СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиция. 15 основных правил построения композиции в кадре

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом уроке вы узнаете: Что такое композиция в фотографии? Зачем нужно соблюдать правила построения композиции кадра и как композиция влияет на качество и восприятие фотоснимков?

Просмотр содержимого документа
«Композиция. 15 основных правил построения композиции в кадре»



ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Фото видеостудия»

руководитель кружка – педагог дополнительного образования М.Ю. Павлова


Тема учебного занятия: «Композиция в фотографии. 15 основных правил построения композиции в кадре»

Цели учебного занятия: научиться понимать значение композиции для построения правильных фотоснимков и применять принципы построения композиции к своим фотоработам


Задачи учебного занятия:


Образовательная:

- познакомить обучающихся с понятием композиции в фотографии;

- познакомить обучающихся с основными правилами построения композиции;

- закрепить полученные знания в процессе выполнения практического задания.

Развивающая:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать внимание, наблюдательность;

- развивать умение оперировать ранее полученными знаниями, анализировать, сравнивать, оценивать качество выполненной работы;

- развивать умение работать самостоятельно и в группе.


Воспитательная:

- формировать культуру обращения со сложной техникой,

- воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности, исполнительность, аккуратность, развивать навыки самостоятельной работы.


Тип занятия: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Оборудование: фотоаппарат Canon 77D, объектив Canon 24-105 mm, смартфоны, доска, мел.


План занятия

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изложение нового материала

  4. Подведение итогов учебного занятия


Ход занятия

  1. Организационная часть:

Приветствие, подготовка к работе на занятии, проверка присутствующих, инструктаж по технике безопасности.


  1. Актуализация знаний: Объявление темы занятия. Повторение прошлых тем.


  1. Изложение нового материала:


В этом уроке вы узнаете: Что такое композиция в фотографии? Зачем нужно соблюдать правила построения композиции кадра и как композиция влияет на качество и восприятие фотоснимков?


Композиция в фотографии


Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?

Одной из причин, по которой некоторые снимки выделяются на фоне других – мастерское владение искусством фото композиции кадра.

Всем известная крылатая фраза гласит:

"Правила созданы для того, чтобы их нарушать."

Но не зная правил построения кадра — мы не знаем, что нарушим, и к чему все это приведет.


Итак, если вы задаетесь вопросами о том какой пустой кадр, потерялись важные детали, как расположить большое количество объектов в одном кадре, то этот блог для вас, приступим

Начать стоит с определения.


Композиция – гармоничное сочетание и взаимодействие объектов в поле кадра. С латыни «compositio» переводится как «соединение» или приведение в порядок.

Основная задача композиции – создать сюжет и донести его смысл до зрителя. Результат зависит от местоположения основных единиц, от правильности построения, цветовых и фактурных характеристик, освещения, ракурсов, геометрических условий и других факторов. Вывод: нет такого единственного правила композиции, которое обеспечит успех фото, так как все взаимосвязано, уравновешено, и подход обязательно должен быть творческим.

3 момента для получения грамотной компоновки снимка
  • найти что-то необычное, интересное;

  • грамотно создать кадр – расставить все элементы в нужные в данной композиции места;

  • дождаться той ситуации, когда будет создана связь между всеми участниками сюжета. Если композиция построена правильно, то получаем уже художественную фотосъемку.

Композиция фото формируется так, чтоб в нем обозначить важнейшую часть. Это достигается определенным расположением в снимке основного объекта и правильным использованием заднего плана, высоты установки аппарата, фокуса, и т.д. Фотограф добивается просмотра зрителями в первую очередь главного героя композиции.

Выделение главного объекта

Композиция состоит одной главной и нескольких второстепенных частей. Главную необходимо выделить, чтобы была понятна Ваша идея. Это можно сделать различными способами:

  • размерами – показать ее, как самую крупную часть сюжета (подробнее – в разделе «Масштабность плана»);

  • создавая нечеткий, размытый фон;

  • игрой цвета – выделить главное более яркими тонами;

  • с помощью различного освещения – фон более темный, основной объект более светлый;

  • уникальностью – главное должно резко отличаться от других частей композиции;

  • и, конечно же, – убрать из кадра все лишнее, что мешает зрительскому восприятию сюжетной идеи.

На самом деле, четких правил построения композиции не существует, но среди множества советов можно все-таки выделить несколько общих принципов, которыми руководствуются большинство современных фотографов. Сегодня мы рассмотрим и обсудим лишь некоторые из них...



15 простых правил построения композиции в кадре

  1. Правило трех третей



Кадр делится на 9 равных частей: 2 линии проводятся по горизонтали, 2 – по вертикали. Между ними образуются точки пересечения. Именно здесь принято располагать объекты. Рассмотрим правило третей в композиции пейзажа. Горизонт следует разместить на одной из линий – тогда станет понятно, где располагается главная часть изображения. Если вы фотографируете красивые облака, 2/3 кадра должно занимать небо. Вдалеке виднеется дерево? Сместите камеру так, чтобы оно находилось на вертикальном отрезке. Фотоаппараты и смартфоны содержат готовую сетку. Вам не нужно заниматься расчетами. Горизонт совпадает с нижней линией, дерево между точками пересечения. Кадр выглядит уравновешенным.

2. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.

  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.

  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

3. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.







  1. Равновесие



Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

Равновесие (или баланс) в фотографии ощущается тогда, когда все включенные в кадр элементы сбалансированы между собой. Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением тональных пятен, предметов и фигур в рамке кадра. Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия. Для этого закона композиции важно не буквальное равновесие разных частей кадра, а их визуальный вес, то есть количество внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения. Используйте равновесие как прием композиции, если вы хотите передать чувство спокойствия и гармонии. Однако если вы снимаете сюжет, в котором хочется показать напряженность момента, волнение за героя, то, наоборот, лучше пошатнуть равновесие в кадре.

Равновесие и дисбаланс в кадре помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять этот вес по всему кадру.

5. Диагонали

Метод диагоналей – одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Во время изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр случайно обнаружился момент, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали под углом 45°. Однако в зависимости от пропорций кадра этот угол может меняться. Фотография с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такое же фото без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр.

Диагонали в кадре может быть две:

  • «быстрая» – с верхнего левого в нижний правый угол;

  • «медленная» – с нижнего левого в верхний правый угол.

С диагоналями связано зрительное восприятие мозга: мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, спускаясь по диагонали. Соответственно, объекты, расположенные по диагонали, легче и быстрее воспринимаются зрительным центром. Психологи считают, что «медленная», восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как «быстрая», нисходящая – беспокойство и тревогу. Помните об этом при построении композиции.

6. Формат

Одним из базовых приемов композиции является формат кадра. И сейчас это не про RAW и JPEG, а про соотношение сторон снимка, его высоту и ширину. Ориентация кадра может быть горизонтальной, вертикальной и квадратной.  

Горизонтальный формат. Поскольку глаза у человека расположены горизонтально, мы видим мир именно в горизонтальном формате. Он нам привычнее и комфортнее. Этот формат еще часто называют пейзажным, так как просторы и панорамы мы обычно фотографируем именно горизонтально. Также горизонтальный формат повсеместно используется на проекторах и телевизорах.

Вертикальный формат более динамичный и претенциозный. Он заставляет зрителя отказаться от привычного созерцания и просканировать изображение сверху вниз. Этот формат еще называют портретным, так как он часто используется для съемки людей, позволяя рассмотреть черты лица и фигуры. Но также его применяют для съемки архитектуры и пейзажа, чтобы акцентировать внимание на одном объекте по отношению к окружению. С появлением камер в мобильных телефонах этот формат приобрел огромную популярность, настолько, что уже некоторые фильмы специально монтируют под вертикальный формат! 

Квадратный формат – завоевавший свою популярность благодаря соцсетям, этот формат очень стабилен и уравновешен. Взгляд зрителя при таком формате двигается не из стороны в сторону, а по кругу, рассматривая все детали объекта. Правильная форма этого формата позволяет создавать абстрактные симметричные композиции.

Обычно если в кадре превалируют горизонтальные объекты, советуют выбирать горизонтальную ориентацию кадра, а если вертикальные, то, соответственно, вертикальную. Если же объект имеет правильную форму, выбирайте квадратный формат.





7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.

  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.

  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.

  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление взгляда и движения в кадре

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы обычно оцениваем и любое изображение, любую картину. Поэтому считается, что смысловой центр лучше располагать в правой части фотографии. Таким образом взгляд и главный объект на картине как бы движутся навстречу друг другу. Такой прием способствует созданию гармонии в кадре.

!!!НО: если мы хотим показать много воздуха и пространства вокруг героя, его лучше расположить слева.



Снимая движущийся объект (автомобиль, идущего человека, летящую птицу), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Чтобы ему было куда идти. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него. Эта же рекомендация касается взгляда в портрете. Оставляйте место с той стороны, куда смотрит герой, чтобы его нос не упирался в границы кадра.



9. Цветовое пятно

Цветовое пятно в композиции –  это цветная деталь, яркий акцент, сосредоточенный в небольшой области снимка и привлекающий внимание за счет контраста с окружающими его тусклыми, приглушенными или, по крайней мере, однородными цветами. То есть цветовым пятном считается не красное платье или пальто на крупном портрете, а красный тюльпан или помада – детали, акцентирующие внимание на руках или губах модели. Человеческий глаз инстинктивно ищет на фотографии самый яркий элемент. Помните моду, когда в кадре выделяли красный (или любой другой) цвет, а все остальное оставляли черно-белым? Сейчас такая обработка уже не в тренде, а тогда этот закон композиции был возведен в степень. 

10. Ритм в фотографии

Ритм – это разнообразное повторение или интересное чередование элементов композиции. По неписаным законам восприятия взгляд зрителя исследует изображение, подчиняясь его ритму. Это может быть ряд фонарей, череда утят, композиция из домино – да что угодно!

Прогрессирующий ритм наблюдается тогда, когда объект, при каждом очередном повторении меняет свою форму или размер. Например, размер объекта может увеличиваться согласно геометрической прогрессии. Кстати, изменяться при повторе может не только форма или размер объекта, но и цвет, тон, интервалы, расположение и т. д.

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент, выпадающий из ритма, сразу привлекает внимание! Ритм в композиции фотографии схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.



11. Линейная перспектива в фотографии

В изобразительном искусстве перспектива (фр. perspective от лат.  perspicere – смотреть сквозь) – это техника изображения удаляющихся объектов в соответствии с кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в одной точке на горизонте.

А в фотографии линейная перспектива – это прием, который используется для придания кадру глубины и объема. Удаляющаяся дорога, мост, пирс, аллея деревьев, тротуар с фонарями, коридор с колоннами или арками – все эти объекты, уменьшаясь при удалении от объектива, помогают сделать двухмерный снимок объемным, глубоким, требующем пристального внимания.

Этот прием может быть как основным (например, в стрит-фото), так и вспомогательным (к примеру, в портретной съемке). Линейная перспектива может вести к главному герою снимка, а может и служить фоном для портрета.

­

12. Симметрия

Симметрия – это мощный прием композиции, при помощи которого создаются и гармонизируются произведения искусства: архитектуры, дизайна, живописи, графики, фотографии.

Проще всего симметрию в фотографии описать так: если вы сложите идеально симметричную фотографию пополам вдоль линии симметрии, у вас получится две идентичные фотографии. Но симметричная композиция не предусматривает идеального совпадения элементов обеих половинок изображения. Взгляд зрителя может быстро устать от однообразия, поэтому несовершенность симметрии дает взгляду зацепиться и отдохнуть.

Существует всего три типа симметрии:

  1. Вертикальная – вертикаль в виде здания, сооружения или дороги может разделять фотографию на правую и левую симметричные половинки.

  2. Горизонтальная – отражения в воде создают симметричные изображения по отношению к линии горизонта.

  3. Радиальная – линии, расходящиеся из центра изображения, создают радиальную симметрию.







13. Контраст в фотографии

Для того, чтобы на фото было не больно смотреть, изображение должно быть не слишком контрастным, но и не чрезмерно блеклым. Очень важную роль контраст играет в черно-белом фото: для ЧБ хорошо, если на снимке есть и чисто белые и провально черные зоны.Фотограф должен уметь замечать разные виды контраста:

  • Света и тени; Разных оттенков; Юности и старости; Богатства и бедности; Зелени и засухи; Воды и суши; Земли и неба; Минимализма и максимализма…

14. Линии в кадре
  • Горизонтальные линии – это про вечность, постоянство, безвременье. Чтобы фото с горизонтальными линиями (горизонт, водная гладь, кровать) не было статичным и скучным, лучше добавить в кадр какой-то объект другой формы (камень, облако, человека).

  • Вертикальные линии – это про силу, энергию, рост и жизнь. Вертикальные объекты (небоскребы, скалы, деревья) выглядят мощно и жизнеутверждающе. Вертикалями хорошо оживлять горизонтальный пейзаж, хотя если вертикальные линии в кадре доминируют, то лучше выбирать вертикальный формат фотографии.

  • Диагональные линии – это про движение, развитие, рост или падение. Психологи считают, что восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как нисходящая – беспокойство и тревогу. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр. 

  • Кривые линии – это про разнообразие, динамику, живость, чувственность. Дугообразные линии можно встретить в изгибах травинок, береговой линии, в архитектурных арках. Они могут приближать или отдалять объекты, а также при повторении создавать ритм в фотографии.

  • Ломаные линии – про тревогу, даже агрессию. Такой эффект получается потому, что взгляд зрителя скачет от изгиба к изгибу и не может остановиться. В кадр с ломаными линиями лучше добавлять визуальный акцент, на котором взгляд будет отдыхать.

  • S-образные линии – это про чувственность, изящество, красоту. Силуэт человека, изгиб гитары, устья рек – все это примеры S-образных линий.

  • Но самые важные – это ведущие линии. Это линии, которые начинаются у края кадра и ведут к его смысловому центру, программируя взгляд зрителя на логическое чтение кадра. Они также служат для передачи глубины снимка. 

Линии помогают направить зрителя на путь истинный и правильно расшифровать заключенный в снимке рассказ или историю, которую фотограф хочет донести. 







15. Заполнение кадра

Заполнение кадра – это плотное кадрирование с мощным акцентом на объекте съемки, когда у зрителя не остается другого выхода, кроме как рассматривать этот объект. Отвести взгляд просто некуда.

При этом заполнение кадра предоставляет новые возможности:

  • Рассмотреть все детали;

  • Привлечь внимание к текстуре;

  • Сделать акцент на эмоции.

Применяется этот прием в бьюти и макросъемке, в съемке портретов и дикой природы. Иногда заполнение кадра используется и при съемке архитектуры, чтобы сделать акцент на узоре или архитектурном рисунке здания.

Итак… Подведем итоги.


Композиция (от лат. compositio - составление, сочинение, связывание).

1) Композиция - это создание структуры художественного произведения, его построение по принципу связи формы (внешнего вида элементов картины) и содержания (смысловой нагрузки).

2) Композиция - само художественное произведение (фотография), результат деятельности фотографа, произведение искусства.

3) Композиция - академическая дисциплина в обучении фотографов, операторов, художников, дизайнеров, иллюстраторов.


  Законы, принципы и правила композиции сформированы на основе закономерностей восприятия человеком действительности и мирового художественного опыта. Композиция решает вопросы художественной формы и задаёт внутреннее построение произведения в контексте его восприятия зрителем.

    

4 основных закона композиции:

1) Закон цельности (неделимости) - неделимость композиции означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

2) Закон контраста - одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.

3) Закон новизны - художественный образ - это всегда что-то новое в искусстве и по форме, и по содержанию, проявляется в темах, художественных средствах, композиционных решениях.

4) Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу - художник создаёт цельное по восприятию, выразительное, идейно-художественное произведение. Это требует учёта соотношения объёмов, цвета, света, тона и формы, передачи ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии и других средств художественной выразительности основной идее произведения.



  1. Подведение итогов занятия: Обмен мнениями: выполнена ли цель учебного занятия? Что нового узнали на занятии? Что было сложно сделать? Учащиеся показывают друг другу выполненные работы, педагог и учащиеся оценивают свои работы и работы учащихся группы с точки зрения полученных знаний и применения их в практической работе с фотоаппаратом (смартфоном).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!