СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конфликты в межличностных отношениях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует тебованиям предъявляемым к современному уроку и способствуетформированию представлений о причинах возникновения конфликтов и путях их преодаления.

Просмотр содержимого документа
«Конфликты в межличностных отношениях»

Тема «Конфликты в межличностных отношениях». Тип урока: комбинированный урок. Цели:
  • способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения,
  • развивать умения анализировать, делать выводы, давать оценку конкретных ситуаций, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, создать условия для рефлексии и совершенствования учащимися собственных коммуникативных навыков: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли,

  • развивать культуру отношений в группе,

  • коррекция мышления на основе установления зависимостей между объектами.

Оборудование: учебник, презентация, рабочие листы с заданиями, запись мультфильмов «Контакт» и «Федорино горе».

Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, инцидент, посредник.

Ход урока: I. Организация начала урока.

План:

  • Будем называть слова.

  • Будем выполнять задания.

  • Будем работать с учебником.

  • Будем отвечать на вопросы.

  • Будем делать записи в тетради.

Речевая разминка. II. Проверка изученного ранее

Карточка

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание. Расположи фигуры по образцу и узнай тему урока.


Образец:





Л

К

Ф

Н

К

И

О

Т


  • Какова тема урока? (Конфликт)

  • Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить, каковы цели нашего урока.

План:

  1. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.

  2. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

  3. Как не проиграть в конфликте.

Цели:

Изучим…..
Узнаем…..
Проверим….

С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока.


IV. Усвоение новых знаний.


1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

1. Организуется диалог с учащимися по вопросам:

Какие правила общения тебе известны?

К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?

2. Обсуждение рубрики «Обсудим вместе», с. 76

  • Прочитайте ситуацию, в которую попал мальчик Андрей.

3. Притча о терпении

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

– Ах, какой же он упрямый!

– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки и терпения.


4. Организуется диалог с учащимися по вопросам:

  • В чем мораль этой притчи?

  • А если у человека при общении с другими не хватает терпения, что может произойти?

  • Если в процессе общения нарушаются правила, возникает конфликт.


(Слайд)

КОНФЛИКТ – это столкновение.

(Запись в тетради)

  • Назовите 5 синонимов к этому понятию.


(Слайд)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ — это столкновение несколь­ких участников из-за разницы интересов, мнений, взглядов.

(Запись в тетради)

Задание 1. В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней. Прочитайте материал учебника на стр. 76 и назовите ступени развития конфликта.


(Слайд)













(Запись в тетради)


Задание 2. Прочитайте материал учебника на стр. 77 и найдите причины конфликтов.

Наиболее частыми причинами конфликтов служат различные барьеры:

  • барьер чужого желания;

  • смысловой барьер;

  • эмоциональный барьер;

  • моральный барьер.


2. ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

  • Существуют определённые виды поведения в конфликтной ситуации, способствующие погашению конфликта ещё до его перехода в открытую стадию. Это — сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. (Слайд)

Задание 3. Прочитайте материал учебника на стр. 79-80 и определите тип поведения участников конфликта.

(Слайд)














(Запись в тетради)


Рассказ учителя

(Слайд)

ИНЦИДЕНТ – это происшествие, случай, недоразумение, случившееся, столкновение.

ИНЦИДЕНТ = КОНФЛИКТ

(Запись в тетради)


Выполнение заданий рубрики «В классе и дома», с. 82–83, № 1.



3. КАК НЕ ПРОИГРАТЬ В КОНФЛИКТЕ.

Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.


Задание. Прочитайте материал учебника на стр. 80-81 и определите варианты прекращения конфликта.















Ситуация

Твой лучший друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из- за этой обиды?


Работа с рубрикой «Учимся вести себя в ситуации конфликта», с. 83

Знакомит с правилами общения в конфликтной ситуации.

Рассказ учителя.

Когда всё же трудно понять другого человека, можно обратиться к нейтральному посредни­ку.

ПОСРЕДНИК – это посторонний человек, который не участвует в конфликте.

Практика посредничества широко используется в конфликтах между госу­дарствами, но значительно реже к ней обращаются участники межличностных конфликтов.


V. Закрепление знаний.

Задание 1. Произнеси слова, расставляя ударение.

Конфликт, межличностный конфликт, инцидент, посредник.


Задание 2. Проанализируйте конфликт. (Запись мультфильмов «Контакт» и «Федорино горе»).

План анализа:

  1. Участники конфликта.

  2. Причина конфликта.

  3. Способ разрешения конфликта.

  4. Оценка способа разрешения конфликта.


Задание 3. Попробуйте найти ваход из ситуации.





Задание 4. Перед тобой ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположи (в тетради) все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имей в виду, что на одной позиции могут помещаться несколько слов.


Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.


Конфликт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


При подведении итогов слово, находящееся на 1-м месте, получает 10 баллов, на 2-м месте — 9 баллов и так далее до 10-й позиции — 1 балл.

В своём классе подсчитайте, какое слово наберёт максимальный балл.


Фронтальный опрос.

  • Что такое «КОНФЛИКТ»?

  • Что такое «межличностный конфликт»?

  • Что такое «инцидент»?

  • Кто такой «посредник»?

  • Назовите основные стадии развития конфликта.

  • Какие существуют виды поведения в конфликте?

  • Какой из них ты считаешь самым лучшим? Почему?

  • Чем может закончиться конфликт?


VI.Обобщение.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание. Выучить записи в тетради.

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!