ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ОГЭ по математике (слайд1)
Итоговая аттестация – первая серьёзная проверка освоения основной образовательной программы основного общего образования. Обучающийся должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и других.
Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что ее изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. В ходе ОГЭ учащийся должен продемонстрировать наличие у него опорных знаний, позволяющих изучать математику в старшей школе.
ОГЭ предполагает проверку усвоения материала на базовом и повышенном уровнях, что дает возможность учащимся с разными способностями и интересами продемонстрировать свою реальную подготовку. ОГЭ проверяет не только знания по предмету, но и умение читать и понимать прочитанное, внимательность и аккуратность в оформлении решений (запись ответов в бланк), умение проверять свои решения.
Для успешной сдачи ОГЭ по математике важно:
1. Внимательное чтение условия задачи (слайд 3)
Неправильно прочитанный вопрос естественно приводит к неправильному ответу. После получения ответа следует проверить, отвечает ли он на вопрос, поставленный в задаче. Реален ли полученный ответ с точки зрения здравого смысла? Может ли такая величина получиться в принципе? Не стоит спешить приступать к следующему заданию, пока не произведена простая логическая проверка предыдущего.
2. Устный счет
Надо признать, что с устным счетом у многих школьников не все в порядке, ведь все давно привыкли считать на калькуляторе. Избежать ошибок устного счета помогут внимательность и тренировка.
3. Знание основных формул и утверждений
Часто бывает так, что в ответственный момент самые элементарные вещи, такие как таблица умножения или определения синуса и косинуса, могут перепутаться в голове, и возникает обидная ошибка. Единственное, что поможет ее избежать - это сосредоточенность, потому как распознать и исправить эту ошибку бывает нелегко, ведь чаще всего мы уверены, что ошибиться в таких простых и элементарных вещах мы не могли.
4. Проверка ответа подстановкой
В случае, если задача допускает недолгое выполнение проверки подстановкой правильного значения, рекомендуется этом воспользоваться и уделить полминуты на теорему Пифагора или подстановку полученного корня в исходное уравнение.
5. Проверка черновика
Как ни странно, этот способ самоконтроля часто помогает обнаружить собственные вычислительные ошибки, особенно в спешке и при неряшливой записи в черновик. Потеря знака, неправильное извлечение корня.
Можно утверждать, что полученные учащимися баллы в большинстве случаев могли бы быть значительно выше. Это возможно в случае, если школьники более критично отнеслись бы как к приводимым ими ответам, так и к заполнению бланков и записи решения задач с развернутым ответом.
При проверке пробных диагностических и тренировочных работ, первое, что бросается в глаза – это неграмотное заполнение бланка с кратким ответом
В одном задании требовалось полученный ответ округлить до целого числа, чего не сделали некоторые учащиеся, записывая верный точный ответ с дробной его частью.
В задании 6 требовалось указать номер первого отрицательного члена заданной последовательности. Видится, что приводимый иногда ответ «–3» явно не есть номер члена прогрессии, а сам этот член заданной прогрессии.
В одном задании на чтение графиков №15 требовалось по заданному графику указать число месяца, когда впервые выпало ровно 1,5 мм осадков. По графику несложно устанавливается, что 1,5 мм осадков выпадало 9, 11, и 15 числа месяца. Представляется, что читателю самому будет интересно установить причину ошибочного ответа «91115», представленного учащимися.
Типичными ошибками являются:
- раскрытие скобок и применение формул сокращенного умножения (задание 7)
- неверное применение формул и свойств фигур при решении геометрических задач
- логические ошибки при решении текстовых задач
- вычислительные оценки
Анализ итогов ОГЭ по математике показывает, что у учащихся при выполнении заданий базового уровня наибольшие затруднения вызывают следующие темы:
· Упрощение выражения с переменными и вычисление его значения
· Соотнесение графиков функций с формулами, их задающими, и свойствами функций
· Вычисление величины угла, вписанного в окружность
· Задача на проценты и части
Учащиеся не всегда могут применить изученный учебный материал в ситуации, которая даже незначительно отличается от стандартной. Отсутствие самоконтроля приводит к появлению ответов, невероятных в рамках условия решаемого задания (задачи с практическим содержанием).
Исходя из этого основными направлениями в работе с учащимися можно определить:
· Совершенствование у учащихся навыков самостоятельного решения задач
· Развитие у учащихся логического мышления, формирование познавательного интереса, а также умения правильно излагать свои мысли
· Выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена
· Получение учащимися знаний в объеме, достаточном для успешного написания экзамена
Одним из принципов построения содержательной подготовки к ОГЭ следует рассматривать то, что все тренировочные и подготовительные тесты нужно проводить с ограничением времени. Выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простого к сложному, использовать задания из одной темы, но с разной формулировкой.
ОГЭ – один из элементов модернизации системы образования, который предполагает более современные способы и методы контроля, адекватные современным требованиям к подготовке учащихся. Процедура оценивания учебных достижений учащихся на ОГЭ объективная, независимая и дифференцирующая возможности выпускников.
№ 21 Уравнения и системы уравнений
Типичные ошибки:
- потеря корня,
- неправильно сформированный ответ,
- вычислительные ошибки.
№22 Текстовая задача
!!##nnnnnbbtgtt№ 22
Основные трудности выпускники испытывают на всех этапах решения задач
перевод содержания задачи на математический язык,
составление уравнений, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся.
Замечаний по решению и оформлению задачи:
отсутствие этапа введения переменной и необходимых пояснений,
ошибки при составлении уравнения,
при решении дробно рационального уравнения не указана область допустимых значений,
вычислительные ошибки при решении уравнения,
наличие неправильно сформированного ответа в части отсутствия именованных величин.
№ 23 Построение графика функции.
неправильно построен график,
записано верное значение параметра, но не указано как оно получено,
отсутствуют единичный отрезок на координатных осях, направления координатных осей.
№ 24 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
неправильно указан признак подобия треугольников;
неверно найдены сходственные стороны;
неверно решена пропорция;
вычислительные ошибки.
№ 25 Геометрическая задача на доказательство
Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
№ 26
Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами. Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин.
Различать взаимное расположение геометрических фигур на плоскости, изображать геометрические фигуры;
Уметь выполнять чертежи по условию задачи.
Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Предлагаю несколько рекомендаций при подготовки учащихся к ОГЭ ( СЛАЙД 11)