СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия»

Конспект  логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе.


Тема: «Прогулка по осеннему лесу».

                              

 Коррекционно-образовательные цели: 

   --Активизация словаря по теме «Осень».

   --Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени.

   --Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными

Коррекционно-развивающие цели:

   --Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза

   -- Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения.

   -- Развитие оптико-пространственных функций.

   --Подготовка руки к письму.

   --Развитие слухового внимания, речевой памяти.

Коррекционно-воспитательные цели:

   --Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе.

   --Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам которых читается слово «сова». В конверте задания: картинки с игрой «Сложи картинку»; карточки с заданием «Повтори узор». Стол, на котором расположены картинки с изображением деревьев, листьев, грибов, ягод. Магнитная доска, на которой прикреплены картинки с изображением осени, коробочка с кружками для составления схемы слова. Картонные силуэты банок, на этих силуэтах наклеены кармашки из прозрачной плёнки. Картинки с изображением овощей, фруктов, которые будут укладываться в «кармашки» банок. Игрушка – сова с корзинкой, в которой лежит угощение для детей-печенье-грибочки.

                           

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

  1. Игра: «Скажи, какое слово спряталось» ( фонематический анализ и синтез)

Дети стоят около логопеда. В руках логопеда большой конверт.

Логопед говорит детям:

-- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо. К вам пришло письмо-приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок, наклеенных на конверте ( Собака, Овощи, Волк, Арбузы).  Дети читают слово «СОВА»                                            

-- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова – символ мудрости и знаний. Сегодня на занятие она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем, заглянув в конверт.

II.  ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Беседа об осени. ( связное рассказывание, работа с предложением).

На магнитной доске прикреплены картинки на тему осень. Напротив стоят стульчики. Логопед подводит детей к картинкам и усаживает на стульчики.

--Первое задание, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено.  ( Осень), А сейчас, какое время года идёт? ( Осень).

--Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

--Посмотрите на картинки и скажите, каким становится небо осенью?

--Как начинает светить солнце?

--Что происходит с листьями на деревьях?

--Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?

--Как одеваются люди осенью?

--Какое время года идёт после осени?

--Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)

--Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени. ( дети составляют рассказ)

       2.  Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)

--Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа» и в слове «Тучка». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответили ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа». Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка».

--Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

3 Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).

--Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес ( дети встают со стульчиков и подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев: дуб, берёза, клён, рябина, осина и изображения листьев с этих деревьев. А также картинки с изображением ягод: брусника, клюква, рябина, боярышник).

--Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)

--Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями. Этот лист с какого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с какого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С какого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас  под ногами?

 ( дети отвечают на вопросы логопеда)

--Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваются , засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),

--А теперь посмотрите ещё раз на картинки и скажите, какие грибы  можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, чёрные грузди, подберёзовики, моховики, подосиновики, лисички)

--А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой морошкой, рябиной, боярышником)

4. Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)

--Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод?

( джем, варенье, сок, компот, повидло..)

--Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),

--Морс из брусники, какой морс? ( брусничный) и т.д., перечисляя все ягоды.

--Молодцы, ребята давайте расскажем Совушке, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)

Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку  и спрашивает у детей:

-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)

--Салат из капусты, какой салат? ( капустный)

--Салат из моркови, какой салат? ( морковный)

--Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..

--Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и т.п.

5. Игра «Собери картинку» ( оптико-пространственные функции, классификация)

--Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её)

--Что ты собрал?( тыкву) Тыква – это что? ( овощ)

--А ты что собрал? ( Яблоко) Яблоко – это что? ( фрукт)

--А ты что собрал? ( клюкву, клюква – это ягода лесная)

6. Игра «Пишем слово цветом». ( фонематический анализ, пространственные представления)

--Ребята, давайте покажем Совушке, как мы готовимся к школе, как мы умеем составлять схемы слов. Напишем цветом слово «тыква». Придвинули коробочки с кружочками поближе к себе и самостоятельно на столе составляем схему слова «тыква». Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки

--Покажите и назовите первый звук, 2-ой звук, 3-й, 4-й, 5-й звук. Никита, покажи и назови мне 3-й звук, Савелий – последний звук. Саша, покажи и назови мне звук, стоящий после звука «В», перед звуком «К».

--Покажите и назовите мне звук предыдущий звуку «Ы», последующий за звуком «К»

--Покажите и назовите звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.

7. Игра «Повтори узор» ( игра из серии «Слышит ли рука глаз, мелкая моторика, оптико-пространственные функции).

Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.

--Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? ( листик)

--На листик с какого дерева похож наш листик? ( клёна) Значит, чей это листик? ( кленовый). Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует справой стороны ( дети выполняют задание)

--Молодцы, ребята, все справились с заданием!

8. Игра «Прочти слово» ( фонематический анализ и синтез)

Логопед раздаёт детям карточки, на которых наклеены картинки, на каждой карточке 3, 4, или 5 картинок. По начальным звукам названий этих картинок нужно прочесть слово. Логопед уточняет у детей, все ли картинки на карточке им знакомы и предлагает им прочесть слово по первым звукам картинок. В случае затруднения, помогает детям

                                                 III. ИТОГ:

--Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего? Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она в своей корзиночке принесла вам угощение. Посмотрите, что это? Да, это печенье-грибочки и этими грибочками мы угостимся после сна, на полднике. А сейчас мы попрощаемся с Совушкой и пойдём в группу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!