СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока, 1 класс, "Сантиметр"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока, 1 класс, "Сантиметр"»

1 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: Сантиметр.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

-в ходе практической работы и наблюдений познакомить с новой единицей измерения- сантиметров,

-повторить счет в пределах 10.

- научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить

отрезки заданной длины).


Планируемые результаты.

Предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков.

Применять навыки счета и знание состава чисел.

Метапредметные:

познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться, работая в паре, малой группе; выслушивать мнения товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;


Личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Оборудование для учащихся: «веер»; полоски бумаги одинаковые по цвету, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь; тетрадь на печатной основе №1; «светофор».

Оборудование для учителя: образцы полосок большего размера, большая линейка с делениями.







п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.

Организационный момент

Ребята, свой урок мне хочется начать словами:

Мне с вами хорошо, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно в работу включайся, дружок!

Чтобы всё получилось, я хочу вам «послать» удачу (делаю это, разжимая пальцы; удача – в кулачках учителя).

- Призываю всех включиться в работу и не забывать показывать своё согласие или несогласие с отвечающими знаками (+ либо -)

Слушают и настраиваются на урок.










«Ловят» удачу (зажимают в кулачки).

2.

Актуализация знаний. Мотивация

- Дети, а с чего мы начинаем урок математики?

На доске делаю запись:

1

?

. 1, 2, 3 ….. (так обозначаем с детьми данный шаг).

- Зачем мы это делаем?

- А теперь начинаем.

а) Приготовьте веер.

к 4 прибавить 1;

из 10 вычесть 1;

покажите число, которое следует за числом 7;

а теперь число, которое стоит перед числом 2;

а какое число находится между числами 2 и 4?

б) Задачи в стихах (выберите карточку, которая соответствует решению и посчитайте):

Четыре сороки пришли на урок.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно

Трудилось сорок?

4 + 1 4 – 1

Шесть грибов нашёл Вадим,

А потом ещё один.

Вы ответьте на вопрос:

Сколько он грибов принёс?

6 + 1 6 – 1

Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц?

6 – 2 6 + 2

в) Посчитайте хором:

от 2 до 7; от 8 до 5; от 1 до 10 и обратно.

Спасибо. Молодцы!

- Какой шаг мы с вами выполнили?

- Предлагаю оценить работу класса на «волшебных» линеечках.

- Что будем оценивать?






На линеечках фиксирую оценивание.

- Хорошо. Мы оценили, как ученики 1 – в класса выполняли все задания правильно и насколько быстро это делали.

- Какие советы можете дать себе и одноклассникам?



- Спасибо. Я с вами согласна.

1 шаг – это устный счёт.






Ответы детей.



Работают с «веером» (обратная связь).









Слушают, выбирают нужную карточку (с доски), доказывают и вычисляют.









Считают хором.



Устный счёт.




Пр. Б.



Мнения детей по оцениванию.









- Быть ещё более внимательными.

- Активнее работать.

- Быстрее считать.

3.

Изучение нового материала

- Скажите, пожалуйста, чем мы продолжим урок?

Работать сегодня будем не только коллективно и самостоятельно, но и в парах и в группах. Поэтому предлагаю вспомнить правила работы.


- Главное слушать, слышать друг друга и стараться приходить к единому мнению.

Внимание!

Представьте, что вы, ребята, учёные – исследователи и нас ждёт впереди интересное математическое открытие.

Предлагаю вам поработать в паре.

На парте у каждого из вас лежит полоска. Рассмотрите её с обеих сторон, сравните с полоской соседа по парте. Найдите сходства и различие.




Назовите, пожалуйста, сходства.




- Как вы определили их сходство по размеру?

- А в чём различие?




- Как так получилось? Вы же сказали, что по размеру все полоски одинаковые?

- Спасибо. Предположите, пожалуйста, а если я сейчас попрошу вас определить размер вашего веера с помощью полосок, которые у вас на партах. Число мерок будет одинаковым или разным?

- Выполните это задание в паре и поделитесь.







- Но ведь веер одинаковый?

- Как же тогда быть?



- Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- На доске карточка – САНТИМЕТР ребята, вот это и есть тема нашего урока.

- Давайте хором прочитаем.

- А какие цели на урок вы хотите поставить?


Давайте вместе обсудим план наших действий по достижению цели.

1) Какие действия нам необходимы для достижения цели?

Схематично записываю на доске:

З. выполнение заданий


рассуждаю

! делаю вывод

2 ) В какой последовательности мы их будем выполнять?

- Зачем важно работать именно в таком порядке?




3) Что поможет нам выполнить эти действия?




4) Какие шаги нужно сделать?










- А нужна ли сам. работа?




- Ребята, какую работу мы с вами сделали?

- Будем работать по теме урока.







Называют правила.














Работают в паре, обсуждают, после выполнения показывают готовность пары.

- полоски одинаковые по цвету - зелёные;

- одинаковые по форме – четырёхугольники;

- по размеру;

- приложили друг к другу и они совпали.

- с обратной стороны полоски разделены на части и число частей разное.

- потому что части, на которые разделены полоски, разные.






Мнения детей (прогностическая деятельность).


Измеряют веер.

- Число мерок получилось разным, потому что одна полоска разделена на маленькие части, а в другой полоске части побольше.



- Нужно измерять одинаковыми мерками.




Мнения детей.





Хором читаем.

- хочу узнать, что такое сантиметр;

- зачем он нужен?




- выполнять задания

- рассуждать, доказывать

- делать вывод







Называют последовательность


- Только выполняя задания и наблюдая, рассуждая, мы сделаем открытие.


- задание от учителя

- совместная работа

- учебник

- тетрадь


- выполнять задания классом

- сделать открытие

- закрепить

- постараться выполнить задание самостоятельно

- проверить

- оценить свою работу

- проверить, достигли ли мы цели


- Да. Если я смогу ее выполнить, значит, я цели достиг.

Составили план, который нам поможет достичь цели

4.

Физминутка

5.

Первичное усвоение новых знаний

а) Знакомство с линейкой.

Ребята, для выполнения заданий по теме нам понадобится важный инструмент. А какой? Отгадайте.

Название данного предмета происходит от слова линия и означает «инструмент для проведения линий».

А теперь предлагаю вам в группе побыть в роли маленьких исследователей: рассмотреть внимательно линейку и рассказать, что видите на ней.




б) Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.66.

- Вверху на клетчатом поле, что изображено?

- А что такое отрезок?


- Посмотрите, на отрезок чёрного цвета. Какую запись видите над ним?

- Это значит, что длина этого отрезка равна 1 сантиметру. Коротко в математике сантиметр будем записывать – см

- А сколько клеточек занимает 1 см?

- Покажите, пожалуйста, на линейке пальчиками 1 см (прохожу, смотрю).

- Ребята, на линейке расстояние от одного числа до другого и есть 1 см

- Чему равна длина красного отрезка под клетчатым полем?

- Что вам помогло определить?

- А зелёного?

- Как вы узнали?


Теперь нам нужно определить длину голубого отрезка и карандаша.

- Что сделали авторы учебника?

- На начало предмета авторы приложили линейку с какой цифрой?

- Кто догадался, как определить чему равна длина отрезка, карандаша?

- Так чему равна длина отрезка?

- А карандаша?


Ребята, а сейчас измерьте, пожалуйста, длины предметов, которые расположены на клетчатом поле (отвёртка, шуруп). Не забывайте о правилах работы с линейкой.

- Как вы думаете длины данных предметов после измерения у каждого из вас будут одинаковые или разные и почему?





Поделитесь.

- Чему равна длина отвёртки? Шурупа? Что длиннее? Короче?


Давайте подведём небольшой итог.

- Что такое сантиметр?

- В чем эта единица длины нам помогала при работе по учебнику?


Встаньте на ножки, кому при выполнении заданий было

- всё понятно

- требовалась небольшая помощь

- было трудно, не понял.


Всем спасибо за оценку своей работы. Если есть проблемы, прошу быть ещё внимательнее и у вас всё получится.







- Линейка.

Работают в группах, далее делятся с классом:

- числа;

- деления обозначены чёрточками;

- чёрточки есть длинные и короткие.




- Отрезки.


- Прямая линия с ограничениями.


1 см







1 см занимает 2 клетки.


Показывают.




7 см

Отрезок разделён на см

5 см

Посчитал, на сколько частей разделён отрезок.




Приложили линейку.



0

Посмотреть, какая цифра на линеечке показывает окончание предмета.

8 см

9 см











Одинаковые, потому что предметы одинаковые, а их длины мы будем измерять линейкой в см (прогнозируют).

Измеряют длины предметов.


Ответы детей




Единица длины.

Измеряли длины отрезков и предметов с помощью линейки, где есть см



Ребята встают на ножки согласно предложенным критериям

6.

Первичная проверка понимания

Дети, а сейчас я предлагаю вместе (вы в тетрадях, а я на доске) начертить отрезок заданной длины.

- С помощью какого инструмента мы это будем делать?

- А что вам еще понадобится?

А теперь внимание. Нам нужно начертить отрезок длиной 5 см.

- Как правильно это сделать?





Хорошо. А чтобы вам было легче, сначала поставьте точку около цифры 0, затем – около цифры 5 и, хорошо прижимая линеечку, соедините эти точки.

Черчу на доске данный отрезок.


- Какую работу нам сейчас удалось выполнить и что нам помогло?


Покажите, пожалуйста, с помощью большого пальца, насколько вам удалось справиться с данным заданием.


- А в чём была сложность? Поделитесь.





Линейка

Карандаш




1) Приложить линейку с цифрой 0 на начало клетки.

2) Провести линию от 0 до цифры 5.

3) Поставить ограничения.






Дети выполняют задание в тетради.


Чертили отрезок по правилам с помощью линейки.


Оценивают себя.

Большой палец: вверх (+)

боком (+ -)

вниз (-)

7.

Муз. физминутка

8.

Закрепление

А сейчас, согласно нашему плану, вы поработаете самостоятельно в тетради на печатной основе, стр.24, задания 2, 3.

- Что нужно сделать во втором задании?

- А в третьем?


Выполняйте, пожалуйста (прохожу, оказываю индивидуальную помощь).

Проверьте, пожалуйста, друг друга и если надо, помогите друг другу.

Оцените себя: П. Л.



Н. Т.

Поднимите, пожалуйста, руки:

- кто задания выполнил верно,

- а кому было легко.

Спасибо за вашу оценку.





Записать в клеточки длину отрезков.

Линейкой измерить длину предметов и записать.

Выполняют задания.



Взаимопроверка, оказание помощи.

Оценивают на «волшебных» линеечках: правильно – неправильно; легко – трудно.

9.

Итог урока

Ребята, вы молодцы, хотя вижу, что есть дети, которым нужна наша помощь.

- Вспомните, какова была тема нашего урока.

- А какие вы ставили цели?


Какие сделали открытия и что донесёте с урока до родителей?













- А что помогло нам в достижении цели?




- Спасибо. Ребята, порассуждайте, пожалуйста, дома с родителями, а та единица длины, о которой мы сегодня с вами говорили, нужна только на уроках математики? Возможно, это может пригодиться и в жизни? Если да, то где?

- Как поняли задание?




Сантиметр.


Вспоминают и озвучивают цели.

- Сантиметр – это единица длины.

- См – это 2 клетки.

- Сантиметры обозначены на линейке.

- Сами чертили отрезок нужной длины с помощью линейки.

- Измеряли длины отрезков и предметов.

- Когда чертишь или измеряешь, линейку к началу нужно прикладывать цифрой 0

- Сокращённо сантиметр обозначается – см


- План

- Задания

- Совместная работа

- Помощь друг другу








Рассказывают, как поняли задание.


10.

Рефлексия

А теперь приготовьте ваш «светофор» и просигнализируйте, как вы себя оцениваете:


- Я всё понял, я молодец!


- Не всё удалось, я могу лучше!

- Мне надо больше стараться.


Так вы оценили себя, а теперь есть возможность поблагодарить кого – либо из одноклассников.

Благодарю ……. Так вы будете начинать своё предложение, называя имя или имя и фамилию одноклассника и рассказывать, за что вы благодарите этого человека на данном уроке.


А я благодарю всех за совместную работу!



Показывают нужный сигнал светофора и по желанию рассказывают, почему так себя оценили.







Благодарят одноклассников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!