Урок 95 Дата проведения: 25.01.23 Класс: 6-Б,В
Урок 95 Дата проведения: 26.01.23 Класс: 6-А
Тема урока: "Количественные и порядковые числительные".
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Цель: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;
Планируемые результаты:
Предметные - имеют представление о числительном, умеют определять их в тексте; знают особенности порядковых и количественных числительных, различают их в тексте; образовывают порядковые и количественные числительные; осуществляют правильный выбор написаний гласных в числительных.
Метапредметные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после ее завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.Умеют формулировать собственное мнение и позицию; строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками.
Личностные - оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.
Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс», карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Чисел.
II. Проверка домашнего задания.
1.Разминка. Вопросы на повторение.
- Что такое числительное?
-На какие группы делятся имена числительные?
- На какие группы они делятся по составу?
2. Цифровой диктант. Учитель показывает карточки с числами. Учащиеся записывают числительные прописью.
12, 60, 300, 27, 800, 15, 199, 708, 80.
Проверка. Назвать простые и составные числительные.
3. Давайте немного поиграем. Отгадывание ребусов.
7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.
3.Мотивирование к учебной деятельности. Выборочное письмо.
- Вы любите отгадывать загадки? Тогда попробуйте отгадать загадки, записанные на доске.
За доской 1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестёр? (одна)
2) Два брюшка, четыре ушка (подушка)
3) Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят. (Изгородь)
4) Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Год, месяцы, дни)
5) Сто иголок несет, а шить не умеет. (Ежик)
6) Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, растение).
- Что объединяет все загадки?
- Вы пишите из загадок числительные, определите их разряд по структуре.
- Докажите, что все выписанные вами слова являются именами числительными.
- Почему одни числительные отвечают на вопрос «сколько?», а другие – на вопрос «какой?». Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «сколько?»? Что обозначают числительные, отвечающие на вопрос «какой?»
- Сделайте вывод о теме и целях сегодняшнего урока.
4.Сообщение темы и целей урока.
5.Работа по теме урока.
- Запись ОК
Разряды числительных по значению
Количественные (сколько?), обозначают Порядковые (какой?), обозначают порядок
число, количество предметов: семь, десятеро предметов при счёте: седьмой, десятый
Изменяются по пад., не имеют рода и чис- Изменяются по пад., числам, в ед.ч. – по родам.
ла (кроме один, два, тысяча, миллион,
миллиад)
Могут быть разными членами пр-я. Чаще всего – определения.
- Какие из записанных вами числительных являются количественными, а какие – порядковыми?
- Комментированное письмо.
- Запишите предложения, найдите имена числительные, определите их разряд, морфологические признаки и синтаксическую роль.
1) В Москве учёные обнаружили клад из старинных монет и белокаменные надгробия шестнадцатого – семнадцатого веков. 2) Во время раскопок при строительстве парка Зарядье было найдено 15 тысяч древностей. 3) В Успенском соборе Ростова Великого был обнаружен пустой саркофаг тринадцатого века. 4) В 2018 году российские палеонтологи описали ранее неизвестных науке древних ящеров, которые обитали на Земле 120 миллионов лет назад.
-Выборочное списывание. Выпишите пословицы с порядковыми числительными, определите падеж.
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Третий лишний.
Первое слово дороже второго. Первый блин комом
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Мягкий знак в числительных иногда пишется в середине, иногда - в конце слова. Чтобы не делать ошибок, необходимо запомнить три правила:
1. В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.
2. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать мягкий знак не пишется..
3. В числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак. Например: пятьсот, девятьсот.
Чтобы запомнить эти правила выполните упражнение. (слайды № 9, 10)
Вставьте мягкий знак в числительные там, где это необходимо.
За лето прочитал пят...надцать книг.
В школе пят..сот учеников.
Напечатано восем..сот экземпляров книг.
В продаже есть сем..надцать видов обоев.
Объем бака - шест..десят литров.
Выполнено двад...цать заданий.
Вспахали девят..надцать гектаров земли.
Заработано девят..сот рублей.
Построено пят..десят километров дороги.
В здании восем..надцать этажей.
Образовать от количественных числительных порядковые и записать.
27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.
Вставь, где следует, вместо точек нужные буквы.
1. В нашей школе имеются три параллельных сед...мых, вос...мых и девятых класса. 2. Каждого посетителя выставки снабдили четыр...мя проспектами. 3. Всех учащихся обеспечили необходимыми учебниками, сборниками упражнений, хрестоматиями; некоторые уходили из библиотеки с один...адцат...ю, двен...адцат...ю, а то и с двадцат..ю книгами. 4. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четыр... тысяч ст... сорок… видов значков.
Образуйте порядковые числительные: 50, 80, 200, 300, 205, 34, 570, 500, 900. 5 Напишите количественные числительные 300, 400, 90.
Контроль.
Самостоятельная работа (2 варианта).
В - 1.
Фамилия, имя_______________________________________
1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
В - 2.
Фамилия, имя_______________________________________
1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)
Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.
6. Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, я предлагаю вам заполнить анкеты.
Анкета для учащихся.
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен\не понятен |
7. Домашнее задание.
8.Тест
1. Укажите имя числительное:
1) семь;2) семерка;
3) удвоить.
2. Укажите предложение, в котором употреблено имя числительное:
1) В этом доме одиннадцать этажей.
2) Пятерка - очень хорошая оценка.
3. Укажите порядковое числительное:
1) золотой;2) цветной;
3) десятый.
4. Определите подлежащее в предложении: Два брата весело шагали на рыбалку.
1) два;
2) два брата.
5. Определите, каким членом предложения является словосочетание пять лет: Пять лет на солдатских плечах лежала война.
1) подлежащее;2) дополнение;3) обстоятельство.
6.Порядковые имена числительные изменяются:
1) по падежам, родам, числам;
2) по падежам, по родам.
В - 1.1.Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
Запишите текст, определите разряд числительных.22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
В - 2.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)
Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.
Определить разряды числительных по значению.1) 15 февраля 1906 года родился известный поэт Муса Джалиль.2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.
В - 1.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
Запишите текст, определите разряд числительных.22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
В - 2.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)
Артем наш__л (4) _____________ под__синовика. Среда (3) __________день недели. В г__ду (12) __________________ месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) _____________ эт__же.
Определить разряды числительных по значению.1) 15 февраля 1906 года родился известный поэт Муса Джалиль.2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.
В - 1.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над числительными (колич., порядк.)
Мама св_рила (3) ___________ банки м__линового в__ренья. Пятница (5) ____________ день недели. У З__мли (1) ________ спутник. Алла ж__вет на (8) ______________ этаже.
Запишите текст, определите разряд числительных.22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
В – 2.1. Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы. Надпиши над именами числительными(колич., порядк.)Артем наш__л (4) __ под__синовика. Среда (3) ___день недели. В г__ду (12) ______месяцев. Д__ректор ж__вет на (5) ____эт__же.
Определить разряды числительных по значению.1) 15 февраля 1906 года родился известный поэт Муса Джалиль.2) Мусе не было и шести лет, когда он стал проситься в школу.3) Муса за один год овладел программой всех четырех классов сельской школы.4) В 1941 году Муса добровольцем отправляется на фронт.