СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе "Заглавная буква в именах собственных"

Категория: Русский язык
Тема: Слово 18

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе "Заглавная буква в именах собственных"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крымская школа-гимназия»

Сакского района Республики Крым














Конспект открытого урока

по русскому языку в 1 – А классе на тему

«Заглавная буква в именах собственных»





Учитель: Войтюк Ольга Владимировна















2018 – 2019 уч.год



Тема 106. Заглавная буква в именах собственных

Цель урока: обобщить полученные детьми знания по теме.

Задачи: предметные

-создать условия для овладения детьми знаниями об именах собственных,

метапредметные

-создавать учебные ситуации, которые позволяют овладевать способностью принимать и сохранять учебные задачи,

-учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей,

-побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

Тип урока: урок закрепления знаний

Дети закрепляют знания о правописании имён собственных. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Слушать внимательно умеете?

Ученики: умеем!

Учитель:А писать старательно умеете?

Ученики: умеем!

Учитель: Тогда у вас все получится?

Ученики: получится!


2.Определение темы урока. (Работа в тетради):

а я о ю е э у ё Л ы и

- какая буква лишняя? Л – потому что: 1) она согласная, а все остальные – гласные.2) все буквы строчные, а Л – заглавная.

- А для чего нам нужны заглавные буквы? Может, мы можем обойтись только строчными? (Заглавная буква показывает нам начало предложения и чтобы писать имена собственные).

Учитель: - Определите тему урока.

-А что мы ждём от урока? Какие цели ставим перед собой?

- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем упражняться в написании имен собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать. Думаю, что мы все справимся с любыми заданиями

Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!


III. Работа по теме урока.

- Но неспроста у нас в гостях сегодня заглавная буква Л.

Сказка «Люблю»

- Не хочу спать, не буду! – капризничала девочка. Мама грозно нахмурила брови, но Буква Л тихоечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

- Я люблю тебя, моя малышка, - ласково сказала мама и обняла дочку. Она поцеловала её, и девочка спокойно уснула.

«И большим, и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», - подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «люблю,люблю, люблю» - чтобы нико не забывал говорить это волшебное слово.



- Пусть буква Л будет у нас сегодня главная, чтобы любовь и ласка царили у нас на уроке.



1.Упражнения в написании заглавной буквы в именах и кличках животных.

- Ребята, я на перемене зашла в учительскую, а на столе лежит письмо:

«Ищем учеников 1 класса, которые помогут прочитать карту и отыскать клад. Жители деревни Простоквашино».



- Какое интересное письмо. Может быть мы откликнемся на это письмо? Ведь искать клад это так интересно! Ну что, поможем жителям Простоквашино?

А вы помните имена всех жителей Простоквашино?

  1. Работа в парах. Чтобы отправиться в путешествие, нужно соединить сказочного героя и его кличку или имя.

кот Матроскин, дядя Федор, пес Шарик, корова Мурка, галчонок Хватайка, почтальон Печкин).

-А почему не все слова здесь написаны с заглавной буквы? (потому что есть имена собственные и нарицательные…)

-Выполнив это задание, какой вывод можно сделать (Имена людей, фамилии, клички животных пишутся с заглавной буквы) И мы не случайно повторили это правило, ведь тема нашего урока:«Имена собственные»



  1. Упражнения в написании заглавной буквы в названиях географических объектов.



- Ребята, а вы помните, с какой просьбой обратились жители Простоквашино к нам? Да, для того, чтобы прочитать карту и отыскать клад. Ну что же, друзья, показывайте свою карту, а мы попытаемся ее прочитать. А вот и карта!

-Начнем с того места, где мы сейчас находимся: деревня Простоквашино.

-Посмотрите, как пролегает наш путь, и что мы встречаем на пути. Нам нужно записать в тетради свой маршрут, но сначала мы сделаем физкульминутку, а заодно и повторим имена собственные и нарицательные.

(Работа в тетради: деревня Простоквашино, река Молочная, горы Дружбы, озеро Добра, село Вкуснотеево). Что нужно всегда помнить при написании названий географических объектов? (названия…)

-Мы смогли все правильно записать, потому что хорошо знаем это правило.

Теперь мы знаем точный маршрут и отправляемся в путь.

IV. Физкультминутка.

Дети встают. Называю имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат имена собственные, не хлопают – если другие существительные


город, Москва, Салгир, Россия, страна, кошка, собака, Дружок, Волга, Мурка, Незнайка, Знайка, девочка, Пушкин


  1. Выбор клички по внешним особенностям животного.


- Послушайте стихотворение-шутку Ю.Черных.


Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они 
Звали жеребёнка, 
А ещё была у них 
Курица Бурёнка.

А ещё у них была 
Собачонка Мурка, 
А ещё — два козла: 
Сивка да Бурка!


- Согласны ли вы с тем, как назвали дед да баба своих домашних животных? (Не согласны)

-  Давайте наведем порядок в стихотворении.

- Как мы назовём кошку? ( Мурка)

- Почему только кошке можно дать кличку Мурка? (Кошки мурлычут)

- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? (Нет. Бурёнкой назовут корову бурого цвета)

- Какой вывод можно сделать? (Кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям, их повадкам, характеру.     

5. Клички животных.Игра «Путаница». Работа в парах


кошка             Жучка

собака            Мурка

корова            Горлач

конь                Буренка

петух              Ветерок

Почему этим животным дали такие клички?

(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.

Петух громко кричит, поэтому Горлач.

Кошка громко мурлычет – Мурка.

Буренка – бурого цвета)

- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.

Упражнения в написании заглавной буквы в названиях географических объектов.

Физминутка. Разминаем пальчики:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

- Что такое семья? Как мы будем писать имена членов нашей семьи?

Мы подошли к тому месту, где находится клад. Нам осталось выкопать и открыть этот клад. Мы сможем найти клад, потому что мы дружные и помогаем друг другу в трудную минуту. А чтобы в этом убедится, я предлагаю следующее задание: на столе у вас лежат карточки со словами, из которых надо составить словосочетания. Но вы должны посоветоваться друг с другом, обсудить правильность ответа и принять совместное решение.

  1. Деформированные предложения:

Мою подругу зовут Роза.

В саду цветёт красная роза.

-Вы действительно очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки (достает сундучок).

-Как вы думаете, что может быть в этом сундучке? (деньги, конфеты, драгоценности и т.д.) Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. (открываем).

-Ребята, здесь лежит книга. Но, почему, же книга? Книга – это клад знаний. В книге можно найти ответы на многие вопросы, она расскажет нам много интересного. А еще здесь смайлики с сердечками, ведь у нас сегодня царила на уроке любовь, а значит она есть в каждом сердечке.

IY. Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!