СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по обществознанию тема: образование 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Образование, 8класс

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная: обобщить  и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрыть вопрос  о возрастающей  значимости образования в современном мире

 

Развивающая: продолжить работу по развитию умений  использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения

 

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

 

Ход урока:

На доске записан план урока:

1.Что такое «Образование»

2.Роль образования в современном обществе

3.Система образования в РФ

 

I. Орг. момент. Постановка целей урока.

II. Актуализация знаний

Учитель: на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

1. Фронтальный опрос

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека  (свобода выбора)

А какого выбора?(морального)

2) Так объясните мне, что же такое «моральный выбор»

( это выбор своего отношения к другим людям-доброго или злого)

3) Как объясняют верующие люди , почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму

( На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).

Учитель :Но выбирает он сам,т.е. какой выбор он делает (моральный)

Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность.А что значит- быть человеком ответственным?( отвечать за свои поступки, за принятые решения.

2.Практическая работа.

Учитель : Работаете в паре У вас на парте по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Один из вас объясняет, почему вы выбрали именно эту пословицу, а дугой-почему не выбрали.

(пословицы противоречивые)

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по обществознанию тема: образование 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кироваульская СОШ» Кизилюртовский район





КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ


8 КЛАСС






Учитель: Гайирбекова Пазилат Магомедрашидовна

Учитель истории и обществознания








2016 учебный год




Тема урока: Образование, 8класс

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная: обобщить и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрыть вопрос о возрастающей значимости образования в современном мире


Развивающая: продолжить работу по развитию умений использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения


Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока


Ход урока:

На доске записан план урока:

1.Что такое «Образование»

2.Роль образования в современном обществе

3.Система образования в РФ


I. Орг. момент. Постановка целей урока.

II. Актуализация знаний

Учитель: на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

1. Фронтальный опрос

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора)

А какого выбора?(морального)

2) Так объясните мне, что же такое «моральный выбор»

( это выбор своего отношения к другим людям-доброго или злого)

3) Как объясняют верующие люди , почему в одних случаях человек поступает плохо (грешно), а в других- честно, по- доброму

( На одном плече у человека сидит дьявол, а на другом – ангел, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так и поведет себя).

Учитель :Но выбирает он сам,т.е. какой выбор он делает (моральный)

Мы с вами говорили, что свобода – это ответственность.А что значит- быть человеком ответственным?( отвечать за свои поступки, за принятые решения.

2.Практическая работа.

Учитель : Работаете в паре У вас на парте по две пословицы .Вы , пользуясь правом выбора и руководствуясь своими моральными принципами, выбираете одну пословицу. Один из вас объясняет, почему вы выбрали именно эту пословицу, а дугой-почему не выбрали.

(пословицы противоречивые)


1.С кем поведешься от того и наберешься. Дерево живёт конями, а человек друзьями

2.Дай, Боже, все самому уметь, да не все самому делать!
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

3.Не делай добра — не получишь зла. Доброе дело бумерангом вернётся
4. Любовь зла — полюбишь и козла. Любовь спасёт мир.

5.Копейка рубль бережёт. Деньги надо тратить, а не копить

6. Делу — время, потехе — час . Работа не волк, в лес не убежит.

7.Из спасибо шубы не сошьешь. Доброму добрая память.

Учитель: Так от чего зависит отношение к нам окружающих людей.(от наших поступков).Я надеюсь, что в жизни вы будете делать всегда правильный выбор


III. Новая тема

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей( слайд 1-3)

  1. Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями .Н.М.Карамзин

  2. Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Цицерон

  3. Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.К.Гельвеций

Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование) (слайд 4)


Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (план) – на доске

Прежде ,чем мы перейдем к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы

1.Словарная работа: (слайд 5)

  1. Невежество - 1. Отсутствие знаний; необразованность.

  2. Система - (от греч. sysntema - целое - составленное из частей; соединение),множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих целостность, единство.

  3. Приоритетный-преобладающий, главный

4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

2.Я еще раз хочу обратиться к высказыванию Гельвеция « Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи» (слайд 6).О какой пище идет речь? ( о духовной) А что является основной пищей для ума ? (чтение).Вот сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка .

1. Прочитайте, найдите и выделите маркером ключевые слова, которые отвечают на вопрос «Что такое образование»? (слайд 7)

1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)

2.«Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».

В чем отличие этих определений?Речь идет осубъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа ,вузы)

Во 2-знания приобретаются самими учениками)


2.В каком обществе мы живем?В постиндустриальном или иформационном.Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса. А теперь ситуация.

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»

1.?- Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2.Каким образом эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование

(слайд 8)

Вы частично ответили на второй вопрос о роли образования в современном обществе.


3.А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ. Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему .Называется она фишбоун (рыбья косточка) (слайд 9) .Откройте учебник на стр.63-64.Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки.

Фишбоун( рыбья косточка)

голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос,обобщение.


Дошкольн. Начальн. Основное. Среднее

Общеобразовательная часть системы образованияя

Подготовка к жизни

(социализация)

образование общее (полное)






дет.сад 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл

V.Домашнее задание §8, стр.64 составить фишбоун по профессиональной части (слайд 10)

VI.Подведение итогов урока. Выставление оценок

VII.Рефлексия



Открытый урока обществознания по теме "Экономика и ее роль в жизни общества". 8-й класс

Данная тема опирается на полученные из курса 7 класса знания учащихся об основных участниках экономики и о производстве, экономические знания из курса истории, географии и технологии. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия школьников в экономических отношениях, трудовой деятельности. Ее усвоение имеет ключевое значение для изучения темы о главных вопросах экономики, предпринимательской деятельности и производстве.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения самостоятельного мини-исследования.

Цели:

  1. Расширить представление учащихся об экономике как важной сфере жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

  2. Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

  3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.

План изучения нового материала:

  1. Потребности и ресурсы.

  2. Свободные и экономические блага.

Вариант организации учебной работы.

Предлагается комбинированный урок с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение:

  1. Обществознание. Человек, право, экономика. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы урока. (Приложение. Слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: связать новый материал с уже знакомым.

Проводится вводная беседа с классом по вопросам:

  1. В чем состоят потребности человека?

  2. Каковы основные участники экономики?

  3. Из чего складываются ресурсы семьи?

  4. Что такое семейный бюджет?

Задание для учащихся. Кому из вас постоянно не хватает времени, чтобы сделать все дела?

Теперь представьте, что по каким-либо причинам сегодня вечером у вас неожиданно появилось несколько часов свободного времени.

- Что бы вы предпочли сделать?

- Почему вы не сможете сделать все дела, записанные на доске? (Ограниченность времени, ограниченность денежных средств.)

Формулирование целей урока. (Слайд 2)





III. Изучение основных идей и понятий темы.

Цель: выяснить, каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека и общества в целом.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, учитель во вводном слове кратко характеризует понятие «потребности» и предлагает учащимся вместе вспомнить разнообразные потребности человека. (Слайды 3-4)

Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 1 на стр. 36. Распредели по соответствующим графам таблицы названия того, что необходимо человеку для его жизнедеятельности. (Слайд 5)

Далее в целях повышения познавательной активности учащихся ставится проблемный вопрос:

- Каким образом экономика принимает участие в удовлетворении потребностей человека, общества в целом?

Работа в группах. Для поиска ответа на этот вопрос учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела «Потребности и ресурсы». Результативность усвоения учебного материала учитель выявляет в процессе организации беседы по следующим вопросам:

1 группа. От чего зависит набор и характер потребностей людей? 
2 группа. Как изменяются потребности? 
3 группа. Что необходимо для удовлетворения разнообразных потребностей?

Все ли потребности и всегда ли можно удовлетворить?

4 группа. В чем суть проблемы ограниченности ресурсов? (Слайд 4)

В завершение беседы можно предложить учащимся проанализировать кажущийся простым вопрос: кто обеспеченнее современные люди или пещерный человек? С точки зрения количества удовлетворенных потребностей – современник, ибо он имеет и еду, и жилье, и тепло, и развлечения, и духовную пищу. Но с точки зрения соотношения потребностей и возможностей обеспеченнее первобытный человек, ведь ему не хватает только еды, тепла, одежды (других потребностей он и не знает), а современному человеку не хватает десятков и сотен благ, т. к. система его потребностей куда шире!

2. В результате изучения второго пункта плана учащиеся должны усвоить значения понятий «свободные блага» и «экономические блага», их различия и возможности использования для удовлетворения потребностей людей. (Слайд 5)

Организуя самостоятельное изучение учащимися текста раздела, учитель предлагает выделить существенные признаки вышеназванных понятий.

Работа в парах. Учащиеся самостоятельно заполняют схему «Блага». Задание 4 на стр. 37 в печатных тетрадях. (Слайд 6)

Учитель обращает внимание на существующее противоречие между необходимостью обеспечения высокого уровня жизни людей и ограниченностью экономических благ. Это позволит подвести учащихся к важному выводу о необходимости обществу искать пути и способы рационального использования и распределения ограниченных ресурсов.

В целях усвоения этой ключевой проблемы экономики учитель предлагает рассмотреть и обсудить следующую актуальную для всего человечества, и в частности для нашей страны, проблему.

Добыча полезных ископаемых, как правило, влечет за собой нанесение ущерба окружающей среде. Люди вынуждены делать выбор между потребностью в большем объеме энергии и желанием сохранить природную среду. Как общество решает эту проблему?

При рассмотрении проблемы ограниченности ресурсов в экономике важно подчеркнуть, что каждая страна по-своему пытается добиться эффективности их использования, исходя из целей, идеологии, обеспеченности ресурсами.

Россия – страна, наиболее щедро наделенная природными ресурсами. Какими ресурсами? (Вспоминаем уроки географии.)

Но можно добывать тонны угля, однако при транспортировке нести потери более чем 20 процентов, или добывать много нефти и экспортировать ее в сыром виде, а не перерабатывать в продукты. Простое выкачивание природных ресурсов не способствует экономическому росту страны, а превращает ее в сырьевой придаток мировой экономики.

Перед учащимися ставится следующий вопрос: какие меры может принять государство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

Возможные ответы:

  1. Усиление государственного контроля над использованием природных ресурсов.

  2. Внедрение достижений науки и техники в процесс добычи, переработки и транспортировки природных ресурсов и др.

Видеосюжет «Использование солнечной энергии в Китае».

Вопрос после просмотра.

- Какие меры принимает китайское правительство для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

- Какие меры принимает Россия для эффективного использования ограниченных природных ресурсов?

IV. Закрепление изученного на уроке.

Тест «Экономика и ее роль в жизни общества». (Приложение 2)

Индивидуальная работа. Самопроверка, выставление оценок. Критерии. (Слайд 7)

V. Подведение итогов.

  1. Что является основной проблемой экономики?

  2. Как человек пытается решить проблему ограниченности?

  3. Какие ресурсы на земле практически безграничны?

  4. Какие трудности возникли при изучении нового материала? Что было самым сложным?

Домашнее задание. (Слайд 8)

  1. §11, выполнить задания после параграфа.

  2. Подобрать материалы о деятельности правительства РФ в сферах, связанных с ограниченными ресурсами.











































































Фамилия _________________________ Класс ______





Тест. Экономика и ее роль в жизни общества

Вариант 1

А1. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддер­жания жизнедеятельности:

1) цель 3) потребность

2) средство 4) производство



A2. Верны ли суждения о благах: а) все жизненные бла­га человек производит сам;

б) жизненные блага бывают предметами потребления?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



А3. Проблему ограниченности ресурсов можно решить

1) если люди будут экономить ресурсы

2) если все добровольно ограничат свои потребности

3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров

4) нет верного ответа





В1. Что из перечисленного относится к свободным благам?

1) морская вода

2) воздух

3) компьютер

4) песок в пустыне

5) одежда

6) проезд в автобусе

Ответ:





С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.



Фамилия _________________________ Класс ______





Тест. Экономика и ее роль в жизни общества

Вариант 2

А1. Одной из главных экономических проблем является:

1) ограниченность свободных благ

2) ограниченность ресурсов

3) лень

4) альтернативная стоимость



А2. К возобновляемым природным ресурсам относится:

  1. солнечный свет

  2. газ

  3. нефть

  4. лес



A3. Верны ли суждения о потребностях человека:

а) по­требности человека безграничны;

б) потребности человека делятся на естественные, духовные и социальные?

1) верно только

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



В1. Что из перечисленного относится к экономическим благам?

1) морская вода

2) воздух

3) компьютер

4) песок в пустыне

5) одежда

6) проезд в автобусе

Ответ:





С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.



Фамилия _________________________ Класс ______





Тест. Экономика и ее роль в жизни общества

Вариант 3



А1. Главной проблемой экономики является:

  1. взаимодействие спроса и предложения

  2. низкий уровень экономических знаний

  3. ограниченность ресурсов

  4. высокая степень специализации в мировом хозяйстве



А2. Верны ли суждения о благе: а) благами являются средства производства;

б) благами являются предметы потребления?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



А3. Верны ли суждения о потребностях человека:

а) по­требности человека безграничны;

б) потребности человека делятся на естественные, духовные и социальные?

1) верно только

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



В1. Что из перечисленного относится к экономическим благам?

1) бензин

2) мороженое

3) вода из родника

4) ремонт квартиры

5) дожди

6) солнце

Ответ:





С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.





Фамилия _________________________ Класс ______





Тест. Экономика и ее роль в жизни общества

Вариант 4



А1. К возобновляемым природным ресурсам относится:

  1. солнечный свет

  2. газ

  3. нефть

  4. лес



А2. Ограниченность ресурсов – это

1) основная причина кризиса современной России

2) основная проблема экономики

3) основная проблема философии

4) основная проблема политики



А3. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддер­жания жизнедеятельности:

1) цель 3) потребность

2) средство 4) производство



В1. Что из перечисленного относится к свободным благам?

1) бензин

2) мороженое

3) вода из родника

4) ремонт квартиры

5) дожди

6) солнце

Ответ:





С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.





Фамилия _________________________ Класс ______





Тест. Экономика и ее роль в жизни общества

Вариант 5



А1. Ограниченность ресурсов – это

1) основная причина кризиса современной России

2) основная проблема экономики

3) основная проблема философии

4) основная проблема политики



А2. Нужда человека в чем-либо необходимом для поддер­жания жизнедеятельности:

1) цель 3) потребность

2) средство 4) производство



А3. К возобновляемым природным ресурсам относится:

  1. солнечный свет

  2. газ

  3. нефть

  4. лес





В1. Что из перечисленного относится к экономическим благам?

1) солнечный свет

2) городской парк

3) дрова

4) воздух

5) море

6) электрический свет

Ответ:





С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.



Фамилия _________________________ Класс ______





Тест. Экономика и ее роль в жизни общества

Вариант 6

А1. Проблему ограниченности ресурсов можно решить

1) если люди будут экономить ресурсы

2) если все добровольно ограничат свои потребности

3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров

4) нет верного ответа



А2. Верны ли суждения о потребностях человека:

а) по­требности человека безграничны;

б) потребности человека делятся на материальные, духовные и социальные?

1) верно только

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



A3. Верны ли суждения о благах: а) все жизненные бла­га человек производит сам;

б) жизненные блага бывают предметами потребления?

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны



В1. Что из перечисленного относится к свободным благам?

1) солнечный свет

2) городской парк

3) дрова

4) воздух

5) море

6) электрический свет

Ответ:





С1. На двух примерах покажите ограниченность ресурсов в мире.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!