СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект заданий для обучающихся 9 классов для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект олимпиадных заданий с ответами по литературе для обучающихся 9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Комплект заданий для обучающихся 9 классов для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2021-2022 учебный год

9 класс

(Максимум – 90 баллов)


ЧАСТЬ  I.

Задание 1. Определите автора и название произведения по следующим фрагментам:

1) «Дома я вынул деньги, пересчитал. Во-семьдесят рублей… Взглянул на свою фамилию под рассказом, — как будто и не моя! Было в ней что-то новое, совсем другое. И я — другой. Я впервые тогда почувствовал, что — другой. Писатель? Это я не чувствовал, не верил, боялся думать»

2) «Они поставили корзину на платформу. Женщина покрепче привязала шляпу к волосам желтой лентой, ракушки сложили кучкой на доски, муж надел галстук, жилет, пиджак и шляпу, и все трое сели на скамейку, глядя в море,- там, далеко, у самого горизонта, поблескивала бутылка с запиской»

3) «И оба, муж и жена, старались, чтобы я побольше ел и пил; по некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, и по тому, как они понимали друг друга с полуслов, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю. После обеда играли на рояле в четыре руки, потом стало темно, и я уехал к себе».

4) «Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…»

5) «Впрочем, парень хоть куда. / Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе».

6. «Учитель пил с бабушкой чай. И я первый раз в жизни сидел за одним столом с учителем и изо всей мочи старался не обляпаться, не пролить из блюдца чай. Бабушка застелила стол праздничной скатертью и понаставила-а-а-а… (…) Я очень рад и доволен, что учитель пьет у нас чай, безо всяких церемоний разговаривает с бабушкой, и все у нас есть, и стыдиться перед таким редким гостем за угощение не приходится»

Задание 2. Назовите литературоведческие понятия

  1. …. – торжественное стихотворение-песнь, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

  2. …. – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Задание 3. Установите соответствия между древнерусскими словами (некоторые вы встречали в художественных произведениях) и их значениями.

Слова

Значения

1.

БДЕТИ

а) письмо, послание

2.

АМИНЬ

б) бодрствовать, не спать; заботиться

3.

ЕПИСТОЛИЯ

в) война

4.

ТОЛМАЧ

г) напрасно

5.

ОБРОЧИТИ

д) истинно; истинно так

6.

БЛЮСТИ

е) переводчик

7.

БРАНЬ

ж) соблюдать, охранять

8.

ОДЕСНУЮ

з) правая рука

9.

ВСУЕ

и) пахарь

10.

ДЕСНИЦА

к) облагать оброком

11.

ПОПРИЩЕ

л) справа

12.

ОРАТАЙ

м) путевая мера длиной 1000 шагов; дневной переход

13.

РАМЕНА

н) проходимый овраг

14.

ЯРУГА

о) плечи (от шеи до локтя)



Задание 4. Определите фамилию автора и название лирического произведения по одной из заключительных фраз:


1) Пускай же он с отрадой хоть печальной / Тогда сей день за чашей проведет, / Как ныне я, затворник ваш опальный, / Его провел без горя и забот.

2) И стану думать я, что друг / Иль брат, склонившись надо мной, / Отер внимательной рукой / С лица кончины хладный пот / И что вполголоса поет / Он мне про милую страну… / И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!...

3) Так дева в первый раз вздыхает / О чем — неясно ей самой, — / И робкий вздох благоухает / Избытком жизни молодой.

4) И невозможное возможно, / Дорога долгая легка, / Когда блеснет в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка, / Когда звенит тоской острожной / Глухая песня ямщика!..

5) Точно стада в тумане, / Непорочные сны — / На томительной грани / Всесожженья весны.

6) А закроют оченьки / Доченьки мои, / Мне споют на кладбище / Те же соловьи.


Задание 5. Укажите псевдонимы следующих писателей:


а) А. Гликберг б) А. Пешков в) А. Гриневский г) С. Клеменс


Задание 6. Укажите род и жанр следующих произведений:


1) «Ревизор» (Н.В. Гоголь); 2) «К***» (А.С. Пушкин); 3) «Три льва» (И.И. Дмитриев) 4) «Сигнал» (В.М Гаршин); 5) «Увы, мой стих не блещет новизной…» (У. Шекспир); 6) «Специалист» (А.Т.Аверченко).


Задание 7. Напишите литературоведческую статью: «Хокку – это…»


Задание 8. Определите стихотворный размер:


а) Кроет уж лист золотой / Влажную землю в лесу. (А.Н. Майков)

б) Зреет рожь над жаркой нивой, / И от нивы и до нивы… (А.А. Фет)


Задание 9. Определите, какие изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи) использовали авторы:


1)  «Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». (Н.В. Гоголь)

2) «…не сломлюсь, не дрогну, не устану, / ни крупицы не прощу врагам» (О. Берггольц)

3) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Н.В. Гоголь)

4) Когда автор «Мцыри» отбывал ссылку на Кавказе, однажды он столкнулся с монахом, который рассказал поэту историю своей жизни. 

5) Деревья в зимнем серебре (А.С. Пушкин)

6)Белеет парус одинокой / В тумане моря голубом! (М.Ю. Лермонтов)


ЧАСТЬ II. Комплексный анализ прозаического произведения.

 Задание: напишите сочинение-рассуждение по сказке Феликса Кривина «Полуправда» (из кн. «Полусказки»).


При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно.

Полуправда

Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за нее три дурацких вопроса да еще два тумака сдачи получил и — пошел.
Но легко сказать — пошел! С Правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?
Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за нее заплачено.
Добрался домой еле живой.

— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак все, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.

Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как ее приспособить в хозяйстве.
Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде. Что ты будешь делать — некуда Правду деть!
— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.
Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:
— Правда! Правда! Кому Правду — налетай! Но никто на него не налетает.
— Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешево отдам!
— Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя Правда ни к чему. У нас своя Правда, не купленная.

Но вот к Дураку один Умник подошел. Покрутился возле Правды, спрашивает:
— Что, парень, Правду продаешь? А много ли просишь?
— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.
— За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня дороговато.
Но тут подоспел еще один Умник и тоже стал прицениваться. Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.
Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.
Идут Умники по базару и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.

Режут Умники правду, полуправдой запасаются.
Теперь им куда легче разговаривать между собой.
Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазером.
И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет.
О Дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».

Вот как режут Правду! 


ЧАСТЬ III. Творческое задание


Вам позвонили с телевидения (радиостанции, из редакции газеты) и предложили ответить на вопрос: «Говорят, что литература – лучший способ путешествовать. Согласны ли Вы с этим утверждением?»

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, опираясь на знание художественных произведений, изученных в 5-9 классах.



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2021-2022 учебный год

9 класс

ОТВЕТЫ:


Часть 1.

Задание 1. 1) И.С. Шмелёв «Как я стал писателем» 2) Р.Д. Брэдбери «Каникулы» 3) А.П. Чехов «О любви» 4) Л.Н. Толстой «После бала» 5) А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» 6) В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

(За верное указание автора – 0,5 б., за верное название произведения – 0,5 б. Всего – 6 баллов) Задание 2. 1) ода 2) сатира (За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 1 балл) Задание 3. 1-б, 2-д, 3-а, 4-е, 5-к, 6-ж, 7-в, 8-л, 9-г, 10 –з, 11 – м, 12 – и, 13 – о, 14 – н. (За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 7 баллов)

Задание 4. 1) А.С. Пушкин. «19 октября» 2) М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» 3) А.А. Фет. «Первый ландыш» 4) А.А. Блок. «Россия» 5) И. Анненский «Снег» 6) А.Н. Вертинский «Доченьки».

(За верное указание автора – 0,5 б., за верное название произведения – 0,5 б. Всего – 6 баллов)

Задание 5. а) Саша Чёрный б) Максим Горький в) Александр Грин г) Марк Твен

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 2 балла)

Задание 6. 1) драма, комедия 2) лирика, стихотворение 3) эпос, басня 4) эпос, рассказ 5) лирика, сонет 6) эпос, рассказ.

(За верное указание рода – 0,5 б., за верное название жанра – 0,5 б. Всего – 6 баллов)

Задание 7. Хокку – это японское лирическое трёхстишие без рифмы, которое отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой.

(Всего – 1 балл)

Задание 8. а) дактиль б) хорей

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 1 балл)

Задание 9. 1) эвфемизм 2) градация 3) риторический вопрос 4) перифраз(а) 5) метафора 6) инверсия

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего –3 балла)


Часть 1. Максимально – 33 балла.

Часть 2. Комплексный анализ текста. Максимально – 45 баллов.

Часть 3. Творческое задание. Максимально – 12 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 90 баллов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!