«Система оценивания в соответствии с ФГОС»
25.02.2011г
Форма: коллоквиум
Категория слушателей: учителя
Цель: 1. Ознакомить учителей с системой оценивания в соответствии с ФГОС.
Задачи: 1.систематизировать знания учителей о системе оценивания
( традиционной и в соответствии с ФГОС).
2. проинформировать учителей о требованиях к комплексным контрольным работам.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход коллоквиума:
1.Слово ведущего о целях и задачах, форме данного коллоквиума.
2.Презентация «Как дети будут учиться?» ( смотри презентацию).
3.Теоретическая часть:
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
1.Оценивание является постоянным процессом.
2.Оценивание может быть только критериальным.
3.оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно- оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме неперсонифицированных процедур ( мониторинговых исследований, аттестации ОУ и т.п.), результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание.
Стартовая диагностика ( на входе) в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе.
В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы ( наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.
Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. К ним относятся не только достижения в освоении системы основных понятий и предметных учебных навыков, но и такие достижения ребенка, как умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, освоение первичных навыков организации учебной деятельности, навыков работы с информацией и т.п., а также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика в различных областях.
Источниками таких данных служат заполняемые учителем по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты выполнения проверочных работ и т.д.
4. «Об использовании листов наблюдений «( из опыта работы) – выступление Г.Е.Бодровой
5.Теоретическая часть ( продолжение):
Итоговая оценка складывается из накопленной оценки и оценки за стандартизированные итоговые работы.
Сегодня мы рассмотрим итоговые комплексные работы, которые разработаны для всех классов начальн6ой школы с 1 по 4 класс. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного ( с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку, чтению, математике и окружающему миру. Итоговая работа состоит из 2 частей- основной ( обязательно для выполнения всеми учащимися) и дополнительной ( выполняется ребенком по желанию).Задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Из 5 заданий в дополнительной части первоклассник для получения поощрительных баллов может выполнить, как минимум, три по своему выбору.
Всего предлагается 4 варианта комплексной работы. Первый и второй вариант равноценны и могут быть предложены всем учащимся.
Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года, им целесообразно предложить 4 вариант, задания в котором несколько сложнее.
Детям, которые к концу 1 класса еще недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить 3 вариант. Задания 3 варианта несколько упрощены.
Целесообразно в зависимости от уровня подготовки класса затратить на проведение работы 2,3 или даже 4 урока, в течение которых учащиеся могут работать в своем индивидуальном темпе по 20-25 минут на каждом уроке.
6. Выполнение учителями вариантов комплексной работы за 1 класс
( ведущий при необходимости комментирует задания и количество баллов) ( см. методичку стр.9).
7.Взаимоконтроль выполненных работ ( ведущий комментирует по оценке) ( см. методичку стр.23)
8. Кофе- пауза.
9. Практическая часть ( работа по рядам):
1 ряд- разработать памятку «Формы оказания помощи детям во время комплексной работы»
2 ряд- разработать памятку для учителя « Организация и проведение итоговой комплексной работы»
3 ряд- сценировать урок «Комплексна итоговая работа» ( учителя начальных классов)
10. Рекомендации и раздать дополнительный материал по теме коллоквиума ( см. приложения):
1. Всем учителям изучить материалы по системе оценивания в соответствии с ФГОС в срок до 15 марта.
2. Учителям 1 классов Г.Е.Бодровой, Н.Ю.Тимониной продолжать использование оценочных листов, провести родительские собрания по вопросу ознакомления их в общей методикой проведения итоговых комплексных работ в срок до 20 марта.
3. Заместителю директора по ИР М.В.Рубцовой провести информационный семинар по теме «Мои достижения. Портфолио учащихся» в срок до 31 марта.
11. Рефлексия:
Проведение работы. Общая организация. Методика проведения.
При проведении работы желательно придерживаться следующих правил:
1.выполнение работы должно протекать в спокойной, доброжелательной атмосфере.
2.все учащиеся должны выполнить задания основной части работы. Задания дополнительной части выполняются по желанию ученика, к ней разрешается приступить только после окончания работы над основной частью.
3.все учащиеся должны находиться в равных условиях и при необходимости получать стимулирующую и направляющую их действия помощь. Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения ( задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждения и т.п.)
Наиболее целесообразно выделить на проведение работы три урока в течение одной недели, например, второй или третий урок во вторник, среду и четверг. Во вторник на 2 или 3 уроке дети получают краткий пятиминутный инструктаж и затем в течение 25 минут работают над заданиями основной части. В среду, также на 2 или 3 уроке и тоже в течение 25 минут подавляющее большинство детей заканчивают работу над заданиями основной части и приступают к выполнению дополнительных заданий. Отдельные учащиеся при желании могут закончить работу над заданиями комплексной работы в четверг, в то время как остальные дети идут на прогулку или получают задания, над которыми работают индивидуально или в группах.
1.Перед началом работы учитель кратко напоминает учащимся основные правила выполнения работы, записи ответов и взаимодействия с учителем.
2.Затем раздаются варианты заданий. Для проведения работы можно использовать от 2 до 4 вариантов. Если класс однородный, целесообразно взять первые и вторые варианты.
3.Затем учащиеся приступают к выполнению работы, взаимодействуя с учителем в соответствии с установленными правилами.
4.Все учащиеся начинают одновременно с выполнения первого задания.
5.Учитель дает сигнал приступить к выполнению задания и незаметно для учащихся следит за временем, отмечая временной интервал в 1 минуту. По повторному сигналу учителя дети отмечают слово, до которого они дочитали текст. Если ребенок прочитал текст быстрее, он ставит особый условный знак, о котором все договариваются заранее.
6.После того как текст прочитан, учащиеся начинают выполнять остальные задания, продвигаясь в своем темпе.
Формы оказания помощи детям.
Оказание помощи детям не только допустимо, но и необходимо. Основными формами служат:
- мягкий, ненавязчивый контроль полноты и качества выполнения работы учащимися, своего рода «подстраховка»;
- общая стимулирующая и направляющая помощь детям, их поощрение и поддержка в ходе выполнения заданий;
- ответы на вопросы учеников, направляющая помощь при возникающих затруднениях.
«Подстраховка» необходима, поскольку не все учащиеся в состоянии «удерживать рамку» задания.
В ряде случаев целесообразно сообщить ученику, что вам кажется, что не все задания он выполнил правильно, и предложить проверить все еще раз.
Если у детей возникает вопрос или затруднение, следует оказать им более действенную помощь: например, уточнить способ и последовательность действий, посоветовать использовать какой- либо специальный прием.
Организация и проведение итоговой комплексной работы.
Памятка для учителя.
1.Работа направлена на получение интегрированной итоговой оценки основных результатов обучения в конце 1 класса.
2.Работа состоит из двух частей: основной и дополнительной. Задания основной части выполняются по порядку всеми детьми. В дополнительной части можно выбирать задания.
3.Детей с дисграфией или дислексией целесообразно освободить от выполнения данной работы, дав им какое- либо иное задание.
4.Условия проведения- время, количество вариантов, способ прочтения заданий, правила взаимодействия в классе учитель определяет самостоятельно.
5.Перед проведением работы необходимо провести краткий инструктаж с объяснением особенностей и правил выполнения работы ( как отвечать, как задать вопрос и попросить помощи, как сообщить об окончании работы над основной частью).
6.Во время работы необходимы и целесообразны помощь и разъяснения детям, включая наводящие вопросы. Прямое подсказывание недопустимо.
7.Во время выполнения детьми работы необходимо отследить момент перехода от основной части к дополнительной, в случае ошибок предложить учащимся еще поработать над заданиями основной части.
8.Работа проверяется учителем в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов.
9.Результаты выполнения заданий, отслеживаемые параметры ( скорость чтения, почерк), отдельные факторы ( сформированность навыков чтения при поступлении в школу) заносятся в оценочный лист.