаграммы: как должен распределяться рацион питания школьника? когда наибольший прием пищи? когда наименьший? удобно ли использовать диаграмму для представления табличных данных?