СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конференция "Великая сила слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе обучающаяся, ссылаясь на Библию, исследования лингвистов, писателей, учёных, доказала, что слово - не пустой звук, оно обладает особой силой.

Просмотр содержимого документа
«Конференция "Великая сила слова"»

Городская научно-практическая конференция школьников

«День науки»





«Слово – полководец человечьей силы»

В. Маяковский

Секция Гуманитарные науки

Тип работы исследовательская работа



Автор работы Дьяченкова Анна, 10 класс

МБОУ «Гимназия №2»

Руководитель Ильина Александра Яковлевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2»























г. Курчатов, 2016

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………….4-6 стр.

  1. Актуальность темы.

  2. Гипотеза.

  3. Постановка проблемы.

  4. Цели.

  5. Основные задачи.

  1. Основное содержание работы………………………………7-20 стр.

  1. Из истории слова.

  2. Слово – одна из основных единиц языка.

  3. Язык – мощное оружие, попадающее в цель:

а) тайна слова Н. Гумилева;

б) заповеди Божии – основные правила христианской жизни;

в) принцип творящей силы слова;

г) науки (литература, философия, физика, психология)

о влиянии слова на человека;

д) магическая сила слова в русских пословицах.

  1. Сквернословие – подлинный бич нашего времени.

  2. Влияние слов добрых и злых на воду.

  1. Мои практические эксперименты………………………20 стр.

  2. Заключение…………………………………………………21-22 стр.

















Аннотация

Работа Дьяченковой Анны, ученицы 10а класса МБОУ «Гимназия №2» города Курчатова, посвящена великой силе слова.

Актуальность этой темы не вызывает сомнения. Ученица, проведя удачные эксперименты с водой, растениями, проанкетировав десятиклассников, с болью в сердце говорит о влиянии плохих слов на человека, на свойства воды, на рост и развитие растений, с сожалением замечает, что для богатого и красивого языка настало трудное время: ненормативная лексика стала в русском языке доминировать.

В своей работе, ссылаясь на Библию, исследования лингвистов, писателей, учёных, она доказала, что слово – не пустой звук, оно обладает особой силой.

Представленный материал хорошо систематизирован и содержит научную новизну. Степень проработанности темы, обусловленная глубоким анализом статистических данных, позволяет говорить о практической значимости исследования.

Работа выполнена на высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих интерес как для подрастающего поколения, так и для всех, живущих на этой земле.















Введение

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Целое море слов, шумный океан речи окружает каждого из нас в повседневной жизни. Сквозь беседы окружающих, сквозь страницы сотен книг мы видим необъятную Вселенную.

Мы ощущаем себя «детьми прогресса», современниками эпохи торжества науки, подчас забывая о простых, непреложных истинах, таких,как великая сила слова.

Слово… Мало кто представляет себе, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, и какую огромную власть оно имеет над судьбами. Невольно вспоминаются строки В. Шефнера:

Словом можно убить. Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

А разве случайно Анна Андреевна Ахматова, перенёсшая блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны, в 1943 году написала удивительные строки?!

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не страшно остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!..

Тогда, в сорок третьем, она понимала: сохранение чистоты русского языка – задача не менее важная, чем победа над фашизмом. А сейчас? Не слишком ли расточительно мы относимся к «великому русскому слову»?

Всегда ли задумываемся над смыслом произнесённой фразы?

Именно эти вопросы заставили меня начать исследование по теме «Слово – полководец человечьей силы» (В. Маяковский).

Объект исследования: влияние добрых и злых слов на живые организмы.

Предмет исследования: человек, вода, растения.

Актуальность темы

Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что с развитием общества вперёд, с развитием инновации отношение к «великому могучему языку» находится не на должном уровне. К сожалению, сейчас для этого богатого и красивого языка настало трудное время. Сочный, искрящийся, самобытный язык нашего народа; отточенный, глубокий, богатый образными выразительными средствами язык наших писателей и поэтов находится в опасности потому, что так называемая ненормативная лексика, составляющая два-три процента нашей словесности, стала в современном русском мире доминировать.

Новизна работы заключается в том, что данное исследование является призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны в борьбе за чистоту родного языка, культуру сказанного слова.

Результаты моего исследования могут быть использованы как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе (Прилагаю сценарий мероприятия о великой силе слова).Приложение 3



Гипотеза

Слова – это не пустой звук, они обладают особой силой, имеющей огромное значение как для людей, так и для всех живых организмов.

Постановка проблемы

Какова история развития слова? Как оценивается слово нынешним поколением?

Цель исследования:

  1. Показать могущество слова в современном обществе.

  2. Привлечь внимание к постижению смысла слова, его истокам и его роли в нашей жизни.

  3. Разъяснить позиции о бережном отношении к языку и слову в целом.

Задачи:

  1. Проанализировать историю слова.

  2. Собрать и систематизировать материал о науках, раскрывающих силу слова.

  3. Изучить культуру современного общения и особенности влияния сленга и жаргона на речь учащихся.

  4. Провести анкетирование учащихся 10-х классов.

  5. Провести практические эксперименты о влиянии хороших и недобрых слов на воду, живые организмы.











Основное содержание

  1. Из истории слова

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – Царственное Слово!

А. Ахматова,1945


Вместе с развитием человеческой расы появилась потребность в речи – как в устной, так и в письменной1. Людям было необходимо средство первичной коммуникации для общения и создания примитивного социума. На ранних этапах эволюции древнейшие люди использовали простые звуки, которые тем не менее уже имели определенное общественное содержание.

Развитие труда всё более и более усиливало потребность в общении, закрепляло общественные связи, требовало обогащения и улучшения языка как основного средства общения между людьми.

Постепенное развитие общества вынуждало людей переходить к более сложным видам коммуникации, и на определенном этапе развития человечества появилась протописьменность2. Наиболее древними и известными памятниками протописьменности являются шумерские клинописные таблички, в частности «Табличка из Киша»(ок. 3500 лет до н.э) и таблички, найденные на раскопках города Урука(ок. 3000 лет до н.э). На тот момент клинопись трудно было назвать полноценной письменностью – всё ещё сохранилась пиктография, а грамматические морфемы не были графически выражены; отсутствовал определенный знаковый порядок.

Принято считать, что первая настоящая письменность возникла в Древнем Египте. Ею является египетское иероглифическое письмо. Одним из древнейших памятников данной письменности традиционно считается «Палетка Нармера», возраст которой трудно определяем ввиду её крайне древности и малого количества сведений о рубеже IV-го и III-го тысячелетия до н. э.

Далее письменность начала развиваться в разных странах по нарастающей, в частности, появился первый древнейший алфавит «письменность долины Инда».

С развитием и усложнением письменности люди начали делать первые попытки дать определение термину «слово». Древнегреческий философ Гераклит впервые ввел понятие «логос». Стоит отметить, что данный термин имел в его трактовке двоякое значение: с одной стороны, «логосом» называлось любое высказывание, слово, а с другой - «логос» есть сама устойчивая структура бытия.

Ко II веку н.э. термин «логос» плотно вошел в сферу христианских учений. Так, в Евангелии от Иоанна первая строка гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно Словом Бог творил все сущее и именно воплощенным Словом стал Богочеловек Иисус Христос.

В древнеславянском языке «логос» как «слово» было переведено святыми Кириллом и Мефодием.


«Слово – одна из основных единиц языка»

Для начала стоит дать определение термину «слово». Согласно Энциклопедическому словарю,«слово - одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств»3.

У слова несколько функций.

  1. Во-первых, номинативная функция – благодаря ей слово называет и обозначает какой-либо предмет или явления.

  2. Во-вторых, строительная функция – слово является единицей построения предложения.

  3. В-третьих, обобщающая функция– способность объединять однотипные явления или предметы.

Также слово обладает несколькими свойствами:

  • относительной самостоятельностью, заключающейся в том, что слово позиционно и синтаксически более самостоятельно, чем морфема, но менее самостоятельно, чем предложение;

  • воспроизводимостью – способностью слова храниться в памяти и при необходимости активизироваться в соответствующей форме;

  • выделимостью – наличием фонетических, семантических и грамматических признаков, на основании которых слово выделяется в тексте.

Теперь перейдем непосредственно к классификации. Стоит отметить, что существует множество способов классифицировать слова. В данной работе я назову лишь наиболее употребляемые из них:

по значению;

по морфемному составу;

по происхождению;

по употреблению.

Обобщенно можно сказать, что слово является областью изучения лингвистики как науки3 о языке в целом. Она опирается на

  • Фонетику – раздел, изучающий звуки речи, ударение, слог.

  • Словообразование – раздел, изучающий строение и образование слов.

  • Морфологию – раздел, изучающий части речи.

  • Лексикологию – раздел, изучающий весь словарный запас языка.

  • Фразеологию – раздел, изучающий устойчивые речевые обороты.


Попробуйте представить себе, что осталось бы вокруг нас, если бы не было речи? Не было бы общения между людьми, то есть не было бы общества, не существовали бы письмо и печать, а с ними - литература и наука, не было бы мысли, не было бы культуры, не было бы человека! А ведь речь – это только лёгкий шум, только ряд слабых сотрясений воздуха на пространстве немногих метров, казалось бы, нечто совершенно ничтожное. Однако смотрите, какие грандиозные результаты достигнуты благодаря речи.


Слово может ранить больнее, чем нож, отравить смертельнее, чем яд. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы. Тысячи пушек, взрывы сотен тонн динамита, усилия миллионов рук не могут сравниться с силой слова. Разве это не удивительно?!

Откуда эта всесильная, почти волшебная власть? Недаром в старину люди верили (да и сегодня верят) в колдовскую силу заклинания и проклятия.

Слово существует физически только в нашем дыхании, в нашем голосе, в движениях языка и губ, в мозговых процессах. Всё это мимолётно, неуловимо, призрачно, как тень от пролетевшей птицы. И, однако, слова так же реальны, как окружающие нас вещи. Это не наши личные, произвольные изобретения. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их форма и значение общеобязательны и незыблемы. Они очень древни – древнее государств и городов, древнее самых древних вещей, которые находят в археологических раскопках и хранят в музеях. Слова, можно сказать, самая древняя «вещь» на свете. Тысячи лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы, - есть, пить, я и ты, мать и дочь, солнце и море.

Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Разве это не удивительно?!



Язык – мощное оружие, точно попадающее в цель

Во все времена язык был мощным оружием, точно попадающим в цель. Ещё древнегреческий баснописец Эзоп воспел роль языка4: «Язык – это источник всех интриг. Это начало всех кляуз, язык – это мать всех споров». И в то же время что может быть лучше языка? «Язык объединяет нас. Язык является ключом науки, орудием правды и разума. Языком преподают, убеждают, наставляют, молятся, объясняют, поют».

Слово, сказанное или написанное человеком, несёт в себе частичку его души, эмоции, чувства. Не зря ведь гласит русская пословица: «Язык голубит, язык и губит». В истории сохранились представления об отношении к слову разных народов. Ещё в Древнем Египте фараон наставлял своего сына: «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие». В Древнем Риме ораторы вершили политику, даже императоры прислушивались к их голосу, боясь обличения. В Древней Греции даже суд совершался полностью публично. При этом не было ни прокуроров, ни адвокатов – обвинителем мог выступить любой человек, а обвиняемый защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. При таких условиях люди, обладающие ораторским талантом, находились в куда более выгодном положении. Косноязычие же считалось пороком и искоренялось. Примечателен пример оратора и философа Демосфена. С детства обладая слабым голосом и косноязычием, Демосфен упорно боролся со своим недостатком и в конце концов стал одним из известнейших афинских ораторов, прославив свое имя в веках речами в защиту независимости Афин и изобличениями короля Македонии Филиппа.

Да, Слово всегда играло большую роль в жизни человека. Но и сам человек стал человеком благодаря Слову. Поэт серебряного века Н. Гумилёв, уничтоженный большевиками за то, что знал тайну слова, написал стихотворение «Слово».


В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,

Звёзды жались в ужасе к Луне,

Если точно розовое пламя

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний подъярёмный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передаёт.

Патриарх седой себе под руку,

Покоривший и добро, и зло,

Не решаясь обращаться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Позабыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово - это Бог.

К священным словам прежде всего относятся заповеди Божии. Заповедями издавна принято называть основные правила христианской жизни. Все они перечислены в Библии. Наши предки их выучивали наизусть. Знают их и миллионы наших современников. Вот некоторые из библейских правил:

«Почитай отца твоего и мать». «Не кради». «Не произноси ложного свидетельства». «Будьте милосердны». «Мир имейте между собою».

Есть и другие заповеди: «Не завидуй». «Не сотвори себе кумира». «Не осуждай другого». «Всякому, просящему у тебя, давай». Но важно не только заповеди знать. Куда важнее – им следовать в жизни. Надо всегда помнить о том, какой великой силой слова владеет каждый из нас. Здесь уместно вспомнить притчу:

«Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нём в народе плохой слух:

Якобы последний живёт не по-христиански, делает зло и хищением, и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала своё дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришёл в большую бедность.

Впоследствии оклеветавший своего друга, раскаялся и пришёл просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне».

Последний всё сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это, сказал: «Теперь иди собери до единой пушинки». На это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнёс пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которых ты отнял у меня своей клеветой». (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр.162).

Библия говорит нам, что в день, когда каждый из нас предстанет перед престолом Божьим и Судией Праведным, мы будем отвечать за каждое слово, сказанное неосознанно, праздно, «просто так», так как каждое слово

имеет большую силу либо уничтожать, либо создавать. Мы несём ответственность и будем отвечать за свои слова. Слова, сказанные нами, непосредственно влияют на ход нашей жизни. То, что и как мы говорим о себе и о своей жизни, окружающих, является определяющей движущей силой формирования нас и событий, происходящих в нашей жизни.

«Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и своё тело…», т. е. наше тело, душа (эмоции, настроение, состояние разума, воли, физическое здоровье) напрямую зависят от наших слов.

Не случайно этим принципом творящей силы слова пользуются в медицине (психотерапия, тренинги, гипноз). С ободряющей песней (силой слова) в тяжёлые времена люди шли на фронт, в атаку на врага. И побеждали! А помогала им великая сила Слова!

Оздоровительную силу Слова испытал на себе известный писатель Александр Солженицын. В 1945 году он был арестован, привлечён к уголовной ответственности по статье 58 УК. В 1952 году, когда Солженицын находился в ссылке, у него обнаружилась раковая опухоль. Болезнь быстро прогрессировала, и в 1955 году тюремное руководство отпустило смертника Солженицына в Ташкент на лечение. Находясь в тяжёлом состоянии, чтобы не думать о смерти, он начал писать. И, к недоумению и самого себя, и врачей, болезнь отступила. Значит, Слово – защитная сила организма.

О сущности человеческого слова на протяжении веков размышляют философы, учёные, поэты, мыслители. Влияние слова на человека изучают многие науки.

Литература – это искусство слова. В языке художественного произведения всё важно: и многоплановость значений, и ритм, и звуковая организация, и образность слова. Словесный образ показывает, как писатель видит и изображает мир. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие. Яркими примерами речевого мастерства служат художественные произведения выдающихся писателей. Н.В. Гоголь так писал о стихотворениях Пушкина: «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

В.В. Набоков (классик русской и американской литературы) – один из первых авторов, который начинает играть словом и играть со словом. Вот один из примеров набоковской игры в романе «Приглашение на казнь»: «Он (Цинциннат) встал, снял халат, ермолку, туфли. Снял полотняные штаны и рубашку. Снял, как парик, голову, снял ключицы, как ремни, снял грудную клетку, как кольчугу. Снял бёдра, снял ноги, снял и бросил руки, как рукавицы, в угол. То, что оставалось от него, постепенно рассеялось, едва окрасив воздух». Автор романа с первых же строк, словно гипнотизёр, жонглирует словами, захватывая наше внимание и не отпуская до конца… Я в восторге от того, как с помощью обычных слов русского языка он создаёт настоящее искусство, рисует невероятные картины: «Стояла холодная ночь; серый, сальный отблеск луны, делясь на клетки, ложился по внутренней стенке оконной пади; вся крепость ощущалась, как налитая густым мраком изнутри и вылощенная луной снаружи, с чёрными изломами теней, которые сползали по скалистым скатам и бесшумно рушились во рвы…» Сон или сюрреализм? Безумие или сумасшествие?

Точные слова помогают выражению авторского замысла. Но порой найти нужные слова очень сложно. Известны многочисленные примеры кропотливой работы поэтов и писателей над словом. Чтобы представить себе этот тернистый путь исканий, нужно обратиться к черновикам художественных произведений. По историческим сведениям, роман «Война и мир» Л.Н. Толстой вручную переписал примерно 7 раз, а отдельные эпизоды писатель переписывал более 26 раз. О невероятно трудной работе поэта над словом говорит В.В. Маяковский в стихотворении

«Разговор с фининспектором о поэзии»:

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

Читая произведения Маяковского, мы осознаём, что люди должны уметь с помощью слова убедить собеседника, донести до него свою точку зрения. Ещё раз убеждаешься в том, что речь человека всегда была и остаётся его «вторым лицом», показателем внутреннего развития.

Совсем недавно прочитала стихотворение Амалии Эйхман «Добрые слова». Сколько в них искренности, доброты, тепла, которых порой всем нам не хватает! Сколько оптимизма! Это обращение поэтессы ко всем нам, ныне живущим:

Чаще говорите добрые слова,

Пока родные снами рядом.

В них свет, а он сродни теп

И обладает чудодейственным зарядом.


Давайте говорить лишь добрые слова.

Давайте будем чаще улыбаться.

Забудем всё плохое навсегда.

Как можно чаще будем все смеяться…

Речь позволяет понять, насколько человек креативен, образован, умён. Недаром древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Эти слова мудреца вовсе не свидетельствуют о том, что Сократ был слеп. Просто он понимал: наше впечатление о человеке во многом зависит от того, как и что он говорит. По умению человека владеть словом окружающие судят не только о его культуре, но и об интеллекте. Русский философ Николай Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Слово обладает силой, так как в нём бьётся живая мысль. А мысль – это энергия сознания, несущая в себе колоссальную мощь.

Учёные-физики определяют слово как волновое воплощение мысленной энергии, набор звуков, которые имеют свою вибрацию, частоту и амплитуду. Чередование звуков в определённой последовательности имеют и ещё один параметр – ритм. О положительном и отрицательном воздействии ритма знали ещё в глубокой древности. Когда наши предки читали заговоры, то знали, с какой определённой частотой надо их читать и какую амплитуду дать, так как амплитуда голоса очень влияет на человека. Они знали, что если использовать очень низкую амплитуду голоса, то есть говорить монотонно и очень низким голосом, то слушающий станет засыпать. А если нужен был заговор на утихание сердечной боли, то там чакры расположены повыше и частота должна быть побольше. Это говорит о том, что наши предки владели силой голоса, чтобы донести смысл сказанных слов до слушателя.

Слушая слово, собеседники воспринимают его информационно-энергетическую сущность. Произнося слово, её передают. Качество этих процессов речи зависит от говорящего. Слова, которые мы используем, оказывают воздействие на то, как мы думаем и чувствуем, а то, как мы думаем и чувствуем, влияет на выбор слов, которые мы используем. Наши слова также влияют на окружающих, как и их слова на нас. Эти тайны восприятия изучаются психологами. Известно, что одно и то же слово, одну и ту же фразу можно произнести по-разному. Человек, как художник, окрашивает слова различными оттенками своих чувств и эмоций, мелодией своего голоса влияет на собеседника, вызывая у него ту или иную ответную реакцию. Слыша голос другого человека, собеседник порой реагирует не на слова, а на тон голоса, на его эмоциональные составляющие.

Об этой особенности восприятия человеческого слова писал поэт

Д. Кугультинов в стихотворении «Душа слова».

И сотни раз различные уста

Одно и то же произносят слово.

И на устах у каждого из ста

Оно значенье изменяет снова.

Иначе пахнет и звучит не так,

То дерзко требует, то жалко просит,

Послушно отражая свет и мрак

Того, кто это слово произносит.

Оттенков множество в себе тая,

Звучание не больше, чем одёжа…

У каждого из слов своя душа,

На душу говорящего похожа.

В русских пословицах, пришедших из глубины веков, наши предки, славяне, верили в магическую силу слова:

Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.

Рана – от копья на теле, рана от речей – в душе.

Каков разум, таковы и речи.

Дурное слово что смола: пристанет – не отлепишь.

Сердечное слово до сердца доходит.

Ветры горы разрушают – слово народы подымает.

Доброе слово человеку что дождь в засуху.

Доброе слово железные ворота отопрёт.

Умное, весомое слово – показатель мудрости человека…(Смотри приложение 2).

К сожалению, подлинным бичом нашего общества является сквернословие. (В словаре В.И. Даля сказано: «скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотскии духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное»). Страшно, что для некоторых родной язык уже превратился в сплав жаргонов (от французского – испорченный язык) и мата. Ругаться последними словами сейчас считается чуть ли не «хорошим» тоном. Многие молодые люди, да и пожилые, не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Антон Семёнович Макаренко писал: «Матерные слова есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой человеческой красоте». Подобное мы читаем в произведении «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Бравирование грубостью в языке свидетельствует о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением подавить в себе чувство страха, боязни. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет ругаться, говорить плохие слова». (Смотри в «Приложении 3» стихотворения Э. Асадова «О скверном и святом», «Нежные слова»).

Хотелось бы остановиться на «заборной» речи – настоящем биче образовательной сферы в нашей стране. Некоторые «лингвисты» не только внимательно читают надписи на стенах домов, заборов, но даже и конспектируют их.

Досадно, что нецензурная лексика широко используется в кино, литературе, живописи, интернете. По-прежнему модны темы «вечные» - дружба, любовь. И рядом – матерное выражение, которое заставляет содрогнуться, так как является проклятием как жизни того, кто его произносит, так и его близких. Это, можно сказать, заклинания, разрушающие на духовном уровне сквернослова. Библия говорит о том, что незаслуженное проклятие неспособно навредить человеку, но, произнесённое, оно обратится на того, кто его высказал. ( См. «Приложение»)

Слово может нанести большой вред, начиная от вреда языку и заканчивая вредом человеку. Неумеренное заимствование, упрощение фраз, употребление сленговой и ненормативной лексики – всё это уродует, обедняет наш живой язык, и мы обязаны нести за него ответственность.

(См. «Приложение 4»).Пусть мы не преумножим его богатство, но наша задача – сохранить уже то, что есть, чтобы он не уподобился латыни – мертвому языку:

Словно пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Нельзя не отметить, что слова обладают настолько мощной энергетикой, что действуют не только на живую природу, но и на неживую материю – воду.

Влияние добрых и злых слов на воду

Японские ученые провели несколько экспериментов с водой. В первом использовали три сосуда с рисом5. Первому сосуду говорили «спасибо», второму – «ты дурак», а третий оставляли без внимания. Все три сосуда находились в одном помещении и на момент начала эксперимента ничем друг от друга не отличались. Однако через некоторое время произошли существенные изменения. В первом сосуде рис забродил и начал издавать приятный запах. Во втором рис почернел. В третьем – сгнил.

Второй эксперимент состоял в помещении различных слов на лабораторных чашках с водой и последующем её замораживании6. Реакция воды была различной, в частности, наибольшей степени очищения вода достигла при комбинации слов «любовь» (愛 - ‘ai’) и «благодарность» (感謝 – ‘kansha’). Наиболее неприятные снежинки получились при словах «я тебя ненавижу» и «Гитлер».

Мои практические эксперименты

(Смотри приложения № 1, 2, 3)

Заключение

Как я убедилась, работая над этим проектом, слова имеют силу, причём, огромную. И если человеческое тело действительно состоит из 80 % воды, если слова имеют такое сильное действие на воду, то каково влияние положительных и отрицательных слов на наши тела?

Каждый раз, заходя в кабинет русского языка и литературы, невольно обращаю внимание на стихотворения Вадима Шефнера и Эдуарда Асадова, посвящённые силе СЛОВА, и ещё раз задумываюсь над тем, как осторожно нужно обращаться со словом, ибо оно может и «спасти», и «безжалостно ранить». А мы ведь все ранимы!


А поэтому скажем себе сурово:

«Чтобы не было в жизни ненужных бед,

Надо думать, ребята, над каждым словом,

Ибо слов невесомых на свете нет!» (Э. Асадов)


Думаю, что в СМИ в настоящее время нужна языковая цензура. Ни в коем случае нельзя пропускать в печать и эфир сквернословие и вообще грубые слова: население начинает думать, что употребление непечатных слов, вылетающих из уст политиков стало нормой. Нужно обязать средства массовой информации создавать образцы устной речи и быть хранителями её культуры. Необходимо понять, что слово – это наше оружие, средство общения, убеждения. Да, слова имеют силу, но и у нас есть сила, чтобы выбирать слова. Мы действительно должны принять к сведению, что мы говорим. Когда мы открываем рот, мы «запускаем» слова для работы через всю вечность. «Добрые слова могут быть короткими, но их отголоски поистине безграничны». (Джордж Биллингс). Мы имеем право на свободу слова, но всегда есть последствия того, что мы говорим.

Мы можем воспользоваться своим правом выбора, ведь жизнь – это выбор, который мы делаем каждую минуту. Какой выбор сделаете вы?

Очень хочется, чтобы моя исследовательская работа, сценарий внеклассного мероприятия помогли в борьбе со сквернословием, в пропаганде позитивной великой силы слова.








Источники информации

  1. Першиц А.И., Монгайт А.П., Алексеев В.П., История первобытного общества

  2. Большой Энциклопедический словарь, http://www.vedu.ru/bigencdic/58095/

  3. Жеребило Т.В., Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп.

  4. Истории об ораторском искусстве, http://www.orator.ru/stories.html

  5. Википедия, свободная энциклопедия. Статья «История письменности», http://tinyurl.com/h94gwjc

  6. Влияние слов и мыслей на воду, эксперимент 1, https://yadi.sk/i/FKv-HyZJq4mfu

  7. Влияние слов и мыслей на воду, эксперимент 2, https://yadi.sk/i/PtfxUcddq4mfU




1Першиц А.И., Монгайт А.П., Алексеев В.П., История первобытного общества



2Википедия, свободная энциклопедия. Статья «История письменности», http://tinyurl.com/h94gwjc



3Большой Энциклопедический словарь, http://www.vedu.ru/bigencdic/58095/



4Истории об ораторском искусстве, http://www.orator.ru/stories.html



5Влияние слов и мыслей на воду, эксперимент 1, https://yadi.sk/i/FKv-HyZJq4mfu



6Влияние слов и мыслей на воду, эксперимент 2, https://yadi.sk/i/PtfxUcddq4mfU



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!