Эта непростая часть ( (экспертная проверка)
Открытый урок – День открытых дверей
Цели урока:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; создать условия для работы над исходным художественным текстом; повторить композицию сочинения-рассуждения; повторить алгоритмы работы по поиску проблем текста; определить круг проблем текста и тренироваться применять алгоритмы в написании элементов сочинения;
совершенствовать навыки анализа текста, уметь отмечать изобразительно-выразительные средства, которыми автор характеризует героев, их поступки, мысли, речь; совершенствовать умение связно излагать свои мысли;
воспитывать внимательное, бережное отношение к слову, тексту.
Оборудование: исходный текст; памятки-рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; заготовки таблицы; презентация.
Ход урока
I. Постановка цели урока.
Сегодня мы продолжим работу над этой непростой частью С. Но работа будет несколько необычна. Вам предстоит побывать в роли эксперта, оценивая уже готовое сочинение. Потом мы вашу оценку сравним с оценкой, поставленной настоящим экспертом.
Проверяя чужое сочинение, вы можете испытывать затруднения при квалификации ошибок, поэтому сначала мы потренируемся в нахождении ошибок.
2. Работа с сочинениями. Разбор ошибок
Накануне вы получили текст Владимира Солоухина и должны были определить проблему текста, сформулировать позицию автора, подобрать аргументы для доказательства своей точки зрения по данной проблеме (схематично
Давайте проверим, обсудим, придем к общему мнению (правильный вариант на доске.).
3. Работа в парах над определенными критериями, заполнение бланков
Работа в парах. Проверьте сочинение, выставьте баллы и прокомментируйте их (в сочинениях можно подчеркивать, исправлять…)
4. Сравнение баллов, поставленных учениками, записанными на доске, с баллами эксперта
В чем не совпали оценки?
5. В данной работе позиция ученика аргументирована по тем вопросам, которые он считает важными. А какие аргументы подобрали вы, излагая свою позицию по данной проблеме?
6 Заключительное слово учителя.
Скажите, пожалуйста, вот такая работа, какую мы провели сегодня, нужна? Чему-нибудь она вас сегодня научила?
На мой взгляд, такая работа, несомненно, нужна, знаю по собственному опыту.
Поэтому д/з будет таким: написать сочинение по тексту Д.С. Лихачева.
Проверка этих работ может идти по двум направлениям:
1 – проверяю сочинение я, выставляю баллы по критериям, ничего не исправляя, а затем вы проводите работу над ошибками;
2 – на уроке вы проводите взаимопроверку (в парах), выставляете друг другу баллы, потом проверяю я и рядом с вашими баллами выставляю свои.
Приложение
Текст В. Солоухина «Помнится, уезжая, я обещал вам…»
Сочинение ученика (2 варианта)
Критерии оценивания сочинения
Таблица проверки работы экспертом
Таблицы «Грамматические ошибки», «Речевые ошибки»