СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия дифференциация звуков р, л

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия дифференциация звуков р, л»

Конспект логопедического занятия

в подготовительной группе.

Тема: «Дифференциация звуков Р-Л»

Задачи:

образовательные: Закрепить характеристики звуков, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки «Л» – «Р» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, на слух и в произнесении.

развивающие: создать условия для развития фонематического восприятия, слуховой памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, интонационной выразительности речи, воображения, логического мышления.

воспитательные: создать условия для формирования навыков самоконтроля, воспитывать стремление доводить дело до конца.

Оборудование: зеркала, иллюстрации цветов ромашка и ландыш, предметные картинки на звуки «Р-Л» по количеству детей, карточки с буквами «Р-Л», карточки для индивидуальной работы, карандаши

Ход занятия:

– Какое сейчас время года? (Весна).

-Что происходит весной в природе? (Тает снег, прилетают птицы, начинает расти трава, листики, появляются первые цветы-подснежники)

1. Дыхательная гимнастика.

«Понюхать цветок».

Подснежники – цветы, распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. К цветку носик приближаем – аромат цветов вдыхаем.

Проводится 2-3 раза.

«Сдуем одуванчик»

Глубоко вдохнуть через нос и выдохнуть на одуванчик. Сжать руку в кулак (это одуванчик, подуть на кулак, произнося шепотом «ф», струя сильная, длинная. Разжать пальцы (одуванчик облетел)

2. Артикуляционная гимнастика.

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл

Подержал, потом закрыл.

Подшутить над ним охота.

Бегемот открывает рот, закрывает рот – 5раз

«Качели»

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели

Вверх – вниз, вверх – вниз

Вверх – ух! Вниз – ух!

И захватывает дух!

«Лошадка»

Поскакали на лошадке

По дорожке ровной гладкой.

Носиком вдохнули, лошадку остановили – тпррр…

«Грибочек»

На полянке выросли грибы:

Один грибок положили в кузовок,

Другой грибок положили в кузовок,

И еще грибок положили в кузовок,

Вот огромный грибок положили в кузовок,

И последний грибок положили в кузовок.

«Гармошка»

Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке.

К небу язычок прижми

И ниже челюсть отведи

«Маляр»

Красить потолки пора

Назад – вперед, назад – вперед,

А потом наоборот:

Вперед – назад, вперед – назад

Поработать каждый рад!

«Барабан»

Что ж закончена работа,

Барабанить нам охота:

Д-Д ДДД, Д-Д ДДД, Д-Д ДДД

«Индюшата»

Идут индюшата весело балбочут

Будто кто-то их щекочет:

3. Пальчиковая гимнастика

«Здравствуй, пальчик», «Колечки, ушки, рожки», «Ступеньки»

4. Отгадывание загадок:

В поле бескрайнем сестрички стоят,

Жёлтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белы реснички. (Ромашка)

– С какого звука начинается слово РОМАШКА? (звук Р).

– Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Когда мы произносим звук Р, что происходит с ротиком, губами и язычком? (рот открыт, губы в полуулыбке, а язычок поднят к верху и дрожит, вибрирует).

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (Ландыш)

– С какого звука начинается слово ЛАНДЫШ? (звук Л)

– Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий).

– Когда мы произносим звук Л, что происходит с ротиком, губами и язычком? (рот открыт, губы улыбаются, язычок стоит за верхними зубами.)

-А в чем разница в произношении этих звуков?

5. Произношение отдельного звука (с высотой голоса)

Правая рука – ракета. Ракета взлетает и снижается (р-р-р-р-р)

Левая рука – самолет. Самолет взлетает и снижается (л-л-л-л)

6. Игра: «Поймай звук».

Ребенок должен завести «мотор», если услышит звук Р, и «взять в руки штурвал», если услышит звук Л. Глаза закрыли.

Звуки: р, л, л, л, р, л, р, р

Слоги: ро, ла, лы, ар, ир, ур, ил, ры

Слова: Рак, Шар, Роза, Лук, Мир, Стол, Мел, Белка, Карандаш.


Игра: «Повтори» (хором).

РА-ЛА-РА – у апельсина кожура.

РО-ЛО-ЛО – мы приехали в село,

РУ-ЛУ-РУ – скачет кенгуру

ЛЫ-РЫ-ЛЫ – расставили столы

АЛ-АЛ-АР – кипит наш самовар

ОР-ОЛ-ОЛ –это я пришел

УР-УЛ-УР – повесим абажур

ИР-ИР-ИР- выпили кефир

ЫР-ЫР-ЫР – суп уже остыл

Игра: «Волшебник».

Поиграем в волшебников, будем превращать одно слово в другое. Нужно заменить в слове звук Р на Л …. И наоборот Л на Р.

Рак – …лак ложки – …рожки Ров – …лов Лука – …рука

Рот – …лот мил – …мир

Рама – …лама голод – …город

Физминутка

Игра «Найди свое место».

У детей картинки с изображением предметов. Каждый ребенок, в соответствии со звуком в слове на картинке находит свое место за столом с буквой Р или Л. Дети называют слова, чётко проговаривая заданный звук.

Игра «Скажи наоборот»

– Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком [р] или [л].

• Дедушка старый, а внук (молодой)

• Вчера мне было грустно, а сегодня (весело)

• Зимой снега много, а весной (мало)

• Баба Яга злая, а фея (добрая)

• Суп горячий, а компот (холодный)

• Снег белый, а уголь (черный)

• У березы ствол тонкий, а у дуба (толстый)

7. «Исправь предложение»

Халат надел маму.

Стол поставили на лампу.

Стул укатился под клубок.

В розах растут сады.

Торт подарил Раю на день рождения.

В помидорах и огурцах растут огороды.

8. «Расскажи стихотворение»

«Оркестр на пруду»

К раку каракатица

На карете катится.

Только вечер наступает,

На гитаре рак играет.

У рояля стрекоза –

Водомерка – первой скрипкой,

А солируют лягушки –

Три зеленые подружки.

Первое задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или»Р») есть в названиях этих картинок (РАК, РЫБАК. РУКАВ, КОМАР, ПОВАР, КОЗЁЛ, ЛОБ, ФАКЕЛ, ЛУК, БЕРЛОГА, ЖУРНАЛ).

Давайте теперь составим из этих картинок волшебную цепочку. Картинки – берлога и журнал убираются, а из остальных дети по очереди выкладывают цепочку, в которой каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова. Дети комментируют свои действия: «В слове «РАК» последний звук «К», значит, следующая картинка будет «КОМАР».

Волшебная цепочка: РАК – КОМАР – РЫБАК – КОЗЁЛ – ЛОБ(П) – ПОВАР

РУКАВ(Ф) – ФАКЕЛ – ЛУК.

А теперь, я хочу попросить наших уважаемых гостей выбрать из этой цепочки четыре любых слова, а вы составите звуковые схемы этих слов.

– Предложите, пожалуйста, слово для Леры, (для Гриши, для Толика, для Никиты).

Двое детей выкладывают схемы над картинками, двое под картинками, определяют количество слогов.

Второе задание «Измени слово»:

– Я говорю начало слова, а вы подумайте каким звуком «Р» или «Л» это слово должно закончиться (топоР, стоЛ, укоЛ, забоР)

– Я говорю конец слова, а вы подумайте, какой звук «Л» или «Р» должен быть первым (Рысь, Лужи, Работа, Лапа)

– Замените в слове звук «Л» на звук «Р». Какое слово получится? (БАЛ – БАР, ЖАЛ – ЖАР, ИГЛА – ИГРА, ПОРКА – ПОЛКА)

Третье задание «Что у кого?»:

У Лосяша и Кар-карыча есть друзья – мальчик и девочка. Чтобы узнать их имена нужно определить первые звуки слов, которые я произнесу и составить из них имя (Роза, Ослик, Машина, Апельсин – РОМА; Медведь, Индюк, Лук, Ананас – МИЛА).

У детей по две пары картинок. Задание: Рома любит предметы со звуком «Л», а Мила любит предметы со звуком «Р». Дети прикрепляют картинки и комментируют свои действия: «Около Милы рак, а около Ромы лак». (лак – рак, пилот – пирог, ложки – рожки, лавка – рамка, флаг – фрак, козёл – ковёр, плошка – крошка, колобок – коробок).


Четвёртое задание «Скажи, какой?»:

(образование относительных прилагательных)

Снасть для рыболова – рыболовная снасть Матрац из поролона – поролоновый матрац Курорт для горнолыжников – горнолыжный курорт Каша из перловки – перловая каша Пломбир из шоколада – шоколадный пломбир Скорлупа от яйца – яичная скорлупа Браслет из кораллов – коралловый браслет Лак из перламутра – перламутровый лак Лайнер для пассажиров – пассажирский лайнер

Пятое задание «Составь предложение»:

Дети получают опорные картинки: РЫБОЛОВ – ВЕДРО, КРОКОДИЛ – ЗЕБРА, СОРОКА – КРЫЛЬЯ, ДЕВОЧКА – ЗЕРКАЛО. Задание: составить предложение, в котором были бы слова со звуками «Л», «Р». Например: РЫБОЛОВ ПОЙМАЛ ЦЕЛОЕ ВЕДРО РЫБЫ. ГОЛОДНЫЙ КРОКОДИЛ ПОЙМАЛ И СЪЕЛ ЗЕБРУ. У БЕЛОБОКОЙ СОРОКИ ДВА ЧЁРНЫХ КРЫЛА. ДЕВОЧКА УРОНИЛА И РАЗБИЛА ЗЕРКАЛО.

Шестое задание «Сказочное»:

Лосяш и Крош очень любят сказки. Но когда они были маленькие и не умели правильно произносить звуки «Л» и «Р» никто не понимал какую сказку они хотят послушать. А вы догадаетесь?

«КЛАСНАЯ ШАПОЧКА», «СИВКА – БУЛКА», «КОРОБОК», «ЖАЛ – ПТИЦА»

Седьмое задание «Узнай, напиши, прочитай»:

– Угадай, какие буквы спрятались

– Расставь буквы по росту и прочти слово

Итог занятия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!