СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс - олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 9 класса ( с ключами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конкурс - олимпиада "Веселая грамматика" Задания по русскому языку для 9 класса ( с ключами)»

Конкурс «Веселая грамматика»

9-й класс


Дорогие участники олимпиады!


Предлагаем вам выполнить ряд заданий, чтобы проверить свои знания русского языка и языковую интуицию, показать лингвистический кругозор и культурно-речевые способности.

Вам предстоит выполнить разные по характеру задания: назвать термины, выявить языковые явления, дать им краткий комментарий, подобрать правильные примеры, дать ссылки на языковые факты.

При выполнении творческого задания нужно не только подобрать лингвистическую и культурно-речевую информацию, но и грамотно подать её с учётом восприятия адресата.

Внимательно читайте формулировки, предложенные в задании, это поможет вам найти наиболее полный ответ. Частично выполненные задания, содержащие правильные варианты решения, тоже учитываются при проверке.

Ответы оформляются на отдельных чистых листах бумаги. На чистовике задания выполняются по порядку, аккуратно и разборчиво. Текст задания переписывать не нужно, достаточно указать номер. Оставляйте поля.

Если задание не удалось выполнить, на листах с ответами следует указать его номер и сделать отступ (1-2 строки).

Максимальное количество баллов, которое вы можете набрать – 100.

На выполнение работы отводится 3 астрономических часа.

Надеемся, что выполнение предложенных заданий будет для вас полезным и интересным занятием.


Желаем успешной работы!



Задание 1.

Прочитайте фрагмент из стихотворения Ф. Тютчева. Анализируя особенности рифмы, ответьте на вопрос: как произносится окончание прилагательного на -кий. Для какой территории было характерно такое произношение?


И с колокольни одинокой

Разнесся благовест протяжный и глухой;

Прохожий слушает – и колокол далекий

С последним шумом дня сливает голос свой.

5 баллов


Задание 2.

В 1987 г. в книге «Язык: знакомый незнакомец» Б. Ю. Норман опубликовал первую версию знаменитого «Энтимологического словаря». Ниже приведены некоторые словарные статьи. Прочитайте их и выполните задания.

АСТРОЛОГИЯ – раздел ботаники: разведение астр.

БАРАНКА – овца.

ДВОРЯНКА – порода дворовых собак; СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА – д., привязанная к столбу.

ЖАРГОН – аспирин.

ЛЕВША – самка льва.


1. Почему в слове «энтимологический» в названии словаря вторая буква выделена особо? Как образовано это слово? На что настраивает читателя такое название?

2. Почему этот тип словарей впоследствии стали называть «бестолковыми»? Какие факты и явления языка позволяют давать такие толкования? Поясните их, опираясь на два – три приведенных примера из «Энтимологического словаря».

3. Предложите в «Энтимологический словарь» свои варианты толкований для слов черепица, днище, четвертовать, спичка, язычник .

10 баллов


Задание 3.

Слово «дача» заимствовано из русского многими языками и обозначает в них деревянный загородный домик.

От какого древнего русского глагола произошло слово «дача»?

Почему появление в русском языке этого слова в сегодняшнем значении связано с деятельностью Петра Первого?

Есть ли историческая связь между словами «дача», «удача», «даритель»,«подаяние», «датчик»? Кратко объясните свой ответ.


7 баллов


Задание 4.

Прочитайте цитату из басни «Щука и Кот» (1813).

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник.


1. Назовите имя знаменитого русского баснописца – автора приведенных строк.

2. Какой частью речи является слово печи? В какой форме оно стоит? Какие морфемные и синтаксические признаки позволяют доказать Ваш ответ?

3. Куда падает ударение в слове печи? Докажите Ваш ответ фонетически и морфологически. В первом случае учитывайте размер стиха, во втором – примеры параллельных форм типа весть (Вспомните строки А.С. Пушкина «Строгий счёт орехам весть»).

4. Что означает слово тачать? Какие однокоренные слова были у этого слова исторически?

10 баллов

Задание 5.

Выполните морфемный разбор приведенных ниже слов и распределите их на три группы в зависимости от того, какой частью слова может быть буквосочетание –ей.

Бей, быстрей, воробей, ветвей, злодей, пей, сетей, сильней

Ответ оформите по образцу, не забывая о графическом выделении морфем.

Группа 1. …….

Группа 2: …….

Группа 3: …….


Приведите по одному своему примеру в каждую выделенную группу слов.

10 баллов


Задание 6.

Определитесинтаксическую роль слова всё в приведенных ниже предложениях.

  1. Всё закончилось хорошо.

  2. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

  3. Всё стало вокруг голубым и зеленым…

  4. И днем и ночью кот ученый всё бродит по цепи кругом. 

  5. Маленький, горбатенький, всё поле обскакал? (текст загадки).

  6. Скоро полночь, а барыня всё не едет. 


Предложения не переписывайте, укажите только синтаксическую роль.

Образец оформления:

1 - _________.

2 - _________ и далее.

Какие из предложений должны быть исключены из списка? Почему?


6 баллов


Задание 7.

Прочитайте предложения, найдите в них отступления от норм словоупотребления. Для каждого предложения укажите причину ошибки и предложите вариант правки (не нужно записывать предложения целиком, только фрагменты).


  1. Любуешься пейзажами Тургенева и все больше удивляешься их разновидности.

  2. Все мои огорчения давно канули в лето.

  3. Он удачно устроился на работу, так как была свободная вакансия в ведущем отделе предприятия.

  4. Этот факт не играет никакого значения.


6 баллов


Задание 8.

Из предложенных в скобках вариантов выберите верный. Кратко объясните Ваш выбор.

В каком случае возможно использовать оба варианта. Почему?


Река Дон (широк/широка) и (полноводен/полноводна).

Счёт-фактура (выписан/выписана) своевременно.

Музей-библиотека (приобрел/приобрела) черновики писателя.

Кафе-пироговая (открыто/открыта) с 9 до 20 часов.


8 баллов


Задание 9.

Определите, какие типы словарей представлены приведенными ниже словарными статьями.

1. Ксенофóбия (от ксено- + -фобия-) – 1) мед. болезненное состояние, проявляющееся в навязчивом страхе перед незнакомыми людьми; 2) ненависть, неприятие, нетерпение к кому-л., чему-л. незнакомому, чужому.

2. Пастель. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pastelpastello «цветной карандаш», суф. производное от pasta «тесто». Цветные карандаш делались из сухих красок на тесте.

3. Жгу’чий, -ая, - ее; жгуч. 1. Такой, который жжет, вызывает ощущение жжения. Жгучие лучи солнца. Ж. мороз. Ж. боль. 2. Перен. Сильно переживаемый, острый. Ж. стыд. Ж. сатира. Ж. вопрос.Жгучий брюнет – человек с совершенно черными волосами // сущ. жгучесть, -и, ж.


Назовите не менее пяти типов лингвистических словарей, помимо указанных, которыми полезно пользоваться при изучении русского языка.

8 баллов


Задание 10.

  1. Прочитайте внимательно текст и переведите его на русский язык.


Аз бо есмь, кнже, аки древо при пути, мнози бо посекают его и на огонь мечють; тако и аз всем обидим есмь, зане огражен есмь страхом грозы твоеа. Яко же бо олово гинет часто разливаемо, тако и члк приемля многия беды. Всяк члк хитрить и мдрить о чюжеи беди, а о своеи не может смыслити. Злато съкрушается огнем, а члк напастьми; пшеница бо много мучима чист хлеб являеть, а в печали члк обретает ум сврьшен.

2) Выпишите из текста три слова, которые в современном языке являются многозначными, используются не только в прямом, но и в переносном значении и приобрели особый символический смысл.

К одному из этих слов сформулируйте возможные значения.


20 баллов

Задание 11.

Составьте текст небольшого сообщения для учеников 5-х – 6-х классов о слове, которое вы обнаружили в древнем тексте. Расскажите о его происхождении, о вариантах значения и символическом смысле. Вспомните устойчивые выражения или строки из поэтических произведений, в которых ярко проявляется значимость этого слова в культуре.

Начните свое выступление так: «Дорогие друзья! Знаете ли вы, что…»


(Объем текста: 12 – 15 предложений)10 баллов




Критерии оценивания конкурсных заданий по русскому языку

9 класс

Ответ на 1 задание:

Прилагательное далекий произносится как –кой 2 балла. Если отражается редукция гласного второй степени [къй], то дается 1 дополнительный балл.

. В стихотворении отражено старомосковское произношение (2 балла)

Всего – 5 баллов


Ответ на 2 задание :

1. Выделенная буква Н настраивает читателя, что перед ним не реальный этимологический словарь, а некая пародия на него (1 балл).

В слове «энтимологический» угадывается параллель с «этимологический» (1 балл) – словарь, указывающий на происхождение слов. Можно рассматривать «энтимологический» как сращение «энтот» (просторечная форма местоимения этот) + «этимологический» Кроме того, такая форма слова ассоциативно выходит на понятие народная (или наивная) этимология – то есть ложная этимология, дающая лексические ассоциации, возникающие в результате созвучия. (1 балл)

2. В толкованиях отражаются разные языковые явления и факты, которые хорошо чувствует носитель языка. Например, некоторые толкования приводятся на основании ложного морфемного членения. Так, в баранка ошибочно выделен корень баран (ср. аналогию студентстудентка). Между тем «Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов» под ред. Н. Ю. Шведовой, свидетельствует о том, что баранка восходит к болгарскому абаранак, произв. от *ob-variti, ср. также укр. обарiнок (изд. 2011 г., с. 30).Жаргон неверно разделено на жар и гон. В этом же слове проявляется и другое явление, основанное на омонимии корней: астрология – наука об астрах (межъязыковая омонимия корня астр), дворянка – омонимия корня двор-, левша – омонимия корня лев- (до 2 баллов в зависимости от степени подробности объяснения).

3. Приведем толкования по изданию 1987 г.:

ЧЕРЕПИЦА – затылочная кость.

ДНИЩЕ – день за Полярным кругом.

ЧЕТВЕРТОВАТЬ (школьн.) – выставить оценки за четверть.

СПИЧКА (англ.) – маленькая застольная речь.

ЯЗЫЧНИК (проф.) – лингвист (с. 208–221).

В качестве ответа принимаются и другие «ложные» толкования при условии, что участник понял задание (например: ДНИЩЕ – «очень длинный день», ЧЕТВЕРТОВАТЬ – «приходить куда-н. в четверг» и т. п.). За каждое верное «ложное» толкование 1 балл; если толкование дано как реально существующее в языке (типа ЧЕТВЕРТОВАТЬ – казнить путем расчленения на 4 части, ДНИЩЕ – дно бочки или лодки и т. д.) – 0 баллов. Максимум за 3 часть задания – 5 балла.

Всего –10 баллов



Ответ на 3 задание :

Дача - от глагола дать. Этот глагол – один из древнейших в русском языке = 1 балл

В XVII столетии это слово означало земельный участок, пожалованный царем. Приближенные Петра Первого, которым он давал земли, дарил их, строили дома и приезжали туда на отдых. Так и получилась «дача» в сегодняшнем значении. = 1 балл

Между словами «дача», «удача», «даритель»,«подаяние», «датчик» есть прямая историческая связь.

Комментарий этой связи должен отражать общее (протопипическое) значение глагола дать – совершать действие, в результате которого кто-либо получает что-либо.

По 1 баллу за каждое слово.

Всего– 7 баллов


Ответ на 4 задание:

1. И. А. Крылов 1 балл

2. Печи – глагол (1 балл) в форме инфинитива (1 балл, принимается также ответ «неопределенная форма»). На это указывает финаль -чи (1 балл) (по аналогии с -чь: печь, сечь, течь), сохранившаяся, в частности, в диалектных формах типа подстригчи (лит. подстричь) и под. Синтаксически глагольная природа слова печи определяется по вопросу: начнет (что делать?) печи (0,5 балла), а также однородным к нему тачать (0,5 балла).

Примечание. Доп. баллы за отнесение форманта -чи к окончанию или к формообразующему суффиксу не начисляются и не снимаются, т. е. в ответе принимается любое наименование этой части слова. Это связано не только с разными программами и учебниками в школах. Проблема определения ее морфемной природы связана со слиянием (полной ассимиляцией) на стыке корня и -ти: пек-ти пещи (ст/слав), соотв. рус. печи.

2. Ударение падает на последний слог (1 балл).

Фонетическое доказательство ударности -чи осуществляется на основе ямбического строения стиха: БеДА, коль ПИроГИ начНЁТ пеЧИ саПОЖник (строка написана шестистопным ямбом). Слог -чи попадает на иктовую (ударную) позицию. (1 балл)

Морфологическое доказательство. Ср. пару -ть – -ти: вести, но Строгий счёт орехам весть (Пушкин), где -ти – финаль ударная, а -ть – безударная, получившаяся в результате редукции сверхкраткого Ь в безударной позиции конца слова. (1 балл за указание на верное ударение, 1 балл за проведение аналогии.) Безударное -чи сохранилось в русском языке только в диалектах.

3. ТАЧА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов., что. Шить сквозной строчкой. Т. сапоги. (Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2011. С. 972.)

Принимаются ответы «шить», «изготовлять» и подобные (1 балл).

Исторически однокоренные слова – точить, течь (см. тот же словарь), По 0,5 баллов за каждое верно указанное однокоренное слово, но не более 1 балла.

Всего– 10 баллов


Ответ на 5 задание:

Группа 1: буквосочетание –ей является частью корня: бей, воробей, пей, злодей

Группа 2: буквосочетание –ей является суффиксом: быстрей, сильней

Группа 3: буквосочетание –ей является окончанием: ветвей, сетей


За верное выделение морфемы – по 0,5 балла за слово. За распределение по группам – по 0,5 балла за слово. = 8 баллов

За самостоятельно подобранные примеры - суффикс и окончание по 0,5 балла за слово, за пример, в котором –ей является частью корня – 1 балл = 2 балла

Всего – 10 баллов

Всего– 10 баллов


Ответ на 6 задание :

Определитесинтаксическую роль слова всё в приведенных ниже предложениях.

  1. Всё закончилось хорошо.

  2. Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

  3. Всё стало вокруг голубым и зеленым…

  4. И днем и ночью кот ученый всё бродит по цепи кругом. 

  5. Маленький, горбатенький, всё поле обскакал? (текст загадки).

  6. Скоро полночь, а барыня всё не едет. 


Предложения не переписывайте, укажите только синтаксическую роль.

Образец оформления:

1 - _________.

2 - _________ и далее.

Какие из предложений должны быть исключены из списка? Почему?

Всего– 6 баллов

Ответ на 7 задание :

  1. Употребление слова без учета его лексического значения: …удивляешься их разнообразию.

  2. Неверное употребление фразеологизма: …канули в лету.

  3. Употребление лишних слов (плеоназм): … была вакансия.

  4. Нарушение лексической сочетаемости: …не имеет значения ИЛИ не играет роли.

По 1 баллу за определение причины ошибки (4 б.), по 0,5 балла – за правку (2 б.)


Всего – 6 баллов


Ответ на 8 задание :

глубоко, полноводно; выписан; открыто/открыта

В первом предложениисказуемое согласуется в роде и числе с родовым понятием.

Во втором и третьем предложении сказуемое согласуется по первому слову, входящего в состав подлежащего. В последнем случае возможны оба варианта. Связано это с тем, что компонент кафе несклоняемый, а компонент пироговая представляет собой субстантивированное прилагательное – в таких случаях сказуемое может согласовываться как с первым, так и со вторым компонентом.

За верный вариант в каждом предложении по 1 баллу, за объяснение – по 1 баллу.

За частичное объяснение – 0,5 балла

Всего – 8 баллов



Ответ на 9 задание :

  1. словарь иностранных слов

  2. этимологический словарь

  3. толковый словарь

По 1 баллу = 3 б.

Могут быть указаны любые лингвистические словари: антонимов, омонимов, синонимов, паронимов; орфографический, фразеологический, словообразовательный, морфемный, словари, словарь грамматических трудностейи т.п.

По 1 баллу за каждый пример, максимально – 5 баллов

Всего – 8 баллов


Ответ на 10 задание :

Ответ:

Вариант перевода (правильный перевод – 10 баллов):

Я ведь, князь, как дерево при дороге; многие обрубают ветви и в огонь бросают; так и я всеми обижаем, ибо не имею защиты твоей. Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек – когда он часто бедствует. Никто ведь не может ни горстью соль есть, ни в горе здраво рассуждать; всякий человек хитрит и мудрит о чужой беде, а в своей не в силах разобраться. Золото плавится огнем, а человек напастями; пшеница, хорошо перемолотая, дает чистый хлеб, а человек в печали становится ясновидящим.




Выписано три слова: по 1 б. за слово = 3 б.

Дерево, путь, огонь, гроза, золото, соль, хлеб


Формулировка значений слова: (по 2 балла за каждое верно сформулированное значение, не более 6 баллов)

+ дополнительный 1 балл за полноту выполнения задания

Всего – 20 баллов


Ответ на 11 задание :

Проверяется с использованием критериальной модели.

Всего – 10 баллов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!