1 | Мотивация и самоопределение к учебной деятельности. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Установка на продуктивную учебную деятельность. | Учитель: (проверяет готовность детей к уроку). Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, Нас торопит в класс, Математика у нас! | Дети: (хором проговаривают стих). В школе я люблю учиться, В жизни всё мне пригодится. В школу с радостью иду, Я иначе не могу, Для меня учение, словно приключение, Если что-то неизвестно Это очень интересно! |
2 | Включение в систему знаний и повторение. Цель: Активизация знаний, умений и навыков. Концентрация внимания. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Самооценка правильности и аккуратности. | Сегодня на уроке к нам пришли герои из произведения Григория Остера. “38 попугаев”. Вы знаете, что в этой замечательной книге мартышка проводит гимнастику для своих друзей, а сегодня она хочет провести гимнастику для нас. Гимнастику ума. а) - Хором посчитайте от 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9 (если дети допускают ошибки при счете, считаем ещё раз) назовите пропущенные числа (слайд 1) в) Задачи в стихах: (выбрать выражение, соответствующее решению задачи; выражения заранее написаны на карточках) Серый ёж по лесу шёл, На обед грибы нашёл: Пять – под берёзой, Два – под осиной. Сколько их будет в плетёной корзине? (5+2=7)
Как-то четверо ребят С горки покатились. Двое в саночках сидят. Сколько в снег свалились? (4 -2 =2) Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди – Сколько мишек впереди? (6-1=5)
Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, Три зелёных. Сколько их? (5+3=8) | Считают хором Слушают задачи, выбирают правильное решение на карточке, называют ответ |
3 | Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Формулировка цели урока. | 1. Ребята, что-то наша мартышка притихла, к чему-то прислушивается. Послушайте, кто-то ползет. Правильно ползет удав. (Иллюстрация удава). – Какой комплимент ему сказала мартышка? – Что хотел узнать удав? – Кто из друзей ему помог? Как? – Кем был измерен удав? 38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка. – А почему удав получился разной длины? -Что же нужно сделать, чтобы точно измерить длину? Это мы должны узнать на уроке. Кто догадался, о чем мы будем вести разговор на уроке. | Длину своего хвоста Мартышка, попугай и слон Как точно измерить длину предметов. |
4 | Реализация учебной задачи урока через практическую работу. физминутка | Практическая работа ( проблемная ситуация) - У вас на парте у каждого лежит полоска, рассмотрите её, сравните с полоской соседа по парте. Что можно о них сказать? (Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру) Работа в парах и малых группах. - Давайте докажем это. По цвету – поднимите полоски вверх и покажите друг другу и своим соседям. Убедились? Теперь по форме и размеру. Как это сделать? (Работа в парах: совместить полоски путем наложения друг с другом) - Совпали? - - Теперь положите полоски обратной белой стороной к себе, посчитайте мерки, на которые она разделена. Что получилось? (Число мерок на полосках у всех разное). - Как так получилось, ведь полоски абсолютно одинаковые? (Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные). (Если дети затрудняются с ответом, то нужно попросить положить полоски друг над другом и сравнить мерки в каждой полоске) - Чтобы точно измерять длину, нужно выбирать единую мерку для измерения этой длины. Для этого и существуют во всем мире единые меры длины. И одна из них – это сантиметр. (На доске карточка «САНТИМЕТР (СМ)»). Сантиметр – это единица измерения. Знакомство с линейкой. - Нам понадобится для этого важный инструмент. А какой, узнаем, отгадав загадку. Загадка: Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? - … (линейка) - Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. - Вот сейчас мы и поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезков и, наоборот, чертить отрезки по заданной длине.
2) Работа с учебником. - Откройте учебники на с.66. Прочитаем тему урока. Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками (анализ, сравнение, обобщение по теме). - Рассмотрим отрезок, равный 1см. Можно ли отмерить 1см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно) - Чему равна длина красного отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см) - Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать? - Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее? - Выполним задание на полях учебника (измерение длины отвертки и шурупа). Как могут быть использованы отвертка и шуруп? 3) Работа в тетрадях. - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 2 клетки вниз, запишите числовой ряд 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 - Возьмите линейку и простой карандаш. Начертите отрезок равный 1см. Эта мерка равна двум клеткам. Теперь начертите отрезок длиной 3см, 5см. Что можно о них сказать? Запишем это в виде верного неравенства. (Учитель одновременно выполняет все задания на доске). Вывод: - С помощью какой единицы длины мы можем измерить длину отрезков? С помощью какого инструмента? Как правильно это сделать? | Рассматривают полоски, сравнивают Вывод: Полоски одинаковые по форме, цвету, размеру Считают количество мерок. Вывод: Выбраны различные мерки – единицы измерения у всех разные Рассматривают линейку Работают по заданиям учебника Чертят в тетради отрезки заданной длины |
6 | Первичное закрепление. | Работа в парах Измерьте красный отрезок, зеленый, черный. Сколько раз по 2 клеточки поместилось? (На доске начерчены такие же отрезки, и учитель записывает длину каждого отрезка.) Красный отрезок – по 2 3 раза. Значит 3 см. (Запись на доске.) Зелёный – по 2 4 раза. Чёрный – по 2 5 раза Сравните красный и зелёный отрезки. Сравните зелёный и черный. Сравните красный и черный. | 3 см 4 см 3 см | Вывод: единицы длины можно сравнивать. А так же складывать и вычитать. – Как измерить отрезок линейкой? Давайте вспомним, как попугай измерял удава? (На доске показать детям, как правильно прикладывать линейку, чтобы измерить отрезок). – Какой отрезок больше? Меньше? | Работа в парах Измеряют длину отрезков |