Конспект дистанционного занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Юный эколог»
Тема: Естественные природные сообщества.
Ход занятия:
– Добрый день, юные мыслители! Много интересного, необычного и загадочного таит в себе прекрасный мир живой природы.
Знаете, меня всегда волновал один вопрос: в битве двух гигантов – белого медведя и варана – кто победит? Может, вы сегодня поможете мне найти ответ на этот вопрос?
Давайте, сегодня разберем примеры природных сообществ.
Природное сообщество «лес».
Естественное среднее по размеру сообщество.
Свойства:
Доминируют древесные растения. Причем, в зависимости от того, какого вида деревьев больше, будет меняться и тип леса (например, березовый, сосновый, дубовый лес и прочие).
Есть горизонтальная (например, чередование участков леса теневых и солнечных) и вертикальная ярусность (растения располагаются «этажно» по высоте, также располагаются под землей их корни).
Богатая фауна: от бактерий и простейших до крупных хищников. Они тоже расположены ярусно в зависимости от того, на каком «этаже» от нижних слоев почвы до крон самых высоких деревьев обитают.
Все участники этого биогеоценоза взаимосвязаны пищевой цепью и оказывают влияние на жизнедеятельность друг друга.
Природное сообщество «луг»
Естественное, среднемасштабное.
Свойства:
Доминируют высокие травянистые злаковые растения, а также распространены осоки и разнотравье.
Наличествует ярусность (крупнотравье, мелкотравье).
Достаточно богатая и разнообразная фауна: от бактерий, пресмыкающихся и даже земноводных (водятся некоторые виды лягушек) до мелких хищников. Преобладают насекомые-опылители и грызуны.
Плодородные насыщенные почвы, поэтому растительные мир разнообразнее животного.
Природное сообщество «степь»
Естественное крупное сообщество.
Свойства:
Малое количество древесных растений.
Преобладают невысокие травы.
Равнинная поверхность.
Особые климатические условия (ветры, температуры и др.).
Ночной образ жизни большинства представителей фауны.
И растительный, и животный мир достаточно скудные.
Дополнительный материал:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_65_ponyatie_o_prirodnom_soobshestve_070447.html -
План изучения природного сообщества луга.
1.Название сообщества.
2.Растения луга, какие организмы составляют сообщество.
3. Животные луга.
4.Значение сообщества для человека.
5.Влияние человека на сообщество.
6.Охрана сообщества.(каждая группа получает карточку-памятку, которую нужно заполнить и обосновать).
План изучения природного сообщества леса.
1.Название сообщества.
2.Растения леса, какие организмы составляют сообщество.
3. Животные леса.
4.Значение сообщества леса для человека.
5.Влияние человека на сообщество.
6.Охрана сообщества.(заполнить карточку-памятку)
План изучения природного сообщества водоёма.
1.Название сообщества.
2.Растения пресного водоёма, какие организмы составляют сообщество.
3. Животные водоёма.
4.Значение сообщества пресного водоёма для человека.
5.Влияние человека на сообщество.
https://cyberlesson.ru/prirodnoe-soobshhestvo/ - Природное сообщество животных и растений.
Проверьте полученные знания.
- Прочитайте тексты и скажите , где ошибки?
(Луг)
Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ковыль. Всякие есть цветы: белые, красные, жёлтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер ,рогоз мышиный горошек, колокольчик, луговой василёк. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчёлы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жучков и муравьёв. Благодаря зелёной окраске трудно различить среди травянистых растений лягушек и кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдаёт их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.
(Озеро)
У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с тёмно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метёлками тёмно-фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика.
По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаём одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки её целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зелёным покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.
Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров, шмели и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.
(Лес)
Тёмный лес хорош в ясный солнечный день, — тут и прохлада от могучих кедров, высоких сосен, и чудеса света: райской птичкой кажется сойка. Самое распространённое дерево в тайге – лиственница.
По высоким стволам деревьев по спирали передвигаются и постоянно постукивают дятлы, долбя кору. Повсюду живут галки, быстрые ласточки, проворные сороки, желтогрудые синицы, снегири. На высоких елях строят из мха, сухой травы пуха гнёзда рыжие белки. К зиме они запасают орехи, сушат съедобные грибы: подосиновики, опята, боровики, мухоморы, яркие лисички.Часто холодной тёмной ночью можно услышать вой голодного волка. За калиновым кустом притаился от хитрой лисы маленький зайчонок. Под корнями старых осин и берёз устраивают себе жилища ёжи, барсуки.
Плоды орешника – лещины висят на ветках, будто в зелёных подстаканничках, которые называются плюсками. В июле – августе созревают ярко-красные ягоды земляники, малины. Россыпью чернеют ягоды черники и ежевики. Этими ягодами любят лакомиться медведи, лоси, олени. Рядом с ягодами раскинулись тёмно-зелёные листья папоротника.
- Установите взаимосвязь между растениями и животными в природных сообществах. Составьте пищевые цепочки.
(луг):
Тимофеевка → кузнечик → коростель;
Луговой василёк → бабочка → трясогузка → коршун;
Растение → муха → стрекоза → трясогузка → коршун.
(озеро):
Водоросли → карась → щука;
Камыш → комар → стрекоза → лягушка;
Рогоз → комар → лягушка → уж → цапля.
(лес):
Берёза → жук-короед → дятел → лисица;
Лист → гусеница → синица;
Дерево → грибы → лось → волк.
На этом занятие окончено. До свидания.