Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе.
Тема: «Прогулка по осеннему лесу».
Коррекционно-образовательные цели:
--Активизация словаря по теме «Осень».
--Уточнение и закрепление знаний об осени, дарах осени.
--Образование притяжательных и относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными
Коррекционно-развивающие цели:
--Дальнейшее развитие и совершенствование фонематического анализа и синтеза
-- Развитие связной речи, продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, составлять сложные предложения.
-- Развитие оптико-пространственных функций.
--Подготовка руки к письму.
--Развитие слухового внимания, речевой памяти.
Коррекционно-воспитательные цели:
--Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе.
--Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Конверт, с наклеенными на нём картинками, по первым звукам которых читается слово «сова». В конверте задания: картинки с игрой «Сложи картинку»; карточки с заданием «Повтори узор». Стол, на котором расположены картинки с изображением деревьев, листьев, грибов, ягод. Магнитная доска, на которой прикреплены картинки с изображением осени, коробочка с кружками для составления схемы слова. Картонные силуэты банок, на этих силуэтах наклеены кармашки из прозрачной плёнки. Картинки с изображением овощей, фруктов, которые будут укладываться в «кармашки» банок. Игрушка – сова с корзинкой, в которой лежит угощение для детей-печенье-грибочки.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Игра: «Скажи, какое слово спряталось» ( фонематический анализ и синтез)
Дети стоят около логопеда. В руках логопеда большой конверт.
Логопед говорит детям:
-- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Да, это письмо. К вам пришло письмо-приглашение. От кого, вы скажете мне сами, прочитав по первым звукам картинок, наклеенных на конверте ( Собака, Овощи, Волк, Арбузы). Дети читают слово «СОВА»
-- Правильно, ребята, это письмо нам прислала СОВА. Сова – символ мудрости и знаний. Сегодня на занятие она прислала нам письмо с заданиями. А какие это будут задания, мы узнаем, заглянув в конверт.
II. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Беседа об осени. ( связное рассказывание, работа с предложением).
На магнитной доске прикреплены картинки на тему осень. Напротив стоят стульчики. Логопед подводит детей к картинкам и усаживает на стульчики.
--Первое задание, ребята, такое. Нам нужно посмотреть на эти картинки и составить рассказ. Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какое время года на них изображено. ( Осень), А сейчас, какое время года идёт? ( Осень).
--Правильно, осень. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).
--Посмотрите на картинки и скажите, каким становится небо осенью?
--Как начинает светить солнце?
--Что происходит с листьями на деревьях?
--Что созревает осенью в садах, огородах и в лесу?
--Как одеваются люди осенью?
--Какое время года идёт после осени?
--Как животные готовятся к зиме? ( дети отвечают на вопросы)
--Молодцы, ребята, всё правильно отвечали. А сейчас из вас кто-нибудь, глядя на картинки и, вспомнив, что отвечали дети, расскажет нам об осени. ( дети составляют рассказ)
2. Игра «Живые звуки». ( фонематический анализ, синтез, работа в коллективе)
--Ребята, сова предлагает нам поиграть в игру «Живые звуки». Нам нужно назвать звуки в слове «лужа» и в слове «Тучка». Нужно быть очень внимательными. Проговариваем слово про себя, слушаем, что уже ответили ребята и смотрим на мою руку. На кого укажу, тот называет очередной звук. Называем по –порядку звуки слова «лужа». Логопед на каждый звук указывает на кого-то из детей, который называет очередной звук слова. Далее дети называют звуки слова «тучка».
--Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
3. Игра «Чей, чьи». «Скажи, что делают листья» ( образование прилагательных, активизация предикативного словаря).
--Ребята, сова пригласила нас на прогулку в осенний лес ( дети встают со стульчиков и подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением деревьев: дуб, берёза, клён, рябина, осина и изображения листьев с этих деревьев. А также картинки с изображением ягод: брусника, клюква, рябина, боярышник).
--Ребята, посмотрите, пожалуйста, какие деревья вы можете увидеть в лесу? ( дети смотрят на картинки и называют деревья)
--Ребята, давайте посмотрим на листья. Логопед берёт картинку с листьями. Этот лист с какого дерева? Скажите мне, чей это лист? А этот лист с какого дерева?. Значит, чей это лист? Узнаёте этот лист? Он чей? С какого он дерева?. Ребята, чьи листья могут шуршать у нас под ногами?
( дети отвечают на вопросы логопеда)
--Скажите мне, ребята, что происходит с листьями осенью? Что они могут делать? ( краснеют, желтеют, опадают, летят, кружатся, шуршат, падают, скручиваются , засыхают, погибают, гниют, лежат, преют, осыпаются, вянут, чернеют, висят, шелестят, прилипают, мокнут, тускнеют…),
--А теперь посмотрите ещё раз на картинки и скажите, какие грибы можно увидеть осенью в лесу? ( белые грибы, опята, чёрные грузди, подберёзовики, моховики, подосиновики, лисички)
--А за какими ягодами мы ходим в осенний лес? ( за брусникой, клюквой морошкой, рябиной, боярышником)
4. Игра «Что там в банке» ( образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными)
--Ребята, Совушка спрашивает у вас, что можно приготовить из ягод?
( джем, варенье, сок, компот, повидло..)
--Скажите, варенье из клюквы, какое варенье? ( клюквенное),
--Морс из брусники, какой морс? ( брусничный) и т.д., перечисляя все ягоды.
--Молодцы, ребята давайте расскажем Совушке, что созревает осенью в наших садах и огородах. ( дети называют овощи и фрукты, которые созревают осенью в огородах и садах ( свёкла, морковь, лук, редька, тыква, кабачки, яблоки, груши, слива, облепиха, картофель…и т.д.)
Логопед усаживает детей за столы, оказывает картонные баночки с прозрачными кармашками. Вкладывает в кармашек банки картинку и спрашивает у детей:
-Компот из яблок, какой компот? ( яблочный)
--Салат из капусты, какой салат? ( капустный)
--Салат из моркови, какой салат? ( морковный)
--Икра из кабачков, какая икра? (кабачковая)..
--Оладьи из кабачков, какие оладьи? ( кабачковые) и т.п.
5. Игра «Собери картинку» ( оптико-пространственные функции, классификация)
--Ребята, Совушка для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки. Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты ( дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают её)
--Что ты собрал?( тыкву) Тыква – это что? ( овощ)
--А ты что собрал? ( Яблоко) Яблоко – это что? ( фрукт)
--А ты что собрал? ( клюкву, клюква – это ягода лесная)
6. Игра «Пишем слово цветом». ( фонематический анализ, пространственные представления)
--Ребята, давайте покажем Совушке, как мы готовимся к школе, как мы умеем составлять схемы слов. Напишем цветом слово «тыква». Придвинули коробочки с кружочками поближе к себе и самостоятельно на столе составляем схему слова «тыква». Дети выполняют задание. Затем логопед просит детей пальчиком под кружками показать и назвать звуки
--Покажите и назовите первый звук, 2-ой звук, 3-й, 4-й, 5-й звук. Никита, покажи и назови мне 3-й звук, Савелий – последний звук. Саша, покажи и назови мне звук, стоящий после звука «В», перед звуком «К».
--Покажите и назовите мне звук предыдущий звуку «Ы», последующий за звуком «К»
--Покажите и назовите звук, стоящий между согласными звуками… и т.д.
7. Игра «Повтори узор» ( игра из серии «Слышит ли рука глаз, мелкая моторика, оптико-пространственные функции).
Логопед раздаёт детям карточки, на которых в два столбца, слева и справа, нарисованы точки, 8 по вертикали и 9 по горизонтали. Расстояние между точками 1 см. По точкам, стоящим слева, нарисован контур кленового листа.
--Ребята, посмотрите и скажите, что нарисовано по точкам? ( листик)
--На листик с какого дерева похож наш листик? ( клёна) Значит, чей это листик? ( кленовый). Берём карандаши, внимательно смотрим, считаем точки и точно такой же лист рисует справой стороны ( дети выполняют задание)
--Молодцы, ребята, все справились с заданием!
8. Игра «Прочти слово» ( фонематический анализ и синтез)
Логопед раздаёт детям карточки, на которых наклеены картинки, на каждой карточке 3, 4, или 5 картинок. По начальным звукам названий этих картинок нужно прочесть слово. Логопед уточняет у детей, все ли картинки на карточке им знакомы и предлагает им прочесть слово по первым звукам картинок. В случае затруднения, помогает детям
III. ИТОГ:
--Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы сегодня занимались. А вам какие задания от Совушки вам понравились больше всего? Совушке тоже понравилось, как вы сегодня старались и выполняли её задания. Она в своей корзиночке принесла вам угощение. Посмотрите, что это? Да, это печенье-грибочки и этими грибочками мы угостимся после сна, на полднике. А сейчас мы попрощаемся с Совушкой и пойдём в группу.