СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка по повести Гоголя "Тарас Бульба"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературы

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка по повести Гоголя "Тарас Бульба"»

Открытый урок литературы в 7 классе по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


Цели:

  1. Учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры.

  2. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся по анализу произведения в группах.

  3. Воспитывать заинтересованность в осознанном чтении произведений писателя.

Оборудование. Портрет Н.В. Гоголя; карточки с заранее подготовленными вопросами для работы учащихся в группах; плакат с записью афоризмов из повести Гоголя; костюмы и атрибуты героев для инсценировки отдельных эпизодов повести.

Подготовка урока.

Класс разделяется на 3 команды, заранее формируется жюри. За каждый правильный ответ вручается 1 жетон, подсчёт жетонов по окончании игры определяет команду-победительницу.

Вступительное слово учителя.

«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенчествующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера», - так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик 19 века В.Г. Белинский. Наш заключительный урок посвящён «этой дивной эпопее».


I тур «Во вкусе того бранного, трудного времени»


Учитель. В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим, как вы её усвоили.


Словесный марафон (Групповое задание)


В марафоне участвуют команды в полном составе. Ведущий в быстром темпе читает толкование лексического значения слов, употреблённых в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии жизни запорожцев. Задача игроков – «узнать» эти реалии и назвать их.






Задание команде № 1.

Кушанья

  • Сухая лепёшка из пшеничной муки.

  • Жидкая каша с салом.

  • Жидкая каша из пшеничной муки с салом и маслом.

  • Общее название сладостей.

  • Водка.

Ответы: корж, Кулиш, саламата; пундики, горилка.


Задание команде № 2

Одежда

  • Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади.

  • Широкий плащ.

  • Шнур, которым стягивался пояс шаровар.

  • Пояс с кошелем, в который насыпали червонцы.

  • Блуза или кружевной нагрудник.

Ответы: казакин, епанча, очкур, черенок, шемизетка.


Задание команде № 3.

Домашняя утварь

  • Ведро для дёгтя.

  • Глиняная кружка.

  • Ковш.

  • Кошель.

  • Плоская бутыль.

Ответы: мазница, кухоль, корчик, чаман, сулея.


Индивидуальные задания

От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, записанным на карточках.


Карточка для игрока из команды № 1.

Яр, свитка, мазунчик, рожны, рада.

Овраг; род полукафтанья; балованный сынок; вертелы, железные прутья,

на которых жарят мясо; сходка, собрание запорожцев.


Карточка для игрока из команды № 2

Курень, Крамари, чуприна, сейм, аргамак.

Помещение, в котором жили казаки в Сечи; торговцы; длинный клок

волос на голове; собрание депутатов от польскиз дворян; верховая

лошадь.

Карточка для игрока из команды № 3

Гайдук, секира, коханка, ласун, турбан. Солдат; топор; любимая девушка; лакомка, сластёна; народный, струнный инструмент.


II тур «А поворотись-ка, сын!»

(Конкурс инсценировок)


На данном этапе состязаний команды представляют подготовленные заранее инсценировки отдельных эпизодов повести, например, таких, как встреча Тараса Бульбы с сыновьями (1 глава), Разговор Тараса с кошевым (3 глава), диалог Андрия и татарки (5 глава) или Андрия и панночки (6 глава, в сокращении).

III тур «Богатырь Бульба с своими могучими сыновьями»


Для участия в конкурсе ведущий приглашает трёх игроков – по одному от каждой команды. В ходе состязаний ребята должны примерить на себя «маски» литературных персонажей и от лица героев повести «Тарас Бульба» ответить на ряд вопросов ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» «героями» «самих себя»: игроки получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику «своего» персонажа и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идёт речь.


Задания представителю команды № 1

(Тарас Бульба)

Узнай себя

«… весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из

своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия».


Вопросы

  1. О вас в повести сказано: «…положил себе правилом, что в трёх случаях всегда следует взяться за саблю…» Перечислите эти случаи.

(Когда комиссары не уважили в чём старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

  1. Вы, конечно, помните, как вскоре поле приезда в Запорожскую Сечь заскучали ваши сыновья без битв, и вы взялись поучать Андрия: «Неразумная голова! Не тот ещё добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто…» - продолжите фразу, пожалуйста.

(«…кто и на безделье не соскучит, кто всё вытерпит, и хоть ты ему что хочь, а он всё-таки поставит на своём».


Задания представителю команды № 2

(Андрий)

Узнай себя

«Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, понёсся, как молодой борзой пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае».


Вопросы

  1. Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то…» - так что же такое родина в вашем представлении?

(…чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!» Последняя фраза, как известно обращена к возлюбленной – дочери воеводы.

  1. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите, как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жён».

(Один раз…наехала почти на него колымага какого-то польского пана, возница… хлыстнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел,…остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули – и Андрий…шлёпнулся на землю прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним. Он подняб глаза и увидел стоявшую у окна красавицу…»


Задания представителю команды № 3

(Остап)

Узнай себя

«…(Ему), казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские качества уже приобрели широкую силу льва».

Вопросы

  1. Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала?

(«Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека». В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб, Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку связал его по рукам и по ногам, прицепил конец верёвки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех Козаков…».

  1. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью?

( «- Дай же боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»


IY тур

«Званье вершить ратные дела»


Учитель. События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжёлом 15 веке», когда «бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закалённых рыцарей», «опытных партизанов», которые»имели благородное убеждение мыслить, что…неприлично благородному человеку быть без битвы».

О славных воинах-запорожцах пойдёт речь в ходе настоящего конкурса.


Индивидуальные задания

Представителю команды № 1

Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев.

(Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман).

Представителю команды № 2

Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы.

( Палица, секира, палаш, копьё, алебарда, пищаль).

Представителю команды № 3

Записать на доске имена славных воинов-запорожцев.

(Мосий Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска).

Задание командам

Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Воинские подвиги каких героев здесь изображены?


№1. «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман(…), увидевши, что лучшей половины куреня нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самую середину. В гневе иссёк в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней…пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку».

( КУКУБЕНКО)

№2.

«Так есть же такие, которые бьют вас, собак! – сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нём вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а (герой) принялся рубить и крестить оглушённого».

(МОСИЙ ШИЛО)


№3. «…А уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес…А на (героя) уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьём в ребро третьего; четвёртый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника. уже вновь схватилось с (героем) мало не восьмеро разом».

(ОСТАП)


Y тур

«Мысль изречённая»

(Конкурс афоризмов)


На доске размещён плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому слову, команда получает 5 баллов. В случае, когда приходится раскрывать второе слово, на командный счёт поступит 3 балла. Наконец коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл.


Афоризм для команды № 1 – «Терпи, козак, - атаман будешь»

Афоризм для команды № 2 – «Нет уз святее товарищества».

Афоризм для команды № 3 – «Нет силы сильнее веры».


После того как все афоризмы будут угаданы, можно устроить конкурс на лучший комментарий. Вопросы классу сформулируем так:

  • Кому из героев повести принадлежит данное высказывание?

  • Как эти слова помогают понять характер говорящего, его образ мыслей?


YI тур

«Вечный пир…души»

(конкурс знатоков)


Учитель. «Вся Сечь представляла необыкновенное явление. Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Такой показалась Сечь только что прибывшим туда сыновьям Тараса. Поразили юношей многие особенности быта и обычаи запорожцев. Для читателя эти подробности тоже небезынтересны. Давайте поговорим о них.

Вопросы знатоку из команды № 1

  1. Мечтая, чтобы сыновья стали истинными запорожцами, Тарас поучал их: «Ваша нежба – чистое поле да добрый (?)». Кого имел в виду Бульба? (Коня).

Кстати, как звали коня Тараса Бульбы? (Чёрт).

  1. Во время осады города Дубно Тарас вспомнил поговорку: «Запорожцы как дети: коли мало – съедят, коли много - …». Продолжите фразу. («…тоже ничего не оставят»).

  2. О запорожской «республике» Гоголь писал: «Но кого тут не было?» «…приходила на Сечь гибель народа…». Однако автор указывает: «…даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна (?)». Кто же не имел права появляться даже в окрестностях Сечи? (Женщина).

  3. Автор отмечает: «…слишком старых не было на Сечи, ибо…». Почему же среди запорожцев не было стариков? («…никто из порожцев не умирал своей смертью».


Вопросы знатоку из команды № 2

1. Обращаясь к сыновьям, Тарас говорит: «Не слушай, сынку, матери: она –

баба, она ничего не знает. А видите вот эту (?) ? вот ваша матерь!»

Что считал Бульба атрибутом всякого козака? (Саблю).

2.Гоголь отмечал в повести, что всё свободное от битв время запорожцами «отдавалось (чему?) – признаку широкого размёта душевной воли». Так что же считалось в Сечи признаком широты души? («Всё прочее время отдавалось гульбе».

  1. «Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться чёрные тучи запорожцев…кошевой с (?) в руке – знаком своего достоинства, судья с войсковой печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом». Что же служило знаком отличия кошевого атамана? (Палица).

  2. «Если козак проворовался…его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него (?), которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть». Назовите орудие, с помощью которого проводилась сия экзекуция. (Дубина).


Вопросы знатоку из команды № 3

  1. Вера – одна из главных ценностей для запорожцев. Принимая в Сечь «новобранцев», обязательно спрашивали: «Что, во Христа веруешь?» А как козаки соблюдали религиозные обычаи? Например, постились ли они? («И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».

  2. Покупая в магазине что-либо, мы оплачиваем точную стоимость товара и, если полагается, получаем в кассе сдачу. А как расплачивались за покупки запорожцы? («…запорожцы не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили. как только у запорожцев не ставало денег, то удалые разбивали лавочки и брали всё даром».

  3. «И пробились было уже козаки…как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул : «Стой! Выпала (?); не хочу, чтобы и (?) досталась вражьим ляхам!» Предмет, о котором идёт речь, который, в сущности, приблизил гибель героя, тоже может служить атрибутом настоящего козака. Что это? («Люлька», т.е. трубка).

  4. «Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей…». До каких же пор несостоятельный должник подвергался наказанию на Сечи?

(«…не решался его выкупить и заплатить за него долг».


Подведение итогов соревнования.


Учитель. Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: «Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть «сколько возможно» воздуха «бранного трудного времени», ощутить «энергетическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи – «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все те гордые и крепкие, как львы!.. откуда разливается воля и козачество на всю Украину». Хочется надеяться, что нравственные уроки произведения не пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить Белинского, который подчёркивал: «После «Горя от ума» я не знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою чистейшею нравственностью и что бы могло иметь сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как повесть г. Гоголя».






































РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»


РД, г. Хасавюрт, ул. Ярыксувская, 5 тел. 8(87231) 5-14-92 №______ «____»_____________________20____г.



Учитель русского языка и литературы Сайдулаева Р.А.

Хасавюрт 2016 год.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!