СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Жизненные правила музыканта".

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизненные правила Р. Шумана.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Жизненные правила музыканта".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»



КЛАССНЫЙ ЧАС


Р. ШУМАН «ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВИЛА МУЗЫКАНТА»








Подготовили и провели:

Сергеенкова И.С.

Егорова С.В.























г. Сафоново 2019


КЛАССНЫЙ ЧАС

Р. ШУМАН «ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВИЛА МУЗЫКАНТА»


Цели и задачи:

Образовательная:

 познакомить и расширить представления о жизни и творчестве великого немецкого композитора Роберта Шумана;

 придать методическую направленность и организованность в изучении пьес из «Альбома для юношества»;

 познакомить с разнообразием образов и характеров альбома;

 доказать целесообразность изучения «Альбома для юношества» Р. Шумана на всех этапах обучения ученика.

 изучение специфических особенностей фортепианных пьес малой формы композитора.


Воспитательная:

 воспитание чувства стиля у детей;

 воспитание интереса к детской и юношеской музыки Р. Шумана;

 воспитание у учащихся фортепианного отделения музыкальной культуры;

 воспитание у детей творческой воли, самообладания, сценической выдержки;

 воспитание у учащихся понимания истинных человеческих ценностей. Развивающая:

 развитие индивидуальных задатков и творческих способностей учащихся;

 развитие музыкального воображения на образной музыке Р. Шумана.

 развитие интереса к классической музыке.








СЛАЙД №1

Р. Шуман Жизненные правила музыкантов


СЛАЙД №2

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.

СЛАЙД №3

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».


СЛАЙД №4

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.


СЛАЙД №5

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.


СЛАЙД №6

Будущий композитор с детства проявил свою одаренность – писал стихи и пьесы, изучал иностранные языки, пытался сочинять для фортепиано.

С 13 лет стал руководить школьным оркестром, который сам и организовал из своих товарищей.

Хотел стать пианистом-виртуозом, но, при этом получил юридическое образование.

Чтобы стать виртуозным пианистом разработал собственную методику развития пальцевой беглости на инструменте, для этого сконструировал специальное механическое устройство, которое, к сожалению, привело к неизлечимому заболеванию правой руки. Шуману пришлось отказаться от мечты стать виртуозом и он все силы решил отдавать сочинению музыки.


СЛАЙД №7

Лишившись возможности выступать, композитор стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена – Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана


СЛАЙД №8

У Роберта Шумана в жизни было много радостных моментов, которые ему доставляли родные дети. Шуман очень любил своих малышей и не жалея сил заботился о них. Он читал им книги или рассказывал фантастические истории, при этом озвучивал их, импровизируя на фортепиано. Особыми событиями в жизни семьи Шуманов были дни рождения детей. Отец по этому поводу всегда старался придумать какой-нибудь особенный сюрприз-подарок. Так случилось и в тот день, когда старшей дочери композитора Марии исполнилось семь лет. Девочка получила в дар нотную тетрадь, на титульном листе которой красовалась надпись: «Пьеска, сочинённые папой к 7-летию Мари, 1 сентября 1848 год». Впоследствии эту миниатюру девочка самостоятельно разучила и в качестве подарка исполнила своему отцу.


СЛАЙД №9

Запись из дневника жены композитора – Клары Шуман: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок (вроде альбома) исключительно для детей. Несколько прелестных пьесок он уже написал».

Охваченный вдохновением, композитор сочинял одну пьесу за другой.

Пьесы в Альбоме не расположены по степени трудности, так как такая традиция к тому времени еще не сформировалась

Сам композитор задумывал «Альбом» не столько как учебно-методическую литературу, а как домашнюю книгу, которую можно открыть на любой странице.

В окончательном варианте, Шуман поделил «Альбом» на 2 части – для младших и для старших.


СЛАЙД №10

Написанный и изданный в 1848 году, альбом и по сей день служит непревзойденным образцом педагогического репертуара. В этом сочинении Шуман сочетал высокую художественность со строгим, точным и целесообразным отбором музыкально-выразительных средств, продолжая традиции великого И.С. Баха.

«Альбом для юношества» - собрание миниатюр, которые являются уникальными образцами красочной и оригинальной музыки для детей. Шуман мастерски сочетал в них высокую эстетичность с рациональным подбором музыкально-изобразительных средств, поэтому на сегодняшний день эти пьесы, пользующиеся большой популярностью, неизменно входят в педагогический репертуар для начинающих музыкантов.


СЛАЙД №11

В пьесах сборника композитор запечатлел мир ребенка: его интересы и впечатления, радости и огорчения. Название каждой пьесы точно соответствует музыке «Альбома». Композитор считал, что название пьесы приоткрывает исполнителю содержание и направляет воображение по определенному руслу.


СЛАЙД №12

СЛАЙД №13.

Помимо нотного материала, черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, раскрывающие художественно-воспитательные кредо Шумана. Позднее, высказывания были опубликованы отдельно под заголовком «Жизненные правила для музыкантов».


СЛАЙД №14.

Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее.


СЛАЙД №15.

Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию


СЛАЙД №16.

Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

СЛАЙД №17.

Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.


СЛАЙД №18.

Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

СЛАЙД №19.

Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

Ученью нет конца.


СЛАЙД №20

А теперь послушаем несколько пьес из альбома для юношества Р. Шумана: СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

СЛАЙД №22

ПЕРВАЯ УТРАТА




СЛАЙД №23

Отзвуки театра


СЛАЙД №24

ВЕСЕЛЫЙ КРЕСТЬЯНИН





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!