СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Количественные и качественные экспертные оценки

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Количественные и качественные экспертные оценки»

Количественные и качественные экспертные оценки

Количественные и качественные экспертные оценки

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ Экспертные оценки Качественные Количественные

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ

Экспертные оценки

Качественные

Количественные

Методы получения количественных экспертных оценок    Механизм формирования решения – это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решения

Методы получения количественных экспертных оценок

Механизм формирования решения – это процесс, требующий анализа и синтеза всех предшествующих элементов задачи принятия решения

 Методы количественных экспертных оценок   Непосредственная количественная оценка Метод средней точки Метод Черчмена — Акофа Метод лотерей

Методы количественных экспертных оценок

  • Непосредственная количественная оценка
  • Метод средней точки
  • Метод Черчмена — Акофа
  • Метод лотерей
Непосредственная количественная оценка Непосредственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, из­меряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объек­тов.

Непосредственная количественная оценка

Непосредственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, из­меряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объек­тов.

Метод средней точки Метод используется, когда альтернативных вариантов до­статочно много. Если через f(a1) обозначим оценку первого альтернативного варианта значения показателя, относительно которого определяется сравнительная предпочтительность объектов, через f(a2) — оценку второго альтернативного вари­анта, то далее эксперту предлагается подобрать третий альтер­нативный вариант a3, оценка которого f(a3) расположена в се­редине между значениями f(a1) и f(a2) и равна f(a1) + f(a2)/2.

Метод средней точки

Метод используется, когда альтернативных вариантов до­статочно много. Если через f(a1) обозначим оценку первого альтернативного варианта значения показателя, относительно которого определяется сравнительная предпочтительность объектов, через f(a2) — оценку второго альтернативного вари­анта, то далее эксперту предлагается подобрать третий альтер­нативный вариант a3, оценка которого f(a3) расположена в се­редине между значениями f(a1) и f(a2) и равна f(a1) + f(a2)/2.

Метод Черчмена — Акофа  В методе предполагается, что оценки альтернативных вари­антов — неотрицательные числа, что если альтернативный ва­риант a1 предпочтительнее альтернативного варианта а2, то f(a1) больше, чем f(a2), а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов a1 и а2 равняется f(a1) + f(a2)).

Метод Черчмена — Акофа

В методе предполагается, что оценки альтернативных вари­антов — неотрицательные числа, что если альтернативный ва­риант a1 предпочтительнее альтернативного варианта а2, то f(a1) больше, чем f(a2), а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов a1 и а2 равняется f(a1) + f(a2)).

Метод лотерей  Согласно этому методу, для любой тройки альтернативных вариантов а1, а2, а3, упорядоченных в порядке убывания пред­почтительности, эксперт указывает такую вероятность p, при которой альтернативный вариант а2 равноценен лотерее, при которой альтернативный вариант a1 встречается с вероятно­стью р, а альтернативный вариант а3 — с вероятностью 1 — р.

Метод лотерей

Согласно этому методу, для любой тройки альтернативных вариантов а1, а2, а3, упорядоченных в порядке убывания пред­почтительности, эксперт указывает такую вероятность p, при которой альтернативный вариант а2 равноценен лотерее, при которой альтернативный вариант a1 встречается с вероятно­стью р, а альтернативный вариант а3 — с вероятностью 1 — р.

Методы получения качественных экспертных оценок  Экспертная классификация Метод парных сравнений Ранжирование альтернативных вариантов Метод векторов предпочтений Дискретные экспертные кривые

Методы получения качественных экспертных оценок

  • Экспертная классификация
  • Метод парных сравнений
  • Ранжирование альтернативных вариантов
  • Метод векторов предпочтений
  • Дискретные экспертные кривые
Экспертная классификация  Этот метод целесообразно использовать, когда необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернативных ва­риантов к установленным и принятым к использованию клас­сам, категориям, уровням, сортам и т. д.

Экспертная классификация

Этот метод целесообразно использовать, когда необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернативных ва­риантов к установленным и принятым к использованию клас­сам, категориям, уровням, сортам и т. д.

Метод парных сравнений Метод парных сравнений является одним из наиболее распространенных методов оценки сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов. При методе парных сравнений эксперту последовательно предлагаются пары альтернативных вариантов, из которых он' должен указать более предпочтительный.

Метод парных сравнений

Метод парных сравнений является одним из наиболее распространенных методов оценки сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов.

При методе парных сравнений эксперту последовательно предлагаются пары альтернативных вариантов, из которых он' должен указать более предпочтительный.

Ранжирование альтернативных вариантов В этом методе эксперту предъявляются отобранные для сравнительной оценки альтернативные варианты, но жела­тельно не более 20—30 для их упорядочения по предпочти­тельности. Если альтернативных вариантов больше, то целесообразно использование соответствующих модификаций метода ранжи­рования.

Ранжирование альтернативных вариантов

В этом методе эксперту предъявляются отобранные для сравнительной оценки альтернативные варианты, но жела­тельно не более 20—30 для их упорядочения по предпочти­тельности.

Если альтернативных вариантов больше, то целесообразно использование соответствующих модификаций метода ранжи­рования.

Метод векторов предпочтений Этот метод чаще используется при необходимости получе­ния коллективного экспертного ранжирования. Эксперту предъявляется весь набор оцениваемых альтернативных вари­антов и предлагается для каждого альтернативного варианта указать, сколько, по его мнению, других альтернативных вари­антов превосходит данный.

Метод векторов предпочтений

Этот метод чаще используется при необходимости получе­ния коллективного экспертного ранжирования. Эксперту предъявляется весь набор оцениваемых альтернативных вари­антов и предлагается для каждого альтернативного варианта указать, сколько, по его мнению, других альтернативных вари­антов превосходит данный.

Дискретные экспертные кривые  Если целью является разработка прогнозов или анализ ди­намики изменения показателей, характеризующих объект вы­работки и принятия управленческого решения, то целесооб­разно воспользоваться дискретными экспертными кривыми.

Дискретные экспертные кривые

Если целью является разработка прогнозов или анализ ди­намики изменения показателей, характеризующих объект вы­работки и принятия управленческого решения, то целесооб­разно воспользоваться дискретными экспертными кривыми.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!