Занятие на тему: «Мебель»
Цели:
-коррекционно-образовательные: уточнить и закрепить название мебели, ее составные части; уметь различать кухонную, столовую (гостиную) мебель, мебель для спальни; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных; подбор слов-антонимов; согласовывать прилагательные с существительными; сюжетный рассказ по опорным словам.
- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением мебели; раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Чтобы угадать, о чем сегодня мы будем говорить, я предлагаю вам отгадать загадку.
Чтобы в квартире стало уютно,
Купим ее мы, и расставим как нужно. (Мебель). И так сегодня мы будем говорить о мебели. Назовите предметы мебели? (шкаф, стол, диван, стул и т.д.)
А я вам предлагаю отгадать загадки про мебель.
У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда. (Обеденный стол)
На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть. (Стул)
Прибили к стенке ловко,
Теперь я стала…(Полка)
Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка. (Кровать)
Перед телевизором стоит,
Папа, отдыхая, на нем лежит. (Диван)
У чистюли Любочки
Всегда порядок в…(Тумбочке)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …(Табуретка)
Он почти до потолка,
Не дотянется рука,
Он с дверями, как и дом,
И живёт одежда в нём. (Шкаф для одежды)
На диван оно похоже
И на стул немного тоже.
Нам вдвоем сидеть в нём тесно.
Догадались? Это…(Кресло)
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется…(Буфет)
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку всё лежит. (Шкаф)
В этом доме все жильцы —
Умники и мудрецы.
Кто со всеми познакомится —
Образованным становится. (Книжный шкаф)
Пульт от телевизора,
Книга и газета,
Все на мне уместится,
Помни ты про это. (Журнальный столик)
Я хозяйкам очень нужен,
Я с посудой очень дружен,
Я посуде всякой рад,
Называюсь я…(Сервант)
Удобный мебели предмет.
Сундук – его отец иль дед.
В нем много ящиков живёт,
Он называется…(Комод)
В школе я живу и каждый день учеников
Я в гости с нетерпеньем жду!
Я жду, когда они, в класс весело вбежав,
Положат снова на меня
Дневник свой, ручку и тетрадь. (Школьная парта)
Мы с вами живем в квартирах. Какие комнаты есть в квартире? (Прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская.)
— Какая мебель стоит у вас в гостиной? (Стенка, гарнитур, стол, стулья, диван (тахта, софа), журнальный столик, кресла, тумбочка, сервант, шкаф, книжные полки.)
(Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, пуфик, шкаф для одежды, тумбочка, трюмо, трельяж.
Кухонная мебель — кухонный гарнитур, навесные шкафы, тумбовые столы, обеденный стол, табуретка, стулья.)
— Мебель — это предметы, изготовленные в основном из дерева или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.
Логопед выставляет картинки: шкаф, стол, стул, кровать, кресло.
Уточняются составные части данной мебели.
Дидактическая игра «Один-много»
Образование существительных множественного числа родительного и именительного падежей.
Диван – много диванов,
Стол – много столов,
Стул – много стульев и т.д.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Шкаф — шкафчик,
Стул — стульчик и т.д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов.
Старая — новая,
тяжелая — легкая,
старинная — современная, модная,
большая — маленькая,
взрослая — детская,
мягкая — жесткая,
грязная — чистая
Высокий — низкий
Широкая — узкий
Длинный — короткий
Физкультминутка
Дидактическая игра «Из чего сделана мебель?»
Образование прилагательных от существительных.
Шкаф — дерево. Какой шкаф?
Стол — стекло. Какой стол?
Стул — пластмасса. Какой стул?
Кресло — кожа. Какое кресло?
Диван — велюр. Какой диван?
Мебель для кукол. Какая мебель?
Мебель для спальни. Какая мебель?
Мебель для кухни. Какая мебель?
Мебель для гостиной. Какая мебель?
Рассказать детям, где и как производят мебель и где ее продают.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили
Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия.