СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Три "чуда" в музыкальном театре"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект содержит в себе полностью прописанный урок для первого класса.  Соответсвует ФГОС и ФОП, так же расписана презентация (отдельная публикация).   

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Три "чуда" в музыкальном театре"»

«Три «чуда» в музыкальном театре»
1 класс

Подготовил: Шевченко Андрей Юревич, учитель музыки МБОУ СШ №23 имени А.С. Пушкина

Цель: знакомство с музыкальным театром и его основными жанрами: оперой, балетом и мюзиклом.

Задачи:

Личностные:

- формирование способности к художественно – образному познанию мира;

-умение применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей обучающихся;

- развитие вокально – хоровых навыков

Метапредметные:

- включение учащихся в деятельность, направленную на формирование отзывчивости на музыку разного характера;

- развитие внимания;

- поиск и выделение необходимой информации;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач;

- самооценка учебной деятельности;

Предметные:

- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

- знание жанров: песня, танец, марш, опера, балет;

- овладение практическими умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности: умение определять характер музыки, динамику, темп;

- применение метода художественного контекста (выход в другие предметные сферы, связь с жизнью) и метода художественного движения;

- интерес к музыке и традициям своего народа.



Ход урока

  1. Организационный момент:

Дети входят в класс под музыку из оперы «Волшебная флейта»
В. А. Моцарта (Увертюра).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте рабата! Здравствуйте учитель!»

- Я очень рад вас сегодня видеть! Занимайте свои места!

  1. Формулирование темы и цели урока учащимися:

    1. Беседа

Учитель:
- Давайте попробуем отгадать тему сегодняшнего урока. О чём вам напомнила эта музыка?
Учащийся:
- О сказках.
- Какая она по характеру?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Она какая-то сказочная.
- Таинственная.
- Волшебная.
Учитель:
- Замечательно. Молодцы!
Куда мы с вами попали, ребята?
Учащийся:
- Мы попали в сказку.
Учитель:
- Что очень часто происходит в сказках?
Учащийся:
- Чудеса.
Учитель:
- Вспомним с вами сказки А. С. Пушкина про исполнение желаний. Какие сказки помните?
Учащийся:
- Сказка о рыбаке и рыбке и т.д.
Учитель:
- Замечательно! А сколько желаний обычно можно загадать? (3)
- Это первые слова нашей темы.
Ещё одно слово темы нам поможет определить загадка:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно...
- О чём идёт речь в загадке?
Учащийся:
- О театре.
Учитель:
 - Да, сегодня мы окажемся в театре. Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Так как у нас урок музыки, то в каком театре мы побываем?
Учащийся:
- В музыкальном.
Учитель:
- Все ключевые слова темы вы назвали. Это «Три «чуда», «музыкальный», «театр». Давайте сформулируем тему.
Учащийся:
-«Три «Чуда» в музыкальном театре».

Слайд 2: открывается занавес и перед учениками 3 сундука подписанных:
опера, балет, мюзикл.

Учитель:
- Действительно, сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в музыкальном театре.
А сейчас, исходя из темы, сформулируйте цель урока? Чем мы будем заниматься?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Наверно, будем слушать музыку, оперу или балет?
- Будем петь.
- Может быть, играть.
Учитель:
- Вы правы. Мы послушаем фрагменты трех произведений: оперы, балета и мюзикла. Будем петь, играть.

  1. Актуализация знаний

Учитель:
- А кто из вас уже бывал в театре? (ответы)
- Как нужно вести себя в театре, чтобы не мешать другим зрителям?
Предполагаемые ответы учащихся:
- В театре нельзя шуметь, разговаривать.
- Нельзя ходить во время спектакля.
- Это мешает другим зрителям.
Учитель:
- На каких спектаклях вы побывали? (ответы)

Учитель:
- В театр многие ходили и наверняка узнают театры нашего города

Слайд 3: на экране три здания театра г. Архангельск: Театр Драмы, Кукольный театр, Молодежный театр

- Кто мне скажет, как они называются? (ответы)

- Молодцы!
Но сегодня на уроке мы говорим о музыкальных театрах, которых, к сожалению, в нашем городе нет.
В музыкальном театре музыкальные спектакли (балеты, оперы, мюзиклы) ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр.

  1. Изучение нового материала

Учитель:
- И первым «чудом», которые мы откроем будет жанр музыкального спектакля ОПЕРА.

Слайд 4: сундуки с названиями, происходит шторм и сундуки с содержимым разлетаются в разные стороны.

Учитель:
- Посмотрите-ка, чудеса происходят не только в сказках, но и прямо у нас на уроке! Что же делать? Будем сами всё содержимое сундуков собирать? (ответы)

- Тогда приготовьтесь, мы отправляемся в путешествие по музыкальному театру, чтобы собрать все жанры вместе!

Слайд 5: перемещаемся к первому жанру «опера» (буквы перепутаны, сундук открыт и опрокинут) видео фрагмент из сказки «Сказка о царе Салтане» и остаток строчки из сказки «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»

- Так, и что у нас тут… Наверное, чтобы посмотреть, что там спряталось в видео, нам надо угадать название сказки! Так что же это за сказка?

Ученики:
- «Сказка о царе Салтане»

Учитель:
- А кто автор этой сказки?

Ученики:
А. С. Пушкин (если не узнают, можно привязать к названию школы)

Учитель:
- Правильно. Все знают имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. 
В столетний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина, в память о нём, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к "Сказке о царе Салтане".

- А чтобы собрать все обратно в сундучок, нам надо с вами посмотреть видеофрагмент из данной оперы и ответить на вопрос: какой характер был у это музыки?
Если ответы будут правильные, то сундук снова наполнится и мы сможем продолжить наше путешествие!

Ученики:
- Ответы детей: игривая, веселая, распевная и т.д.

Учитель:
- Правильно, молодцы! А какое самое главное действие в оперы? Что актеры делают? Танцуют, рассказывают или поют? (ответы)
Конечно поют! Итак, мы узнали, что главное в опере — это пение! Наш сундук готов и полностью собран, а мы отправляемся дальше!

Слайд 6: перемещаемся к сундуку «Балет» (буквы перепутаны, видеофрагмент, балерина, аудиофрагмент из оперы)

Учитель:
- А вот и наш следующий сундучок! И что же тут? И видео, и аудио, предметы лежат какие-то?! Надо нам во всем разобраться…

Давайте попробуем вспомнить, как же называется спектакль, где все герои танцуют? (Балет) – собирается слово «Балет»

- Ну что ж, тут нам придется разделиться на команды, чтобы решать все задачи и собрать наш сундук.
Каждой команде я выдам карточки, из которых вам нужно будет выбрать, какая же музыка звучит. Какой у нее темп, какая динамика и какое настроение.

-1 группа (2 команды): Темп (движение)
-2 группа (2 команды): Динамика (сила звука, громкость)
-3 группа (2 команды): Настроение (характер)

- Смотрим видеофрагмент, и каждая команда выполняет свое задание.

Учитель:
- Итак, слушаю ответы всех команд. (Ответы учеников, корректировка при необходимости)

-Молодцы! Отлично справились с задачей!
А кто-нибудь назовет мне, откуда же этот фрагмент? (ответы)

- Фрагмент из балета «Щелкунчик» за авторством П. И. Чайковского.

Учитель:
- А что же у нас тут осталось? Скажите мне еще раз, балет – это где все герои что делают? (танцуют) Отлично! Значит балерина идет в наш сундук.
А тут еще осталась какая-то аудиозапись… Давайте ее послушаем, и определим, соберем ее в этот сундучок или нет… Звучит фрагмент из оперы.

- Подходит ли данная запись к Балету? (нет)
Конечно же нет, потому что в балете же только танцуют. А в этом произведении поют… Значит в какой сундук отправляем? (Опера)


- Ну какой же театр без представлений? И прежде, чем отправится дальше, мы с вами исполним танец снежинок из балета «Щелкунчик»!
Девочки берут снежинки со стола, и все вместе строимся в круг вокруг второй колонки.
Когда будет звучать музыка, я буду говорить: «Снежинки вверх!», это значит всем девочкам надо красиво поднять снежинки вверх.
Мальчики в это время держат руке на поясе, и все вместе поднимаемся на носочки, как балерины и балеруны. Когда говорю: «Снежинки опустили», все девочки опускают снежинки перед собой. И продолжаем движение обычным шагом. Главное нам создать плавность и мягкость в этих движениях. Как профессиональные артисты!

Звучит музыка, хоровод со снежинками

- Замечательный танец у нас получился! Возвращаемся все на свои места, девочки кладут снежинки на краешек стола.
А мы отправляемся дальше! К последнему сундуку и к последнему чуду!

Слайд 7: сундук с мюзиклом, слово собрано уже (так как им еще неизвестно)

Учитель:
- Вот и наш последний сундук! Что же мы тут видим? Опять у нас есть видеофрагмент, который мы должны отправить в нужный сундук. Но что же такое мюзикл? Пришло он к нам из Америки и название происходит от Английского слова Musical и словосочетания musical comedy, что переводится как «музыкальная комедия».

- И раз мы говорим о музыкальном театре, то конечно же должны и разобраться, что же такое мюзикл. В этом нам поможет видеофрагмент.
Раздаю вам карточки, из которых вы должны выбрать, что же артисты делают в этом жанре? Поют, танцуют, рассказывают стихи или маршируют.
Пока смотрите кусочек из мюзикла, в парах вам надо выбрать нужные карточки. Итак, смотрим и выбираем!

- Замечательно! Карточки все собрали! Расскажите мне, что же одновременно делают артисты на сцене мюзикла? (танцуют и поют)

- Получается, мы с вами собрали все три сундука обратно!

Слайд 8: Три сундука, с собранными названиями и наполнением.

  1. Подведение итогов

Учитель:
- Давайте проговорим еще раз, что же наполняет каждый из сундуков?
Опера (пение, вокалисты, хор)
Балет (балерины и балеруны, танцы)
Мюзикл (пение и танцы, артисты мюзикла).

- Скажите, достигли мы цели, которую поставили себе в начале урока? Познакомились мы с «чудесами» музыкального театра? Узнали, что такое опера, балет и мюзикл?

  1. Вокально хоровая работа «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

- Ну что ж, пришло время нам стать самыми настоящими артистами мюзикла! Будем с вами одновременно петь и изображать движения.
Вспомним с вами прекрасную сказочную «Колыбельную медведицы» из мультфильма «Умка».
Сейчас я попрошу трех человек выйти к доске, они будут показывать всем остальным.
Движения будет накладывать прямо на текст.

Ложкой снег мешая, (мешаем ложкой снег, как в большом чане)
Ночь идет большая,
(крадемся, чтобы никто нас не услышал, это же ночь)
Что же ты, глупышка, не спишь.
(очень аккуратно пригрозим пальчиком своему соседу, почему же малыш не спит?)
Спят твои соседи
(показываем на всех остальных, разводим руки в стороны)
Белые медведи,
(опускаем ручки вниз)
Спи скорей и ты, малыш.
(складываем ручки у головы и медленно качаемся)







  1. Рефлексия

- Итак, мы с вами побывали в музыкальном театре, и много всего повстречали на своём пути.

1. Поднимите ручки, кому больше всего понравилась опера?
2. Поднимите ручки, кому больше всего понравился балет?
3. А теперь ручки поднимают, кому больше всего понравился мюзикл.
4. А кому понравилось петь больше всего?

Вот такой вот он, музыкальный театр. И такие вот чудеса в нем происходят.
Большое всем спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!