СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Что значит быть взрослым?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа на конкурс "Учитель года 2022"

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Что значит быть взрослым?"»

Классный час на тему: «Что значит быть взрослым?» в 8 классе

Цель: сформировать понимание у подростков, что означает быть взрослым человеком.

Задачи:

  1. Определить, чем взрослый человек отличается от подростка;

  2. Определить необходимые критерии действий взрослого человека;

  3. Определить юридическое понятие «взрослый человек»

  4. Наметить способы формирования «взрослых» качеств личности?

  5. Освоить основные этические правила, как основу поведения взрослых людей.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео-фрагмент «Говорит начальная школа», выпуск киножурнала «Ералаш»- «Вот это внук!»

Форма: доверительная беседа.


Ход классного часа

Учитель: предлагаю начать классный час с просмотра видеофрагмента «Говорит начальная школа». Посмотрите и попробуйте одним словом назвать, о ком или о каком человеке идет речь? (о родителе, старших членах семьи, о взрослом) Тема (слайд 1)

-Антуан Де-Сент Экзюпери говорил: «На этом свете меня огорчает только одно- то, что нужно становиться взрослым» (слайд 2)


-По вашему мнению, кто такой взрослый человек? (это человек, который работает, зарабатывает деньги, принимает сам решения, не зависит от других людей)

-Посмотрите выпуск «Ералаша», как можем охарактеризовать героя сюжета? (внук по физическим данным выглядит взрослым, но по действиям, остался на уровне ребенка, который не может справиться с задачей самостоятельно)

-Скажите, а кто из вас может самостоятельно приготовить полноценный обед, завтрак или ужин для всех членов семьи? А кто может самостоятельно оплатить квитанции по услугам ЖКХ? А кто может навести порядок во всей квартире? (ученики поднимают руки- не все) вывод: не все из вас еще являются самостоятельными, потому что эти обязанности лежат на родителях, которые заботятся о вас. А основная задача ученика- учиться. Но, молодцы те, кто помогает родителям по хозяйству.

-Мы с вами обсудили, кто по-вашему мнению взрослый человек. Но у этого слова есть еще объяснение с точки зрения закона. (слайд 3)


Согласно ст. 60 Конституции Российской Федерации, совершеннолетним в нашей стране считается гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста. После своего восемнадцатого дня рождения человек считается полностью дееспособным, наделяется всеми гражданскими правами и обязанностями, а также несет полную ответственность за свои поступки перед окружающими и Уголовным кодексом. Именно с этого момента с юридической точки зрения ребенок перестает считаться ребенком и приобретает статус взрослого человека. В свою очередь, с его родителей и опекунов снимается всяческая ответственность за жизнь, здоровье, благополучие и действия своего бывшего подопечного. Слайд 4. Совершеннолетний гражданин может:

 голосовать,

вступать в брак,

водить машину,

заниматься предпринимательской деятельностью,

покупать спиртные напитки и энергетики, курить.


Не стоит забывать, что все вновь обретенные права идут в комплекте с полным комплексом обязанностей гражданина РФ.


-Давайте обсудим критерии, по которым определяется взрослый человек.

Критерии, характеризующие взрослого человека

  1. Делать выбор

  2. Принимать решения

  3. Отвечать за последствия решений + и –

  4. Не перекладывать вину на других

  5. Воспринимать критику

  6. Выстраивание отношений с людьми

  7. Умение трудиться

  8. Уметь мотивировать себя

  9. Защищать личные границы

  10. Уважать других людей



-Кто из вас уверен, что уже соответствует какому-либо критерию? (ответы учеников)



-А теперь давайте обсудим следующий момент. У вас на столах лежат листы, на которых напечатаны утверждения. Тема для вас очень близка- это социальные сети. Согласны ли вы с утверждениями на листках? (ученики высказывают свое мнение, кто-то согласен, кто-то нет. Приводим примеры)



Согласны ли вы с утверждением, что, когда человек взрослеет, то:
1) Человеку уже всё равно, насколько наворочен телефон. Главное, чтобы звонил (всем известная истина);
2) Человек убирает ник Вконтакте;
3) У человека стоит целая фотография, а не коллаж;
4) У человека нет надписей, сердечек, других значков на фото;
5) Человек со временем посещает сайт (любой) раз в несколько дней, потому что общество живых людей, настоящих, куда приятнее;
6) Человек снимает с себя кеды, ленточки, значки, пирсинги (остаётся максимум два, и то, гармонично вписывающихся в общую картину) и облачается в одежду, в которую бы раньше никогда не оделся.



-А теперь предлагаю вам познакомиться с разными ситуациями и охарактеризовать поступки героев, поступил ли герой, как взрослый человек или повел себя как ребенок?



Ситуация 1. На уроке математики первоклассники решали примеры. Учительница проходила по классу, смотрела, как у ребят получается, и помогала в решении. Когда она подошла к одному из мальчиков, он бросил ей в лицо: «Отойди от меня, я тебя слушаться не буду. Ты не воспитательница и ты мне не нужна». Учительница: «Я понимаю, что ты устал и расстроен, что у тебя не получаются примеры. Ты вспомнил, как хорошо было в садике, в котором у тебя всё получалось, и по которому ты скучаешь. Я рада, что ты слушался свою воспитательницу, значит, ты умеешь слушаться. Но если у тебя всё получалось в садике, то обязательно получится и в школе, только нужно терпение и время».

-Как поступила учительница? Как взрослый человек, который нашел подход к ребенку и направил на путь мотивации.

Ситуация 2. Школьники забросали камнями электричку. Объясняя свой проступок, каждый сказал, что он действовал как все.

-Можно ли охарактеризовать поступок школьников, как поступок взрослых людей? Нет. Возвращаясь к критериям, определяющих взрослого человека, приходим к выводу, что взрослый человек умеет принимать решение и не ведет себя по принципу «толпы».

Ситуация 3. «В детстве я воровал деньги у родителей. Сначала я брал немного, затем всё больше и больше, пока родители не заметили. Я думал, что родители будут долго на меня кричать, говорить всякие неприятные вещи и не простят мне. Но, к моему удивлению, меня не отругали, а просто объяснили мне: «Ты воруешь деньги не только у нас, но у самого себя, ведь эти деньги общие, поэтому, прежде чем брать их, подумай, а сколько у нас их осталось». После этого я никогда не брал деньги без спросу, поскольку сказанные родителями слова оказали на меня такое воздействие, которого невозможно было бы получить руганью и наказаниями».

-Оцените реакцию родителей. Родители отреагировали с позиции взрослого, мудрого человека, описали последствия, к которым привели действия сына. Тем самым направив и его на путь взросления.



Ситуация 4. Из рассказа Надежды Франк. В детском доме его называли Обрубышем. Иногда Саньке казалось, что это его фамилия.
- Эй, Обрубыш, не мешай!- кричали ребята, играя в футбол.
- Пни мяч!- ехидно просил Колька Завьялов, зная, что Санька не устоит на короткой ноге.- Эх, ты, обрубыш!

Мальчишка хмуро молчал, до боли сжимая худенькие кулаки. Он давно уже не плакал. Отворачивался и, хромая, уходил в парк. Обрубышем его прозвали потому, что одна нога была короче другой. По этой причине он и оказался в детском доме.

Узнав, что ребёнок родился калекой, его мать одиннадцать лет назад написала «отказную».

-Как характеризует этот поступок маму Саньки, ведь ребенок родился не умственно отсталым, дееспособным, но просто имел физиологическую патологию, которая не мешала ему быть полноправным членом общества? Мать нельзя назвать взрослым человеком, потому что приняв решение оставить собственного ребенка в детском доме, она сняла с себя полную ответственность за жизнь и дальнейшее развитие ребенка, возложив эту ответственность на государство, ей так было проще, легче, не заботясь о малыше, которому в первую очередь была она нужна.

Ситуация 5. Реальная история, случившаяся в этом году. Вечером 7 января в д. Сосновка Новосибирской области подростки отправились погулять и на обочине дороги нашли коробку, в которой кто-то пищал. Ребята подумали, что пищит щенок, но, открыв коробку они увидели младенца. Тот был завернут в одну пеленку. Не растерявшись, ребята стали звонить в полицию и родителям. Первым на помощь приехал папа Рената Литвинова, он тут же отвез ребенка в больницу. Все закончилось благополучно и девочку теперь хочет усыновить семья подростка.

- Как поступили подростки, по сути ваши ровесники? Ведь они могли испугаться и убежать в силу возраста и жизненного опыта.

-Подростки поступили как взрослые, оценив ситуацию, приняли решение , как можно быстрее помочь новорожденному оказаться в безопасных условиях.

-Давайте подведем итоги нашей беседы: (слайд 5) Хотите ли вы стать взрослыми? (ученики отвечали по-разному, кто-то не хочет становиться взрослым, потому что не готов взвалить на себя заботы, кто-то не готов отвечать за себя и окружающих его людей. Это нормальная ситуация, ведь это зона комфорта подростка, когда о нем заботятся родители. Кто-то, наоборот, хочет стать взрослым, потому что отвечать за себя и не зависеть от кого-то очень для него важно)

-Возвращаясь к высказыванию А.Де-сент Экзюпери , почему не надо бояться взросления? Потому что взросление человека- неизбежный процесс, когда-то все станут взрослыми.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!