Изучение нового материала | Введение в тему урока. -Отгадайте загадку. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Наконец-то ты пришла К нам, волшебница …(зима) -Расскажите, какая бывает зима? (Снежная, морозная, вьюжная и т.д.) -Ох, видно трудное нам предстоит путешествие… -Ребята, отгадайте загадку: Гуляет в поле, летает на воле. Вдоль села пробегает, Сугробы наметает. -Правильно, это метель. -Посмотрите, сама Метелица к нам пожаловала (Показ иллюстрации) Я метель, царица снега, Заметаю всё вокруг. Я мешаю землю с небом, Заведу свою игру. Я холодными ветрами Заморожу города, Вьюгой остужу, бураном, Людом покроется вода. -Посмотрите, сколько снежинок-букв собралось в хоровод, как метель их закружила. Какие снежинки лягут на красную крышу? Почему? (Эти буквы обозначают гласные звуки) -Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласного? (Е, Ё, И) -Метелица дарит вам новую букву – З, з, а с ней загадки. 2. Работа по учебнику. Очень лёгкая загадка: Кто мне быстро назовёт Полосатую лошадку И такой же переход? (Зебра) Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (Замок) Звуковой анализ слов «зебра», «замок». -Посмотрите на картинку в учебнике. Что вы на ней видите? (зебру) -А что мы видим рядом с картинкой? (схему) -Произнесем слово по слогам. Сколько слогов в слове «зебра»?(два) -Как вы это определили? (два хлопка, в слове 2 гласных) -А теперь «позовём» слово, чтобы определить, на какой слог падает ударение. На какой же слог падает ударение? (на первый) -Произнесем слово так, чтобы услышать первый звук. -Какой это звук? (з`) -Охарактеризуйте его (он согласный). Глухой или звонкий? (звонкий). Почему?(состоит из голоса и шума). Мягкий или твёрдый?(мягкий). Каким цветом его обозначим?(зелёным) -А теперь произнесём слово так, чтобы услышать второй звук. Какой это звук? (Э) -Это гласный или согласный? (гласный) -Каким цветом обозначим? (красным) - А теперь произнесём слово так, чтобы услышать третий звук. Назовите его(б) Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий). Каким цветом его обозначим?(синим) - А теперь произнесём слово так, чтобы услышать четвёртый звук. Назовите его(р). Какой он?(согласный, твёрдый, звонкий). Каким цветом его обозначим? (синим) -А теперь произнесём слово так, чтобы услышать пятый звук. Назовите его(а). какой он?(гласный, безударный) Каким цветом его обозначим? (красным) -Посмотрите на картинку, что вы на ней видите?(замок) -А теперь «позовём» слово, чтобы определить, на какой слог падает ударение. На какой же слог падает ударение? (на первый) -Произнесем слово так, чтобы узнать сколько слогов в слове. Сколько? (два) -Почему?(два хлопка, два гласных) -Произнесем слово так, чтобы услышать первый звук. Назовите его(з). Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий) Каким цветом его обозначим?(синим) -Произнесем слово так, чтобы услышать второй звук. Назовите его(а). Какой он?(гласный). Каким цветом его обозначим? (красным) -Произнесем слово так, чтобы услышать третий звук. Назовите его(м). Какой он?(согласный, твёрдый, звонкий). Каким цветом его обозначим?(синим). -Произнесем слово так, чтобы услышать четвертый звук. Назовите его(о). Какой он?(гласный, безударный). Каким цветом его обозначим?(красным) -Произнесем слово так, чтобы услышать пятый звук. Назовите его(к). Какой он?(согласный, глухой, твёрдый). Каким цветом его обозначим?(синим). Вывод: -Назовите букву, которой можно обозначить звуки [з], [з`](буква З) Работа с буквой «На что похожа буква З» -Рассмотрите букву З, з. На что она похожа? -Прочитайте стихи про букву З. На что похожа буква? З-как тонкий завиток, Как затейливый вьюнок, Звук у З – простой и чистый, З запомним очень быстро! На эти букву посмотри – Она совсем как цифра «три». -Замените фишки в схемах слов буквами. Игра «Живые буквы» -А теперь мы с вами поиграем в игру. Метелица очень любит игру «Живые буквы». Возьмем слово «зебра». -Назовите гласные звуки(е,а); согласные звуки(з, б, р). -Найдите и назовите как можно больше признаков сходства слов «зебра» и «замок»(одинаковое количество букв, два слога, гласный звук а) -Найдите признаки различия(ударение падает на разные слоги). -Уберите буквы и фишки в такой последовательности: 1. букву, которой записан второй гласный звук в слове «зебра»(а) 2. букву, которой записан ударный гласный звук в слове «замок»(о) 3. букву, которой записан ударный звук в слове «зебра»(е) 4. вторую букву в слове «замок»(а) -Дайте характеристику буквам, которые убрали(это гласные буквы) 1. уберите букву з, которой записан мягкий согласный звук. Назовите слово, в котором есть эта буква(зебра) 2. уберите букву з, которой записан твёрдый согласный звук. Назовите слово(замок) 3. уберите букву, обозначающую один из парных по звонкости-глухости звуков(буква з) 4. уберите букву м, р. -Вспомните и назовите как можно больше слов с буквой з, которая обозначает мягкий согласный звук(земля, зерно, Зина, озёра) Обозначает твёрдый согласный звук(зверь, зонт, загар, звонок, глаза). -Взмахнула Метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги. 5. Работа по слоговой таблице в учебнике -Буква З может обозначать два разных звука. Какие? ([з], [з`]. Что нужно сделать, чтобы определить какой это звук, мягкий или твёрдый? (надо посмотреть на последующий звук). Какие гласные показывают, что З твёрдая? (а, о, э) Какие гласные показывают, что З мягкая? (е, ё, ю, я) -Прочитайте слоги(вместе с учителем): сначала сверху вниз(громко, затем тихо), потом снизу вверх(громко-тихо), сверху вниз(тихо-громко),снизу вверх(тихо-громко). Чтение слогов Прочитайте слоги по цепочке. Чтение слов -Прочитайте слова. Прочитайте то слово, которое обозначает имя девочки(Зина) Почему оно написано с заглавной буквы?(имя собственное) Прочитайте то слово, которое обозначает время года(зима) Почему оно написано со строчной буквы з, а не с заглавной?(потому что это имя нарицательное) Найдите и прочитайте те слова, которые обозначают действия(знал, знай) Почему они написаны со строчной буквы з?(потому что имена нарицательные) Работа со схемами слогов. -Прочитайте слоги так, чтобы получились слова. Работа с предложениями. Текст. -Посмотрите, что вы видите дальше?(предложения) Давайте их прочитаем. Это просто предложения или текст?(текст) Почему?(потому что предложения связаны между собой по смыслу, в конце предложений стоят точки) О чем данный текст?(о зиме). Тема какая?(природа) Какие знаки препинания вы видите? Чтение слов. Прочитайте слова и сопоставьте их с картинками. Чтение рассказа. Я вам прочитаю рассказ, а ваша задача внимательно слушать, потому что я буду задавать вам вопросы. Беседа по тексту. -О чём текст?(о котёнке и щенке) -Что делал щенок на чердаке?(боялся дождя) | Отгадывают загадку Отгадывают загадку Рассматривают иллюстрацию Слушают стихотворение Выставляют буквы на магнитах: А,О,У,И,Ы,Е,Ё. Работают по учебнику Выполняют звуковой анализ | Регулятивные: - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - Формулировать познавательную цель. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: -Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения . Коммуникативные: - Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; - Формулировать собственное мнение и позицию Личностные: -Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста - Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; - Проявлять интерес к изучению тем русского языка - Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - Формулировать познавательную цель. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: -Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения Коммуникативные: - Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; - Формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: -Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения Коммуникативные: - Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; - Формулировать собственное мнение и позицию |