СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект дистанционного занятия объединения "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по теме "Естественные природные сообщества". Виды природных сообществ, их особенности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного занятия объединения "Юный эколог"»

Конспект дистанционного занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Юный эколог»


Тема: Естественные природные сообщества.


Ход занятия:

– Добрый день, юные мыслители! Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.

Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос?

Давайте, сегодня разберем примеры природных сообществ.



Природное сообщество «лес».

Естественное среднее по размеру сообщество.

Свойства:

Доминируют древесные растения. Причем, в зависимости от того, какого вида деревьев больше, будет меняться и тип леса (например, березовый, сосновый, дубовый лес и прочие).

Есть горизонтальная (например, чередование участков леса теневых и солнечных) и вертикальная ярусность (растения располагаются «этажно» по высоте, также располагаются под землей их корни).

Богатая фауна: от бактерий и простейших до крупных хищников. Они тоже расположены ярусно в зависимости от того, на каком «этаже» от нижних слоев почвы до крон самых высоких деревьев обитают.

Все участники этого биогеоценоза взаимосвязаны пищевой цепью и оказывают влияние на жизнедеятельность друг друга.

Природное сообщество «луг»

Естественное, среднемасштабное.

Свойства: 

Доминируют высокие травянистые злаковые растения, а также распространены осоки и разнотравье.

Наличествует ярусность (крупнотравье, мелкотравье).

Достаточно богатая и разнообразная фауна: от бактерий, пресмыкающихся и даже земноводных (водятся некоторые виды лягушек) до мелких хищников. Преобладают насекомые-опылители и грызуны.

Плодородные насыщенные почвы, поэтому растительные мир разнообразнее животного.

Природное сообщество «степь»

Естественное крупное сообщество.

Свойства:

Малое количество древесных растений.

Преобладают невысокие травы.

Равнинная поверхность.

Особые климатические условия (ветры, температуры и др.).

Ночной образ жизни большинства представителей фауны.

И растительный, и животный мир достаточно скудные.



Дополнительный материал:

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_65_ponyatie_o_prirodnom_soobshestve_070447.html -

План изучения природного сообщества луга.

1.Название сообщества.

2.Растения луга, какие организмы составляют сообщество.

3. Животные луга.

4.Значение сообщества для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

6.Охрана сообщества.(каждая группа получает карточку-памятку, которую нужно заполнить и обосновать).

План изучения природного сообщества леса.

1.Название сообщества.

2.Растения леса, какие организмы составляют сообщество.

3. Животные леса.

4.Значение сообщества леса для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

6.Охрана сообщества.(заполнить карточку-памятку)

План изучения природного сообщества водоёма.

1.Название сообщества.

2.Растения пресного водоёма, какие организмы составляют сообщество.

3. Животные водоёма.

4.Значение сообщества пресного водоёма для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

https://cyberlesson.ru/prirodnoe-soobshhestvo/ - Природное сообщество животных и растений.

Проверьте полученные знания.

  1. - Прочитайте тексты и скажите , где ошибки?

(Луг)

Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ковыль. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер ,рогоз мышиный горошек, колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жучков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.


(Озеро)

У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с тёмно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками тёмно-фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика.

По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.

Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров, шмели и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.

(Лес)

Тёмный лес хорош в ясный солнечный день, — тут и прохлада от могучих кедров, высоких сосен, и чудеса света: райской птичкой кажется сойка. Самое распространённое дерево в тайге – лиственница.

По высоким стволам деревьев по спирали передвигаются и постоянно постукивают дятлы, долбя кору. Повсюду живут галки, быстрые ласточки, проворные сороки, желтогрудые синицы, снегири. На высоких елях строят из мха, сухой травы пуха гнёзда рыжие белки. К зиме они запасают орехи, сушат съедобные грибы: подосиновики, опята, боровики, мухоморы, яркие лисички.Часто холодной тёмной ночью можно услышать вой голодного волка. За калиновым кустом притаился от хитрой лисы маленький зайчонок. Под корнями старых осин и берёз устраивают себе жилища ёжи, барсуки.

Плоды орешника – лещины висят на ветках, будто в зелёных подстаканничках, которые называются плюсками. В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины. Россыпью чернеют ягоды черники и ежевики. Этими ягодами любят лакомиться медведи, лоси, олени. Рядом с ягодами раскинулись тёмно-зелёные листья папоротника.

  1. - Установите взаимосвязь между растениями и животными в природных сообществах. Составьте пищевые цепочки.

(луг):

Тимофеевка → кузнечик → коростель;

Луговой василёк → бабочка → трясогузка → коршун;

Растение → муха → стрекоза → трясогузка → коршун.

(озеро):

Водоросли → карась → щука;

Камыш → комар → стрекоза → лягушка;

Рогоз → комар → лягушка → уж → цапля.

(лес):

Берёза → жук-короед → дятел → лисица;

Лист → гусеница → синица;

Дерево → грибы → лось → волк.

На этом занятие окончено. До свидания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!