МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КЛАССНЫЙ ЧАС
Р. ШУМАН «ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВИЛА МУЗЫКАНТА»
Подготовили и провели:
Сергеенкова И.С.
Егорова С.В.
г. Сафоново 2019
КЛАССНЫЙ ЧАС
Р. ШУМАН «ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВИЛА МУЗЫКАНТА»
Цели и задачи:
Образовательная:
познакомить и расширить представления о жизни и творчестве великого немецкого композитора Роберта Шумана;
придать методическую направленность и организованность в изучении пьес из «Альбома для юношества»;
познакомить с разнообразием образов и характеров альбома;
доказать целесообразность изучения «Альбома для юношества» Р. Шумана на всех этапах обучения ученика.
изучение специфических особенностей фортепианных пьес малой формы композитора.
Воспитательная:
воспитание чувства стиля у детей;
воспитание интереса к детской и юношеской музыки Р. Шумана;
воспитание у учащихся фортепианного отделения музыкальной культуры;
воспитание у детей творческой воли, самообладания, сценической выдержки;
воспитание у учащихся понимания истинных человеческих ценностей. Развивающая:
развитие индивидуальных задатков и творческих способностей учащихся;
развитие музыкального воображения на образной музыке Р. Шумана.
развитие интереса к классической музыке.
СЛАЙД №1
Р. Шуман Жизненные правила музыкантов
СЛАЙД №2
Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.
СЛАЙД №3
Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.
Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.
В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».
Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.
Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».
СЛАЙД №4
Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.
В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.
Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.
Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.
СЛАЙД №5
Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.
СЛАЙД №6
Будущий композитор с детства проявил свою одаренность – писал стихи и пьесы, изучал иностранные языки, пытался сочинять для фортепиано.
С 13 лет стал руководить школьным оркестром, который сам и организовал из своих товарищей.
Хотел стать пианистом-виртуозом, но, при этом получил юридическое образование.
Чтобы стать виртуозным пианистом разработал собственную методику развития пальцевой беглости на инструменте, для этого сконструировал специальное механическое устройство, которое, к сожалению, привело к неизлечимому заболеванию правой руки. Шуману пришлось отказаться от мечты стать виртуозом и он все силы решил отдавать сочинению музыки.
СЛАЙД №7
Лишившись возможности выступать, композитор стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена – Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана
СЛАЙД №8
У Роберта Шумана в жизни было много радостных моментов, которые ему доставляли родные дети. Шуман очень любил своих малышей и не жалея сил заботился о них. Он читал им книги или рассказывал фантастические истории, при этом озвучивал их, импровизируя на фортепиано. Особыми событиями в жизни семьи Шуманов были дни рождения детей. Отец по этому поводу всегда старался придумать какой-нибудь особенный сюрприз-подарок. Так случилось и в тот день, когда старшей дочери композитора Марии исполнилось семь лет. Девочка получила в дар нотную тетрадь, на титульном листе которой красовалась надпись: «Пьеска, сочинённые папой к 7-летию Мари, 1 сентября 1848 год». Впоследствии эту миниатюру девочка самостоятельно разучила и в качестве подарка исполнила своему отцу.
СЛАЙД №9
Запись из дневника жены композитора – Клары Шуман: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок (вроде альбома) исключительно для детей. Несколько прелестных пьесок он уже написал».
Охваченный вдохновением, композитор сочинял одну пьесу за другой.
Пьесы в Альбоме не расположены по степени трудности, так как такая традиция к тому времени еще не сформировалась
Сам композитор задумывал «Альбом» не столько как учебно-методическую литературу, а как домашнюю книгу, которую можно открыть на любой странице.
В окончательном варианте, Шуман поделил «Альбом» на 2 части – для младших и для старших.
СЛАЙД №10
Написанный и изданный в 1848 году, альбом и по сей день служит непревзойденным образцом педагогического репертуара. В этом сочинении Шуман сочетал высокую художественность со строгим, точным и целесообразным отбором музыкально-выразительных средств, продолжая традиции великого И.С. Баха.
«Альбом для юношества» - собрание миниатюр, которые являются уникальными образцами красочной и оригинальной музыки для детей. Шуман мастерски сочетал в них высокую эстетичность с рациональным подбором музыкально-изобразительных средств, поэтому на сегодняшний день эти пьесы, пользующиеся большой популярностью, неизменно входят в педагогический репертуар для начинающих музыкантов.
СЛАЙД №11
В пьесах сборника композитор запечатлел мир ребенка: его интересы и впечатления, радости и огорчения. Название каждой пьесы точно соответствует музыке «Альбома». Композитор считал, что название пьесы приоткрывает исполнителю содержание и направляет воображение по определенному руслу.
СЛАЙД №12
СЛАЙД №13.
Помимо нотного материала, черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, раскрывающие художественно-воспитательные кредо Шумана. Позднее, высказывания были опубликованы отдельно под заголовком «Жизненные правила для музыкантов».
СЛАЙД №14.
Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.
Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее.
СЛАЙД №15.
Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.
Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.
Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию
СЛАЙД №16.
Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.
Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
СЛАЙД №17.
Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.
СЛАЙД №18.
Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.
У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.
Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.
Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.
СЛАЙД №19.
Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.
Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.
Ученью нет конца.
СЛАЙД №20
А теперь послушаем несколько пьес из альбома для юношества Р. Шумана: СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК
СЛАЙД №22
ПЕРВАЯ УТРАТА
СЛАЙД №23
Отзвуки театра
СЛАЙД №24
ВЕСЕЛЫЙ КРЕСТЬЯНИН