Тема: «Путешествие в осенний лес»
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, обогащение и активизация словарного запаса (закреплять знания детей о признаках осени, диких животных и перелетных птицах), развивать диалогическую речь (отвечать полным ответом на вопросы); развивать умение употребления в речи грамматической конструкции (словосочетания) существительное м.р.и ж.р. с числительным.
Коррекционно-развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса), развивать творческое воображение, умение аргументировать свои ответы, память, закреплять умение отгадывать загадки.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультимедийные «картинки», оборудование для проведения артикуляционной гимнастики (зеркала), «ветерки» для дыхательной гимнастики, «корзинки» с шишками, орехами, желудями.
Ход занятия
Орг. Момент
Цель: подготовка детей к работе, настрой на положительные эмоции.
Ребята, посмотрите какое чудесное осеннее утро, сколько гостей к нам пришло. Давайте поприветствуем друг друга и гостей словами:
Доброе утро,
Скорей проснитесь,
Солнцу шире улыбнитесь!
Сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее царство осени. А какие признаки осени вы знаете?
Тихо звучит аудиозапись «Времена года» Чайковского, логопед предлагает детям прикрыть глазки.
Всех ребяток я за сказкой
Приглашаю в лес пойти,
Замечательный, чудесный,
Вам такого не найти.
Развитие артикуляционной моторики
Цель: подготовка органов артикуляции к речевой работе
Чтобы попасть в лес. Нужно перейти речку.
Сейчас каждый из вас построит для себя “мост”, чтобы перейти через речку. Опустите кончик языка за нижние зубы: он лежит ровно и спокойно.
Чего много осенью в лесу? (Грибов)
Упражнение «Грибок» (для выработки подъема широкой передней части языка): рот открыт, губы в улыбке; прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается).
Фонопедическое упражнение «Осень»
Цель: подготовка голосовых связок, выработка высоты и силы голоса, развитие диафрагмального дыхания
Звучит фонограмма «Ветер». Дыхательная гимнастика (ветерок)
Ой, как дует ветер. Подвывает.
Дети. У-у-у! (Произносить это на длительном выдохе, делая голосом • «волну», переходя от низкого звука к высокому и обратно, показывая движения звука рукой)
Листья задрожали на деревьях.
Дети. Ф-ф-ф! (Произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая кистями опущенных рук)
Полетели на землю.
Дети. П-п-п... (Постепенно опуская руки на стол)
Зашуршали.
Дети. Ш-ш-ш... (Сжать и разжать пальцы рук)
Основная часть
Цель: формирование лексико – грамматических средств языка
Вот мы и в лесу.
Включается аудиозапись «Голос медведя».
Как медведь готовится к зиме?
Дети. Медведь за лето отъелся и устраивается на спячку. Он ищет яму под корнями старой сосны, на дно укладывает сухие листья, сверху прикроется ветками, так и будет спать всю зиму.
На ветке не птичка –
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
А кто ж это? (Белка)
Белка-озорница, растеряла свои корзинки. Помогите ей собрать их и назовите, что она припасла для себя на зиму?
Что у тебя в корзинке?
Ребёнок. 1 шишка, 2 шишки …..5 шишек. Аналогичная работа со словами орехи, жёлуди.
ЗВУКОЗАПИСЬ ДОЖДЯ
Ребята, что это такое? (дождь)А давайте развеселим нашу злую тучку?
Физминутка «Злая тучка»
Цель: снятие утомляемости детей путем переключения их на другой вид деятельности (движение с речью под музыку), как элемент логоритмики
Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Дидактическая игра «Определи количество слогов». (на слайдах птицы – дети отхлопывают количество слогов с логопедом)
Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется .... (Скорец)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? (утка)
Он поёт всегда красиво,
Его трели с переливом.
Прячется среди ветвей...
Кто певец тот? ...(Соловей).
Как на доме, на карнизе
Прилепила птичка снизу
Гнёздышко, как вазочка
Эта птичка-...(Ласточка)
А теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.
Подведение итогов.
Цель: закрепление полученных знаний детей с помощью наводящих вопросов
Оценка работы детей. Вот мы снова в детском саду. Вспомните, чем мы сегодня занимались. Что нового вы узнали?