СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодекс этических взаимоотношений руководителя и подчиненного

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Глубокая мысль заложена в афоризме Мэтью Арнольда: «Культура — это стремление к благозвучию и свету, главное же — к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали».  А для руководителя главное создать такую корпоративную культуру, чтобы в педагогическом коллективе, формирующем новое поколение нашего общества, преобладали  и благозвучие, и свет. Основными целями корпоративной культуры  являются отражение специфики организации, определение ее «лица», содействие ее росту и развитию и обеспечение высокой эффективности и успешности работы педагогического коллектива в соответствии с делегированными им обязанностями по выполнению главной миссии школы. Подчиняясь установленному этическому кодексу школы, учитель четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В свою очередь, эти ценности становятся индивидуальными ценностями, занимая   прочное место в мотивационной структуре его поведения. Если к тому же  руководитель выбирает стиль партнерства, учитывает весь  комплекс организационных и личностных проблем работников,  весь коллектив школы принимает во внимание целевые установки, обладает самодисциплиной и самоконтролем.      

Просмотр содержимого документа
«Кодекс этических взаимоотношений руководителя и подчиненного»

Кодекс

этических взаимоотношений руководителя и подчиненного

I. Общие положения

1.Образовательное учреждение (далее ОУ) базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

2.Администрация образовательного учреждения делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

3. В ОУ соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить понимание. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор образовательного учреждения (далее ОУ).

4.Администрация ОУ терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти понимание. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

5. Администрация ОУ не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

6. Администрация ОУ не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

7.Оценки и решения директора учебного учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

8. Педагогический коллектив имеет право получать от директора школы информацию, имеющую значение для работы ОУ. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

9. Психологическая атмосфера ОУ должна предупреждать появление интриг, непреодолимых конфликтов, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе, не мешать коллективу ОУ выполнять свои непосредственные функции.

10. ОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и администрации образовательного учреждения, а также грубых нарушений профессиональной этики директор школы должен подать в отставку.

11. Педагоги имеют право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, муниципальной или региональной политике просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако их утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

12. Педагоги не обнародуют конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд образовательного учреждения.

13. Администрация и педагогический коллектив ОУ объективны и бескорыстны. Их служебные решения не подчиняются собственным интересам, а так же личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

14. Взаимоотношения между администрацией ОУ и педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический коллектив объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег.

15. Администрация ОУ, педагоги избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела.

II. Личные интересы и самоотвод

16. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

17. Администрация ОУ, педагог не могут представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу их связывают какие-либо частные интересы или счеты, и они могут быть заинтересованы в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности они должны сообщить лицам, рассматривающим данное дело.

III. Прием на работу и перевод на более высокую должность

18. Директор ОУ должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового педагога или повышении своего педагога в должности.

19. Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в ОУ был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности.

IV. Служебный этикет руководителя ОУ

20. Взаимоотношения руководителя ОУ с подчиненными строятся на принципах:

· открытости руководства по отношению к сотрудникам;

· предоставления руководителем равных возможностей всем своим подчиненным для выполнения своих обязанностей;

· поддержки инициативности подчиненных;

· понимания специфики работы подчиненных и разделения ответственности за результаты их работы.

21. Руководитель ОУ должен быть инициативным коммуникабельным лидером, вдохновляющим и мотивирующим своих подчинённых; проявлять ответственный подход к деятельности.

22. Обязан соблюдать гармоничность и баланс: разносторонние аспекты должны находиться в равновесии друг с другом, обеспечивая эффективность ОУ в целом, чтобы работа в ОУ не прекращалась при внештатных ситуациях.

23. Владеть способностью «генерировать идеи»; умением при необходимости менять стиль управления, управлять людьми, влиять на них.

24. Создавать необходимые условия для труда и отдыха, а также для повышения профессиональной квалификации педагогов; воспитывать у сотрудников чувство ответственности за выполнение своих обязанностей.

25. Должен отвечать за свой коллектив и обстановку в нем, а также в рабочем процессе; нести ответ­ственность за принятое решение,  не перекладывая ее за принятие нужного решения на подчиненных. В сложных ситуациях владеть своими эмоциями, соблюдать выдержку, проявлять твердость и спокойствие.

26. Обязан проявлять заботу о благополучии коллектива ОУ: направленность на получение материальных благ, удовлетворение потребностей.

27. Должен знать всю необходимую информацию о своих сотрудниках, при общении с ними опираться на их личностные и профессиональные качества. Уметь найти индивидуальный подход к каждому подчиненному.

28. Уметь орга­низовать дело так, чтобы служебные обязанности подчинен­ных были четко разграничены и каждый был ответственен за порученный участок работы.

29.Уметь делегировать свою работу, правильно распределять задачи между подчиненными.

30. Доверие к человеку  сочетать со строгим контро­лем исполнения порученных заданий, должностных обязан­ностей. Уметь предоставлять сотруднику свободу для выполнения задач. Уметь благодарить подчиненного за выполненную работу.

31. Не бояться более высокой компетенции подчинённого в определенных вопросах или задачах и принимать ее.

32. Четко выполнять данные обещания.

33. Мотивировать подчинённых не с помощью наказаний, а благодаря материальным и нравственным поощрениям.

34. В спорных вопросах уметь общаться с подчиненными не повышая голоса, сохранять выдержку и спокойствие. Следить за своей речью: не прибегать к иронии в оценке, не оскорблять чувства, не переходить на личность.

35. В отношении подчиненных быть доброжелательным, не допускать фамильярности.

36. Критика и замечания должны быть справедливыми и только в отношении поступков, а не личности, должна выдвигаться спокойно, желательно не в присутствии третьих лиц.

37. Руководитель должен уметь воспринимать критику со стороны подчиненных и анализировать собственное поведение.

38. Помнить, что умение руководителя при­знавать свои ошибки только прибавляет ему авторитет.

39. Руководитель должен пресе­кать любое восхваление его достоинств, лесть и подхалимство.

40. Быть примером для своих сотрудников – не опаздывать на работу, одеваться, соблюдая корпоративный дресс-код, и требовать этого от своих сотрудников.

41. Руководитель ОУ должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела. 
42.Обязан добиться таких взаимоотношений в педагогическом коллективе, когда подчиненные в непредвиденных ситуациях сразу же информируют его об опасности нарушения учебно-воспитательного процесса и принимают возможные меры по предупреждению.

V. Служебный этикет педагогов

43. Взаимоотношения подчиненных с руководителем строятся на принципах уважения, дисциплины и соблюдения субординации; добросовестного выполнения своих прямых должностных обязанностей, других заданий администрации, не описанных в должностных инструкциях, но напрямую относящихся к сфере и специфике деятельности образовательного учреждения

44. Педагогический коллектив ОУ соблюдает кодекс профессиональной этики учителей, отражающий этические стандарты и нравственные ценности, обеспечивающие стабильность и качество учебного процесса.

45. Педагоги образовательной организации уважительно относятся к администрации учебного заведения, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.

46. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную и служебную информацию.

47. Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. В частной и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов,

Ссор, готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, имеет способы их решения.

48. Своим поведением педагоги поддерживают и защищают исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

49. Авторитет педагогов основывается на компетенции, справедливости, такте, умении найти свое место в социуме. Педагоги не создают свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляют им.

50. Педагоги обязаны быть дисциплинированными и инициативными, подчиняться мотивированным требованиям руководителя ОУ.

51. Педагоги сами выбирают подходящий стиль общения с руководителем ОУ, администрацией, коллегами, основанный на взаимном уважении.

52. Соблюдают субординацию, вежливость; понимают ответственность руководителя ОУ за педагогический и ученический коллективы.

53. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий стремятся к их конструктивному решению.

54. Педагоги постоянно заботятся о культуре своей речи и общения. В их речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

55. Проявляют смелость и твердость при защите собственного мнения; непримиримо относятся к проявлениям угодничества, подобострастия, подхалимства, слепой покорности и безразличия к неправильным действиям руководителя.

56. Педагоги как образцы культурных людей всегда обязаны приветствовать (здороваться)

со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение

(пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо.

VI. Заключительные положения

57. При приеме на работу образовательное учреждение руководитель ОУ обязан оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса этических взаимоотношений и ознакомить с содержанием указанного кодекса.
58. Нарушение положений кодекса этических взаимоотношений рассматривается педагогическим коллективом и администрацией ОУ, а при необходимости – профсоюзным комитетом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!