«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цели:
1. Познакомить учащихся с профессиями строительного профиля;
2. Дать представление о профессионально важных качествах строительных профессий и специальностей;
3.Подготовить детей к правильному выбору профессии и профиля обучения.
Оборудование: презентация, видеоролик.
Ход классного часа
1.Организационный момент
Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Мы начинаем наш очередной классный час.
А о профессии какого профиля пойдет речь, скажете мне вы сами, посмотрев презентацию.
Ответы учащихся (строитель)
Учитель: Сегодня вы познакомитесь со строительными специальностями и узнаете, какими профессиями вы можете овладеть в будущем. Строительные профессии очень востребованы в нашей стране, республике, городе. И речь не только о рабочих профессиях, другие специалисты в строительстве тоже нужны.
А какие строительные профессии вы знаете?
Ответы учащихся (маляр, штукатур, плотник, сантехник, электрик, каменщик)
Учитель: Молодцы ребята, но это не всё. Есть еще профессии:
кровельщик, плиточник, крановщик, экскаваторщик, бульдозерист, архитектор и т.д.
2.Объяснение нового материала
- Что такое строительство?
Строительство – это создание домов, офисов предприятий, мостов, дорог.
-Кто такой «Строитель»?
Строитель – это специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.
Это одна из древнейших профессий. Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества, – это древние строения, которые стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячами лет. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам.
Для строительства надёжного, удобного и красивого здания необходим труд многих строителей, каждый из которых выполняет свою часть работы. Кто-то отвечает за то, чтобы стены были крепкими и ровными, надёжно защищали нас от дождя, холода, ветра. Кто-то другой – за то, чтобы в доме была вода и отопление, кто-то – за надёжность окон, дверей, полов. Когда каждый выполняет свою часть работы, происходит разделение труда. Разделением труда называется специализация. Каждый человек имеет определённую специальность.
- А можно ли овладеть специальностью без учения, без теоретических знаний и практических умений? (Нет.)
Необходимо учиться, получать знания, много тренироваться в той или другой операции, и тогда вы сможете овладеть любой специальностью.
- Давайте для начала попробуем установить порядок постройки дома.
(5)
Кровельщик монтирует крышу. |
(1)
Архитектор создаёт проект здания. |
(4)
Сварщик соединяет металлические детали здания. |
(7)
Инспектор проверяет надёжность здания. |
(3)
Крановщик управляет краном для поднятия деталей здания. |
(2)
(6)
- Теперь вы знаете, в какой последовательности строить дом
Учитель: Итак, чтобы построить дом первым за работу принимается архитектор.
Когда проект здания и вся документация готовы, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Какие работы выполняет он?
Ответы учащихся (Ровняет поверхность площадки)
Учитель: После бульдозера за работу принимается экскаватор.
На экскаваторе работает экскаваторщик. Котлован готов. Теперь пора укладывать фундаментные блоки. С этой работой легко справляется подъемный кран, а управляет им крановщик.
Учитель: После закладки фундамента на строящийся объект прибывает бригада каменщиков. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания. На стройку прибывают плотники, сантехники, электрики. Какую работу выполняет плотник?
Учитель: Сантехники прокладывают в доме трубы, ведь вода, тепло, канализация – необходимые для жизни вещи. Электрики проводят электрический свет в доме. Затем на строящемся объекте приступают к работе отделочники: штукатуры, маляры, плиточники.
Вместе с малярами и штукатурами работают плиточники. Люди этой профессии облицовывают плиткой полы и стены помещений. Ну вот, наш дом почти построен. Но остался рабочий, который работает выше всех. Как вы думаете, человек какой профессии работает на высоте?
Учитель:
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди в доме под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
Все выше перечисленные профессии можно объединить одним словом «строители». Профессия строителя очень важная, почетная, но в то же время очень ответственная.
Кто мне скажет, какими качествами должен обладать человек строительной профессии?
Ответы учащихся (Ему необходимы трудолюбие, выносливость, терпение, внимание и сила)
Учитель: Ребята сейчас мы с вами посмотрим презентацию и узнаем, какие строительные профессии есть, какие профессиональные качества, необходимы строителям для их профессиональной деятельности и ещё узнаем, где готовят специалистов для строительной отрасли.
| Строительные профессии Различные строительные навыки, которые должны быть использованы при возведении зданий и сооружений, требуют наличия большого числа строительных профессий, как, например, профессий в области надземного строительства, отделочных работ, подземного строительства. К профессиям проектировщиков кроме инженеров и архитекторов относятся также различные виды чертежников, в том числе и специалистов в области компьютерной графики. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЕЖНИКИ выполняют по заданиям архитекторов и инженеров необходимые для возведения зданий и сооружений чертежи, фотоснимки зданий для их перестройки. Кроме того, они выполняют обмеры и составляют планы существующих зданий, планы прокладки существующей канализации и других коммуникаций. КАМЕНЩИКИ и БЕТОНЩИКИ возводят фундаменты, стены, колонны, перекрытия, лестницы и дымовые трубы. Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, железобетона и предварительно напряженного железобетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов и возведению полносборных зданий . Кроме того, они возводят обжиговые печи, рассчитанные на высокие температуры. При возведении несущего остова зданий и ограждающих конструкций могут производиться также устройство теплоизоляции, штукатурные работы, предварительные электротехнические работы, такие, как прокладка в конструкциях пустых труб для скрытой электропроводки, монтаж предварительно изготовленных окон, дверных петель и рольставен, укладка стяжек, плитки, отделочных плит и мозаики. Возможны также работы по укладке полов. ОПЕРАТОРЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН управляют и обслуживают строительные машины, занятые на стройплощадке. Это, например, землеройные машины, машины для изготовления и укладки бетона, а также транспортные машины ПЛОТНИКИ изготавливают в основном деревянные конструкции для стен, перекрытий, лестниц и крыш. Изготовление лесов и опалубки для бетона, укладка цементно-волокнистых плит, сухие отделочные работы (установка плит сухой штукатурки), а также устройство вентилируемых фасадов относятся также к задачам, выполняемым плотниками. ЖЕСТЯНЩИКИ и КРОВЕЛЬЩИКИ также относятся к профессиям по возведению «коробки» несущего остова и ограждающих конструкций зданий. «Коробка здания» считается законченной, если возведены стены, перекрытия и крыша. СТРОИТЕЛИ-ДОРОЖНИКИ строят дороги, площадки и взлетно-посадочные полосы для самолетов. Кроме того, они производят планировку территорий, устраивают откосы, кюветы, канавы и плотины, а также дренаж, трубопроводы водоотве-дения и шахты РЕЛЬСОУКЛАДЧИКИ и ПРОКЛАДЧИКИ ТРУБ также относятся к профессиям подземного строительства. К работам подземного строительства относятся строительство дорог, а также прокладка трубопроводов. Профессии отделочников ШТУКАТУРЫ оштукатуривают неотделанные стены и перекрытия, изготавливают перегородки из сухой штукатурки, ведут работы по затирке и устройству стяжек. МОНТАЖНИКИ ГИПСОКАРТОННЫХ ПЛИТ возводят перегородки «сухим способом», т.е. из гипсокартона на каркасе, ведут отделку стен и перекрытий, укладывают теплоизоляционные слои, сухие стяжки, а также пожарозащитную облицовку конструкций. УКЛАДЧИКИ СТЯЖЕК устраивают на неотделанном перекрытии стяжки из раствора или укладывают их насухо из плитных материалов, включая устройство тепло- и звукоизоляции, занимаются устройством полов из терраццо и брекчии. ПЛИТОЧНИКИ, УКЛАДЧИКИ МОЗАИКИ И ОТДЕЛОЧНЫХ ПЛИТ отделывают стены и полы керамической плиткой, отделочными плитами и мозаикой. Это происходит в основном в мокрых помещениях, таких, как кухни, ванные комнаты, и в помещениях с высокими гигиеническими требованиями, таких, как помещения для хранения и обработки пищевых продуктов или бассейны для плавания Кроме того, при отделке зданий работают установщики труб и приборов отопления, установщики труб и приборов водоснабжения и канализации (в России они называются САНТЕХНИКАМИ), ГАЗОВЩИКИ, ЭЛЕКТРИКИ, СТРОИТЕЛЬНЫЕ СЛЕСАРИ, специалисты по КАМЕННОМУ ЛИТЬЮ и ТЕРРАЦЦО, СТЕКОЛЬЩИКИ, МАЛЯРЫ и ЛАКИРОВЩИКИ, а также ОФОРМИТЕЛИ ПОМЕЩЕНИЙ. Все работы от возведения «коробки» здания до сдачи здания «под ключ» называются отделкой. |
Строитель – профессия массовая и востребованная, ее представители пользуются стабильным спросом на рынке труда. Работа оплачивается хорошо, зарплата этих специалистов несколько выше средней по промышленности. Карьерные перспективы: стать руководителем невысокого ранга (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.
Получить строительные специальности можно в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования: колледжах, техникумах, лицеях и училищах. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте. Возможно получение и высшего образования.
Игра «Найди пару»
(строит стены и потолки деревянных зданий, изготавливает полы, двери и окна).
(проводит электричество).
(монтирует крышу здания).
(устанавливает трубы и батареи отопления).
(красит стены и потолки).
(строит фундамент и стены каменных зданий).
(делает расчёты).
(ведёт учёт расходов на строительство).
(создаёт проект здания).
(управляет краном для поднятия деталей здания).
(сваривает металлические детали здания).
(проверяет надёжность и безопасность).
(создаёт проект интерьера).
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О СТРОИТЕЛЯХ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
•Муж – дому стоитель,нищете отгонитель.
•Каков строитель,такова и обитель..
•Если бы можно было построить дом криком, то лучший строитель — осел.
•Мозолистые руки не знают скуки.
•Плотника не шуба греет, а топор.
•Город строят не языком, а рублем и топором.
•Кто ладно строит, тот дорого стоит!
•Плотник топором думает.
•Кто что знает, тем и хлеб добывает.
•Сотня советов не заменит пары опытных рук.
•С ремеслом и увечный хлеба добудет.
•Хорошему мастеру любой материал хорош.
От того, как каждый из занятых в строительстве специалистов выполняет свою часть работы, зависит конечный результат, то есть какими будут построенные здания и конструкции. Важно быть хорошим специалистом и добросовестно выполнять свою работу.
Вывод: Чтобы стать хорошим специалистом, нужно много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо учится.
3.Подведение итогов
Учитель: Мы сегодня с вами говорили о строительных профессиях.
-С какими профессиями вы познакомились подробнее?
- Где можно получить знания, необходимые строителям?
- Что нужно, чтобы быть хорошим специалистом?
Учитель: Любая из этих профессий по-своему важна. Без помощи больших и маленьких машин и механизмов, без строительных материалов не построишь ни одного здания.
В народе говорят: «Бог создал Землю, а все остальное на ней – строители!». Согласны ли вы с данным высказыванием?
Ответы учащихся
Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. А строительство от всего остального.
А в завершении нашего классного часа. звучит «Марш строителей» О. Газманова.