СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция "Дети блокадного Ленинграда"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция "Дети блокадного Ленинграда". Использованы стихи А. Розенбаума, М. Алигер и В. Коростылёва. Для учащихся начальной и средней школы.

Просмотр содержимого документа
«Композиция "Дети блокадного Ленинграда"»



Дети блокадного Ленинграда.

Литературно- музыкальная композиция (7+)

Композиция «Дети блокадного Ленинграда» посвящена памяти жертв блокадного Ленинграда, создана в рамках проекта «Голос памяти». Композиция проникнута патриотическим духом, способствует изучению истории нашей Родины. В композиции используются стихи М. Алигер, А. Розенбаума, В. Коростылёва.

На сцене стоят дети – хор. Они очень тихо о чём-то переговариваются. На передний план выходят 2 мальчика и 2 девочки. Чтение стихов (рассуждение-спор о давних событиях)

1 чтец

А может, не было войны...

И людям всё это приснилось:

Опустошённая земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

2 чтец

А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

1 чтец

А может, не было войны?

Не гнали немцев по этапу,

И абажур из кожи - блеф,

А Муссолини - дутый лев,

В Париже не было гестапо?

2 чтец

А может, не было войны?

И "шмайсер" - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?


Звучит мелодия «Взвейтесь кострами, синие ночи!».

Чтецы возвращаются на свои места.

Им на смену на другой край сцены выходят «дети предвоенного Ленинграда» - всего 10.

Хор смотрит на них.

3 мальчика обсуждают достоинства самолёта, один из них показывает маленьким самолётом фигуры высшего пилотажа. 3 девочки: две причёсывают и восхищаются волосами ещё одной очень кокетливой девочки, завязывают ей бант. 3 мальчика: двое играют в шахматы. Один болеет и подсказывает, в руках держит футбольный мяч. Девочка читает книгу. Все улыбаются. Тут звучат позывные и «От Советского информбюро…», сообщение о начале войны. Дети оставляют игры, кладут игрушки на пол и сходятся вместе плечом к плечу, смотрят вперёд и чуть вверх, слушают, лица серьёзные. Девочка стаскивает с волос бант. На сцене остаются игрушки. Звучит метроном (звук метронома сопровождает всю композицию). Все дети теперь – хор.

Появляется экскурсовод, делает знак построиться поближе. Дети приближаются и встают полукругом. На экране презентация «Блокадный Ленинград»

Экскурсовод

Дети, мы продолжаем нашу экскурсию. Этот зал посвящён блокаде Ленинграда. Она длилась 872 дня. Вы слышите звук метронома. В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что город жив. Для людей звук метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то нужно держаться, не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук успокаивал людей, позволял им ощущать уверенность.


Перед вами фотографии и подлинные вещи участников тех событий. Что же мы видим на фотографиях осадных дней?

Девочка поднимает руку (говорит медленно)

Это дети осаждённого фашистами Ленинграда.

Экскурсовод

На парте осталась раскрытой тетрадь

Не выпало им дочитать, дописать,

Когда навалились га город

Фугасные бомбы и голод



Хор (очень тихо подпевает)

Когда навалились га город фугасные бомбы и голод

Мальчик (от нетерпения в ожидании слова даже вышагивает слегка вперёд).

Закутанные в пальтишки не по росту, перевязанные платками крест-накрест, бредут с бидончиками на Неву к прорубям за водой, маленькие исхудавшие дети.

Девочка

Школьницы с настороженными лицами, сидящие за партами. У низ не детское выражение в глазах.

Экскурсровод

Они видели слишком много такого, что не следует видеть детям.

Мальчик (как будто защищает, оправдывает девочек)

Но что им делать, если под ним стреляют, когда они идут в школу, и тяжёлыми снарядами стараются попасть в здание школы, когда они на уроках. Но они упорно ежедневно возвращаются, садятся за парты и открывают учебники.

Экскурсовод

Высокая женщина с двумя закутанными детьми на руках. Заведующая яслями.

Девочка (рассказывает в зал)

Утром начался интенсивный артиллерийский обстрел, она стала выносить детей в бомбоубежище. Обстрел был так силен, а опасность, угрожающая детям, так велика, что заведующая, чтобы успеть вынести всех детей, вкладывала по нескольку ребят в одеяло и так, кучами, выносила. Артиллерийским снарядом ясли были сожжены, однако все дети были спасены.

Экскурсовод

Самой страшной была зима 1941 года. Вес пайка хлеба для детей составил 125 граммов хлеба.

В ходе рассказа экскурсовода дети обращают внимание на что-то повыше голов слушателей – это «написанные на стене» стихи. Стихи появляются на слайде.

Мальчик

В теченье этой медленной зимы,

круша её железные потёмки, -

"Мы не уступим. Каменные мы", -

ты говорила голосом негромким.



Девочка

О город без огня и без воды!

Сто двадцать пять блокадных граммов хлеба...



Мальчик

Стонали камни, ахали торцы,

но люди жили, находили силы,

а те, что погибали, как бойцы

ложились тесно в братские могилы.


Экскурсовод

Перед вами несколько листков из записной книжки. Это дневник Тани Савичевой, который девочка стала вести с начала блокады Ленинграда. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Дневник Тани Савичевой стал одним из символов Великой Отечественной войны

Дневник Тани Савичевой читают три девочки



«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.»

«Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.»

«Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.»

«Мама — 13 мая в 7:30 утра 1942 года.»

«Савичевы умерли.»

«Умерли все.»

«Осталась одна Таня.»

Секунды молчания. Только метроном.

Экскурсовод (продолжает рассказ по фотографиям)

Станция. Эшелон. Раннее утро. Эвакуируют детей. Плачущие дети. Плачущие матери. Плачущие бабушки.

Мальчик (строгим голосом и очень чётко)

Милиционер отгоняет взрослых от вагонов, просит не плакать. Никто не слушает милиционера. В одном из вагонов у него самого эвакуируются сын и дочка. Он всё время обходит этот вагон, а потом решается подойти и проведать детей. Но издали, увидев их заплаканные лица, милиционер не выдерживает – и плачет навзрыд.

Девочка (звонким голосом и чётко) Вот тогда-то перестают плакать мамы и бабушки. Они окружают милиционера и просят не плакать: ведь это очень тяжело, если плачут мужчины. Дети, сбежавшиеся из вагонов, тоже перестают плакать. От удивления. Они впервые видят плачущего милиционера.

Девочка (девочка маленького роста)

Высоко на крыше стоит, как часовой, перед лицом неба, девчонка из команды ПВО. Она в ватнике, но может так стоять и летом, и осенью: здесь её пост. И она здесь всегда. Лицо внимательно, и глаза зоркие, замечающие всё, что делается в небе и на земле.

Мальчик (горда) Мальчик в огромных рукавицах сортируют снаряды. Он знает, что они будут убивать фашистов, и поэтому так тщательно из проверяет. Это его месть за погибшего в бою отца, за умершую от голода мать. Мальчик пришёл сам, попросил, чтобы ему дали возможность работать на оборону страны. И ему это дали. Если бы мальчик мог, он сам нацелил бы орудие и выпустил снаряд по врагу.

Экскурсовод подходит к фортепьяно. Звучит песня «В далёком тревожном военном году»

Мальчик.

Но, наконец, изнемогла зима,

открылись заволоченные дали.

Чернеют разбомблённые дома, -

они мертвы, они устали.



Девочка

Мы вырвались из этой длинной тьмы,

прошли через заслоны огневые.

Ты говорила: "Каменные мы".

Нет, мы сильнее камня, ибо мы – живые!»



1 чтец

А может, не было войны,

И мир её себе придумал?

...Но почему же старики

Так плачут в мае от тоски? -

Однажды ночью я подумал.



2 чтец

...А может, не было войны,

И людям всё это приснилось?..



Девочка (красивым и сильным голосом, очень проникновенно)

Люди, одним себя мы кормим хлебом,

Одно на всех дано нам небо,

Одна земля взрастила нас.

Люди, одни на всех у нас дороги,

Одни печали и тревоги,

Пусть будет сном и мой рассказ.

Пусть будет сном и мой рассказ...



































Использованная литература

Алигер М. Весна в Ленинграде

Коростылёв В. В далёком тревожном военном году

Розенбаум А. А может не было войны…

Интернет-ресурсы

https://biography.wikireading.ru/239181

https://yandex.ru/images/search?text

http://back-in-ussr.com/2017/01/dnevniki-blokadnogo-leningrada.html

http://rustoria.ru/post/k-godovcshine-blokady-leningrada-dnevniki-zhitelej-goroda/

http://books-vitanova.livejournal.com/141662.html

http://goodsongs.com.ua/song57609_aleksandr-rozenbaum_a-mojet-ne-bylo-voyny.html

http://www.stihi.ru/2006/01/28-826

https://www.kakprosto.ru/kak-846825-zachem-v-voynu-po-radio-translirovali-zvuk-metronom

https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F074b%2F00015352-

https://www.kakprosto.ru/kak-846825-zachem-v-voynu-po-radio-translirovali-zvuk-metronoma#ixzz4qNm1S5ok










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!