Конспект индивидуального логопедического занятия “ Автоматизация звука Ч в слогах, словах”. Тема: звук Ч Цель: автоматизация в слогах, словах Задачи: 1. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в слогах, словах. 2. Развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове. 3. Совершенствовать грамматическое оформление речи: - упражнять в понимании и правильном использовании предлогов В, ЗА, ПЕРЕД; - упражнять в образовании формы единственного числа Р. п.; - упражнять в подборе слов-антонимов. 4. Развивать координацию мелких движений пальцев рук. 5. Развивать зрительную память. 6. Развивать зрительно-двигательную координацию через рисование линий по дорожке. I. Организационный момент Звучит фонограмма стука колес паровоза (Ты догадался, что к нам приближается?) Правильно это паровозик. Ты его уже знаешь, он уже приезжал к нам в детский сад, посмотрел, как здесь живут ребятишки и чем они занимаются. А сегодня он хочет показать тебе свою работу, как он возит пассажиров. Давай отправимся с ним в путешествие. II. Основная часть 1. Артикуляционная гимнастика: По маршруту нашего паровозика встречаются очень интересные места. Вот, например, “Чудесная звуковая полянка” - здесь мы становимся, познакомимся с жителями этой полянки и сделаем с ними зарядку. “Лягушки улыбаются” Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены. --Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали! “Блинчик” Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти; потом до десяти. “Трубочка” Для этого упражнения нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы! -- В гости к нам пришел слонёнок Удивительный ребенок На слонёнка посмотри Губы трубочкой тяни! “Вкусное варенье” Улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз. 2. Автоматизация звука [ч] изолированно: Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем паровозику не сбиться с пути, показывай ему дорогу. «Песенка паровозика»- Произнести звук [ч] на выдохе несколько раз: Ч-Ч-Ч 3. Автоматизация звука [ч] в слогах: Ну вот, мы добрались до станции. И пока здесь паровозик отдыхает, рабочие на станции проверяют, все ли в порядке с паровозом, может ли он двигаться дальше – они стучат молоточками по колесам - давай поможем им. Звуковые цепочки: ЧА-ЧА-ЧО ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧУ-ЧА-ЧА ЧЕ-ЧЕ-ЧИ АЧ-ОЧ-АЧ УЧ-АЧ-УЧ ОЧ-ИЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ИЧ ОЧ-АЧ-ОЧ 4. Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия: 4.1.Определение наличия звука [ч] в слове Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Давай поможем проверить билеты у пассажиров – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные - подождут следующего поезда. 4.2. Определение места звука [ч] в слове А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова. (чайка, черепаха, человек; врач, грач, мяч; мальчик, девочка, очки) 5. Закрепление умения понимать и использовать предлоги В, ЗА, ПЕРЕД Пассажиры заняли свои места, а мы сейчас проверим, правильно ли они разместились: - “В каком вагоне едет?” Врач едет В первом вагоне; грач едет В последнем вагоне и т.д. - “Кто за кем? Кто перед кем?” 4. Пальчиковая гимнастика 6. Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р.п.: - “Тоннель” (вагончик въехал в тоннель, кого не стало видно?) Не видно врача, грачи, мальчика и т.д. 7. Подбор слов-антонимов Молодец, запомнил всех пассажиров, а сейчас давай познакомимся с ними поближе: Чайка не черная, а …(белая) Черепаха не быстрая, а … (медленная) Человек не худой, а … (толстый) Врач не злой, а … (добрый) Грач не белый, а …(черный) Мяч не большой, а … (маленький) Мальчик не старый, а … (молодой) Девочка не грустная, а … (веселая) Бабочка не тяжелая, а … (легкая) Вот такие интересные пассажиры едут сегодня в нашем паровозике. Но, к сожалению, нам пора выходить, следующая остановка – наш детский сад, а пассажиры поедут до своих станций. Давай со всеми попрощаемся. III. Итог Тебе понравилось наше путешествие? О каких приключениях и играх из этого путешествия ты будешь рассказывать в детском саду своим друзьям? |