СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.

Задачи :

Ввести понятия  о делении клетки : митоз, мейоз, об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

 Мозговой штурм. ( Вопросы ).

2. Изучение нового материала.

 Деление клетки.

 

Митоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки, причем  число хромосом не изменяется.

 

Мейоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, причем  число хромосом уменьшается вдвое.

 

5. Жизнедеятельность клетки.

а)      Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)

 

 

Химический состав

 

 

 
 

 

 

Органические вещества

Белки (10-20%)

жиры (1-5%)

углеводы (1-2%)

НК (1-2%)

АТФ (1%)

Неорганические вещества

вода (70-85%)

мин. соли (1%)

 

 

 

 

 

 

б)      Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)

В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.

Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода

Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).

в)      Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)

Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.

г)      Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)

Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.

Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимо­стью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.

3.Закрепление.

Тест.

4. Д/З. Составить кроссворды и ребусы (Тема : Клетка)

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.»

Конспект урока: Деление. Жизненные процессы клетки. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.

Задачи :

Ввести понятия о делении клетки : митоз, мейоз, об обмене веществ, ферментах, клеточном гомеостазе, раздражимости и возбудимости, составляющих основу жизнедеятельности клетки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мозговой штурм. ( Вопросы ).

2. Изучение нового материала. Деление клетки.


Митоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется две дочерние клетки, причем число хромосом не изменяется.


Мейоз – основной способ деления, при котором из одной материнской клетки образуется четыре дочерние клетки, причем число хромосом уменьшается вдвое.


5. Жизнедеятельность клетки.

а) Химический состав растительной и животной клетки, наличие в ней органических и неорганических веществ. Роль обмена веществ в синтезе клеткой новых веществ и биологическом окислении белков, жиров и углеводов. Получение клеткой энергии. (Объяснение учителя.)



Химический состав




Органические вещества

Белки (10-20%)

жиры (1-5%)

углеводы (1-2%)

НК (1-2%)

АТФ (1%)

Неорганические вещества

вода (70-85%)

мин. соли (1%)







б) Роль ферментов в обмене веществ. (Демонстрация опыта учителем.)

В процессе обмена веществ часто образуются вредные соединения, которые необходимо нейтрализовать. К их числу относится пероксид водорода (HgOg). Это вещество разрушает клеточные мембраны и потому опасно. В растениях и у животных вырабатываются сходные ферменты, которые устраняют пероксид водорода.

Техника проведения демонстрационного опыта. Действие каталазы на разложение пероксида водорода

Переливают перекись водорода в химический стакан. Учащиеся наблюдают отсутствие реакции, поскольку, чтобы заставить молекулы Н2О2 прореагировать, надо, чтобы они столкнулись, чтобы их ориентация относительно друг друга была такой, какая нужна для реакции, и наконец, молекулы должны быть активизированы. Эту задачу и решает фермент. Учащемуся предлагают нарезать клубень картофеля возможно мельче и бросить в стакан с перекисью. Если фермент активен, образуется шапка пены. Ее пузырьки заполнены кислородом. Для опыта надо брать старые клубни, так как в молодых фермента мало, и свежий пероксид водорода (при хранении на свету он разлагается).

в) Различие между понятиями «рост» и «развитие». (Рассказ-беседа.)

Под ростом понимают нарастание размеров и массы клетки, под развитием — степень ее созревания. Молодая клетка, как правило, не может сразу включиться в работу. Она должна пройти ряд стадий развития.

г) Покой и возбуждение. (Объяснение учителя.)

Под возбуждением понимают включение клетки в работу, которая генетически ей свойственна.

Этот переход определяется раздражением (в организме — это нервный или гуморальный сигнал). Способность отвечать на раздражение называется раздражимо­стью, а способность клетки отвечать на раздражение специфической реакцией — возбудимостью.

3.Закрепление.

Тест.

4. Д/З. Составить кроссворды и ребусы (Тема : Клетка)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!