Тема : Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.
Задачи :
Ввести понятия о делении клетки : митоз, мейоз, об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Мозговой штурм. ( Вопросы ).
2. Изучение нового материала.
Деление клетки.
Митоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки, причем число хромосом не изменяется.
Мейоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, причем число хромосом уменьшается вдвое.
5. Жизнедеятельность клетки.
а) Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)
Химический состав
|
Органические вещества
Белки (10-20%)
жиры (1-5%)
углеводы (1-2%)
НК (1-2%)
АТФ (1%)
|
Неорганические вещества
вода (70-85%)
мин. соли (1%)
|
б) Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)
В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.
Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода
Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).
в) Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)
Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.
г) Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)
Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.
Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимостью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.
3.Закрепление.
Тест.
4. Д/З. Составить кроссворды и ребусы (Тема : Клетка)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.»
Конспект урока: Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.
Задачи :
Ввести понятия о делении клетки : митоз, мейоз, об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Мозговой штурм. ( Вопросы ).
2. Изучение нового материала. Деление клетки.
Митоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки, причем число хромосом не изменяется.
Мейоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, причем число хромосом уменьшается вдвое.
5. Жизнедеятельность клетки.
а) Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)
Химический состав
Органические вещества
Белки (10-20%)
жиры (1-5%)
углеводы (1-2%)
НК (1-2%)
АТФ (1%)
Неорганические вещества
вода (70-85%)
мин. соли (1%)
б) Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)
В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.
Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода
Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).
в) Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)
Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.
г) Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)
Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.
Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимостью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.
3.Закрепление.
Тест.
4. Д/З. Составить кроссворды и ребусы (Тема : Клетка)