СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект заданий для обучающихся 8 классов для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплект олимпиадных заданий с ответами для обучающихся 8 классов

Просмотр содержимого документа
«Комплект заданий для обучающихся 8 классов для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2021-2022 учебный год

8 класс

(Максимум – 85  баллов)

ЧАСТЬ  I.


Задание 1. Прочитайте отрывки из разных произведений. Определите автора и название художественного произведения.

а) «Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее».

б) «Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили. Раз в сутки они проверяли перемёты и спаренные сети — паромы, которые ставили вдали от берега. Рыба в эти ловушки попадала ценная: осётр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец».

в) «Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот так случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. (…) Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. Облетел я чуть ли не весь свет».

г) «Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома. А в больницу меня привезли с брюшным тифом. Домашние думали этим облегчить мои неимоверные страдания».

д) «— Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...».

е) «С той поры мне час от часу становилось лучше. Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря не было, и, слава богу, не умничал. Молодость и природа ускорили мое выздоровление. Все семейство коменданта за мною ухаживало». (За верное указание автора – 0,5 б., за верное название произведения – 0,5 б. Всего – 6 баллов)

Задание 2. Определите по псевдонимам настоящие фамилии писателей:

а) А.П. Платонов б) Дон-Аминадо в) Саша Чёрный г) Марк Твен д) Максим Горький е) А.С. Грин

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 3 балла)

Задание 3. Определите род и жанр следующих произведений:

а) В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» б) Роберт Бёрнс «Честная бедность» в) И.А. Крылов «Обоз» г) Д.И. Фонвизин «Недоросль».

(За каждое верное определение рода – 0,5 б., за верное название жанра – 0,5 б. Всего – 2 балла)


Задание 4. Определите стихотворный размер:

а) На севере диком стоит одиноко / На голой вершине сосна (М.Ю. Лермонтов)

б) Тучки небесные, вечные странники! (М.Ю. Лермонтов)

в) Еду. Тихо. Слышны звоны (С.А. Есенин)

(За каждый верный ответ – 1б. Всего – 3 балла)


Задание 5. Напишите литературоведческую статью: «Былина – это…»

( Всего – 1 балл).


Задание 6. Каким событиям посвящены следующие произведения?

а) Гомер «Илиада» б) И.А. Крылов «Волк на псарне» в) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» г) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 2 балла)


Задание 7. Определите, какие изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи) использовали авторы:

а) «Как море шумное, волнуется всё войско» (К.Н. Батюшков)

б) «Я три тарелки съел» (И.А. Крылов)

в) «Талии, никак не толще бутылочной шейки» (Н.В. Гоголь)

г) «Тропами потаёнными, глухими, / В лесные чащи сумерки идут. / Засыпанные листьями сухими / Леса молчат – осенней ночи ждут»  (И.А. Бунин)           

д) «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В. Маяковский)

е) «Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт» (А.С. Пушкин)

(За каждый верный ответ – 1 балл. Всего – 6 балов).


ЧАСТЬ II. Комплексный анализ прозаического произведения.

 Задание: напишите сочинение-рассуждение по сказке Феликса Кривина «Волк на ёлке».                                                                  

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, отношения действующих лиц сказки.

Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

(Максимальное количество баллов – 45 б.)

Феликс Кривин «Волк на ёлке»                                                                 

В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал свое одиночество. Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие елки, он брел по лесу и размышлял о жизни.

Да, ему никогда не везло. Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. Волчица — и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев.

Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало… Да, в волчьем мире зайцы решают все.

Елки, елки… «Елки-палки, — думал Волк, — когда же все это кончится? Никуда не денешься от этих елок, хоть из лесу беги!».

И вдруг… Волк присел на хвост, протер глаза: неужели правда? Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают.

«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. — Дай-ка и я погляжу». И он поднял глаза на елку.

Сколько елок видел он на своем веку, но такой ему видеть не приходилось. Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что ее специально убрали к празднику, хотя на най не было ни одной елочной игрушки.

— Елки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.

Бывает же на свете такое чудо! Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в желудке, нет, а повыше. И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней елкой, и смотрели на нее, и внутри у них что-то переворачивалось.

И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что, елки-палки, честно говоря, ведь не в зайцах счастье…


ЧАСТЬ III. Творческое задание

Этюд – небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используйте разнообразные тропы и фигуры речи (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

(Максимальное количество баллов – 17 б.)



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2021-2022 учебный год

8 класс

ОТВЕТЫ:

Часть 1

Задание 1. а) И.А. Бунин «Лапти» б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро» в) Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» г) М.М. Зощенко «История болезни» д) А.С. Пушкин «Метель» е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка». (За верное указание автора – 0,5 б., за верное название произведения – 0,5 б. Всего – 6 баллов)

Задание 2. а) А.П. Климентов б) А.П. Шполянский в) А.М. Гликберг г) С. Клеменс д) А.М. Пешков е) А.С. Гриневский

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 3 балла)

Задание 3. а) эпос, рассказ б) лирика, стихотворение (или сатирическая песня) в) эпос, басня г) драма, комедия

(За каждое верное определение рода – 0,5 б., за верное название жанра – 0,5 б. Всего – 2 балла)

Задание 4. а) амфибрахий б) дактиль в) хорей

(За каждый верный ответ – 1б. Всего – 3 балла)

Задание 5. Былина – это жанр русского фольклора, патриотическая эпическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси.

(Всего – 1 балл).

Задание 6. а) Гомер «Илиада» – древнегреческая эпическая поэма. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

б) И.А. Крылов «Волк на псарне» – басня посвящена войне 1812 года.

в) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» – время восстания Е. Пугачева.

г) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» – о войне украинского казачества с польскими панами.

(За каждый верный ответ – 0,5 б. Всего – 2 балла)

Задание 7. а) сравнение б) метонимия в) литота г) олицетворение д) гипербола е) антитеза

(За каждый верный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов).

Часть 1. Максимально – 23 балла.

Часть 2. Комплексный анализ текста. Максимально – 45 баллов.

Часть 3. Творческое задание. Максимально – 17 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 85 баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!