Тема: «Наука и образование».
Цель: расширить знания об основных чертах науки и образования.
Задачи:
научиться определять смысл понятий науки и образования;
рассмотреть взаимосвязь науки и образования;
иллюстрировать примерами современное сближение науки с потребностями общества;
контролировать свои успехи на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные: узнаем что такое наука и образование, их основные функции; что такое «большая наука», её значение для современного общества; почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса.
Метапредметные: научимся выявлять связи науки и образования; анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе.
Предметные: сможем иллюстрировать примерами современное сближение науки с потребностями общества; характеризовать проблему непрерывного образования в РФ в быстро меняющемся мире; определять последствия отсутствия образования на основе анализа ситуаций.
Оборудование: учебник, тесты.
Тип: урок открытия нового знания. Вид: беседа.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (Чит. § 12; выучить термины).
Тест.
III. Мотивационно-целевой этап.
В чём заключается сущность научного знания и образования? Каковы основные функции современной науки и образования? Почему количество научных дисциплин возросло в XX веке? Помогает ли Интернет в учёбе?
IV. Работа по теме.
Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения новых знаний.
Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.
Наука является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций. Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.
Культурно-мировоззренческая: связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.
Социально-производственная: связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития.
Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.
Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».
Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.
В наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч дисциплин).
Основное правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.
НТП — одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли проблему гонки вооружений.
Физкультминутка
Еще одним важным социальным институтом является образование. Образование -это способ становления личности путем получения людьми знаний.
Пути получения образования: обучение, самообразование. Главная функция образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты.
Современное образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.
Функции образования: экономическая, социальная, культурная.
В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер.
Система образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование.
Тенденции в развитии образования на современном этапе
IV. Закрепление изученного материала. Рефлексия.
1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.
2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.
3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.
4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.
5) Наука создаёт материальные ценности.
V. Итог урока.
Домашнее задание: Чит. § 13; работа с документом стр. 140.
Выставление оценок.