СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект практических работ по математике (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплект практических работ по математике (5 класс)»

Комплект практических работ по математике. 5 класс















Практическая работа №1 «Построение узора из окружностей»

Практическая работа №2 «Построение углов»

Практическая работа №3 «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»

Практическая работа № 4 «Куб. Изображение куба»

Практическая работа №5 «Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда»























Практическая работа №1 «Построение узора из окружностей»

Цели работы:

  1. Знакомство с геометрическими фигурами - окружность и круг.

  2. Изучение элементов окружности.

  3. Измерение радиусов окружности и круга.

  4. Построение окружности и круга.

  5. Построение узора из окружностей.

Оборудование: циркуль, линейка, карандаш.

Ход работы

П ознакомьтесь с алгоритмом построения окружности и изучите ее свойства.

  1. Поставьте на листе тетради точку. Обозначь ее буквой О.

  2. Возьмите циркуль в руки следующим образом: ножку циркуля с иглой установи в точку О, а ножку циркуля с грифелем вращайте вокруг данной точки, касаясь листа тетради. Циркуль опишет замкнутую линию. Ее называют окружностью. Точку О называют центром окружности.

  3. Отметьте точку А на окружности и проведите отрезок, соединяющий точку А и центр окружности точку - О, такой отрезок называется радиус.

  4. Постройте радиус ОВ.

Чему равна длина радиуса ОА = ОВ?

Радиус (обозначение отрезка)

Длина

ОА


ОВ


Ответьте на вопросы и выполните задание:

  • Сколько радиусов можно провести в одной окружности? (Так как у окружности (круга) бесконечное количество точек, следовательно, у неё бесконечное количество радиусов. Ответ: у окружности и круга бесконечное количество радиусов.)

  • Сравните длины этих отрезков. ( Длины радиусов одной окружности равны)

  • Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

  1. Постройте отрезок МК, соединяющий две точки окружности, который проходит через её центр, такой отрезок называется диаметр.

  2. Построй диаметр РТ.

Чему равна длина диаметра МК =РТ?

Диаметр (обозначение отрезка)

Длина

МК


РТ


Ответьте на вопросы и выполните задание:

  • Сколько диаметров можно провести в одной окружности? (В окружности можно провести бесконечное число диаметров.)

  • С равните длину диаметра с длиной радиуса. (Длина диаметра окружности в два раза больше длины ее радиуса).

  • Сделайте вывод.

  • Запишите вывод в тетрадь.

  1. Нарисуйте окружность. Не меняя радиуса, переставьте ножку циркуля с иглой в любую точку на окружности и снова нарисуйте окружность. Точки пересечения этих окружностей станут центрами новых окружностей. Внутри основного круга появился цветок.

Контрольный вопрос:

Что можно сказать о расположении точек окружности по отношению к центру окружности? (Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от центра. Расстояние от центра до любой точки вне этой окружности больше радиуса.)





(На всякий случай)

Дополнительные вопросы и задания:

  1. Нарисуйте две окружности, которые не пересекаются. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запишите вывод в тетрадь.

  2. Нарисуйте две окружности, которые пересекаются в двух точках. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запишите вывод в тетрадь.

  3. Нарисуйте две окружности, которые имеют одну общую точку. Измерьте длины их радиусов, расстояние между их центрами и сделай вывод. Запишите в тетрадь.

  4. Приведите примеры окружности и круга в окружающих вас предметах.








Практическая работа №2 «Построение углов»

Цели работы:

  1. Познакомиться с алгоритмом построения угла заданной градусной меры.

  2. Научиться строить угол заданной градусной меры.

  3. Научиться определять вид угла.

Оборудование: транспортир, линейка, карандаш.

Ход работы

П ознакомьтесь с алгоритмом построения углов с помощью транспортира.

  1. Отметьте вершину угла точку - О.

  2. Постройте луч с началом в точке О.

  3. Совместите вершину угла с центром транспортира.

  4. Расположите транспортир так, чтобы построенная сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира (совместите с 00).

  5. Найди на шкале транспортира деление, соответствующее данной градусной мере, сделайте метку карандашом.

  6. Постройте луч с началом в точке О, проходящий через метку.

  7. Проверьте, соответствует ли градусная мера построенного угла его виду (острый, прямой, тупой, развернутый).

  8. Выполните построение заданных углов и заполните таблицу.

Угол

Градусная мера угла

Вид угла

АОВ

650


МРК

1250


CDF

900




Дополнительные вопросы и задания:

При помощи линейки и чертежного угольника с углами 300, 600, 900 и углами 450, 450, 900 можно построить любой угол, кратный 150.





Схемы построения углов

Выполните задание:

постройте с помощь чертежных треугольников угол, равный 1650.







Практическая работа №3 «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»

Цели работы:

  1. Познакомиться с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.

  2. Научиться строить прямоугольник с заданными сторонами на нелинованной бумаге.

Оборудование: чертёжный угольник, линейка, карандаш.

Ход работы

Познакомьтесь с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.

Выполните построение прямоугольника ABCD с указанными длинами сторон и проведите в нем диагонали, заполните таблицу.

Длина стороны,

a см

Длина стороны,

b см

Длина диагонали AD

Длина диагонали

BC

4

5



Контрольный вопрос:

Сравните длины диагоналей, сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

Дополнительное задание:

Вычислите периметр и площадь получившегося прямоугольника.





Практическая работа №4 «Куб. Изображение куба»

Цели работы:

    1. Изучить геометрическую объёмную фигуру куб.

    2. Определить сколько граней, рёбер, вершин.

    3. Определить размеры рёбер и углов.

    4. Определить форму граней.

    5. Выяснить, какие предметы окружающего мира имеют форму куба.

    6. Научиться чертить куб.

Оборудование: кубики, линейка

Ход работы.

  1. Рассмотрите внимательно фигуру. Пересчитайте грани куба. Грань куба - это стороны куба. Сколько их? Запишите ответ в тетрадь.

  2. Покажите боковые грани куба. Сколько их. Запишите в тетрадь. Покажите верхнюю грань. Сколько их. Запишите. Покажите нижнюю грань куба. Сколько их. Запишите.

  3. Какой геометрической фигурой является грань куба? Запишите ответ.

  4. Пересчитайте все рёбра куба. Ребро куба – это отрезок, соединяющий 2 грани. Сколько рёбер в кубе? Запишите ответ в тетрадь.

  5. Равны ли рёбра по длине? Запишите в тетрадь.

  6. Верно ли, что каждые две грани имеют общее ребро? Запишите ответ.

  7. Сколько вершин у куба? Вершина куба– это угол куба. Запишите в тетрадь.

  8. Сколько рёбер пересекаются (сходятся) в одной вершине? Запишите в тетрадь.

  9. Какие углы в кубе (острые, прямые, тупые)? Запишите в тетрадь.

  10. Определите, куб - это плоская или объёмная фигура? Объясните. Запишите ответ в тетради.

  11. Научитесь чертить куб в тетради. Выполните действия по порядку:

  1. Чертим квадрат со стороной 2 см. Отмечаем точки – вершины.

  2. От верхней левой вершины проводим диагональ через 2 клетки направо вверх. Отмечаем вершину точкой.

  3. Проводим 2см направо и отмечаем вершину. Соединяем эту вершину с верхним правым углом квадрата. Получилась верхняя грань куба.

  4. От нижнего правого угла квадрата проводим диагональ через 2 клетки направо вверх. Отмечаем вершину. Ведём 2 см вверх и соединяем точки. Получилась боковая грань куба.

  5. Это видимые грани. Сколько их?

  6. Невидимые рёбра проводим пунктирной (прерывистой) линией. Находим нижнюю левую точку первоначального квадрата. От неё проводим диагональ через 2 клетки направо вверх пунктиром. Отмечаем вершину. Ведём пунктир вверх до вершины. Самостоятельно проведите ещё одно невидимое ребро.

  1. Сверьте ответы с образцом и оцените свою работу.

За каждый правильный ответ 1 балл. За правильный чертёж куба 3 балла.

13-15 баллов – оценка «5»

10-12 баллов - оценка «4»

6-9 баллов – оценка «3»

0-5 баллов – оценка «2»


Практическая работа №5 «Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда»

Цели работы

    1. Познакомиться с алгоритмом измерения длины, ширины и высоты куба и прямоугольного параллелепипеда.

    2. Научиться вычислять площадь поверхности куба и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Оборудование: прямоугольные параллелепипеды, кубики, линейка.

Ход работы

  1. И змерьте длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда (куба).

  2. Вычислите площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.

S=2(ab + bc + ac)

  1. Вычислите площадь полной поверхности куба.

S=6a2

  1. Сделайте вычисления.

  2. Перенесите таблицу в тетрадь и заполните её.


Геометрическая фигура

Длина,

a см

Ширина,

b см

Высота,

c см

Площадь

поверхности,

S см2

Прямоугольный параллелепипед






Куб





 Контрольные вопросы:

  1. Что можно сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда? Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

  2. Что можно сказать о гранях куба? Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Выразите:

а) в кубических дециметрах: 5 м680 см3; 7 м15 см3;

б) в кубических сантиметрах: 4 дм536 см3; 2 дм80 см3.

2. Сколько кубиков с ребром 10 см необходимо взять, чтобы построить башню длиной 25 м, шириной 6 м и высотой 100 м?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!