Открытый классный час по теме "Все профессии важны".
Цель: ознакомить учащихся с многообразием мира профессий и его классификацией, определить степень информированности учащихся о мире профессий, их пользе; формирование общеучебных умений, эрудиции ребенка, его общей культуры;
воспитание уважения к людям различных профессий, результатам их труда; показать важность, необходимость и значимость любого труда людей.
Оборудование:
- картинки с изображениями людей разных профессий и опорными словами;
- тесты; предметы труда представителей разных профессий;
- слайды;
Ход мероприятия.
1. Оргмомент.
- Добрый день уважаемые гости, присутствующие сегодня у нас на мероприятии.
Садитесь поудобнее и внимательно слушайте. Мы начинаем наш классный час.
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. На классном часе мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебного заведения, в которое вы отправитесь после окончания школы.
2. Актуализация опорных знаний. Мотивационный момент.
Ребята, кто из вас знает, что означает слово "профессия"?
Слово "профессия" (от лат. - " объявлять своим делом", "говорить публично", "заявлять") означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющейся источником существования.
Работа и всё, что с ней связано, занимают половину нашей жизни. Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться "в форме", сохраняя физическое и психическое здоровье.
Огромное многообразие мира профессий - следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Поэтому кто-то занят одним делом, а кто-то другим, причём тем, которое у него получается лучше. Разделение труда возникло ещё на заре цивилизации. В первобытном обществе женщины и дети собирали коренья ягоды, мужчины охотились и охраняли племя. Для выполнения своей работы человеку стали необходимы определённые знания и навыки - так появились профессии.
Давайте же вспомним, какие профессии существуют в современном мире. А вспоминать мы их будем, отвечая на загадки(слайд).
Он уколет – ты не плач.
Так болезни лечит…(врач).
Угадать сейчас нам надо:
Кто на луг выводит стадо? (пастух).
По арене он бежит –
Цирк от хохота дрожит! (клоун).
Расходам он ведет учет,
Зарплату людям выдает. (бухгалтер).
В кино он, и на сцене,
За талант его мы ценим. (артист).
Кто двор наш содержит в порядке?
А ну-ка ответьте, ребятки! (дворник).
Из кирпичей возвожу этажи.
Как называют меня, подскажи? (каменщик).
Кто создает и дома, и ракеты?
Думай, какая профессия это? (инженер).
Я вам вопрос задать спешу:
Кто сделал челку малышу? (парикмахер).
Кто закинул в море сети?
Поскорей ответьте, дети! (рыбак).
Кем отчизны рубежи
Охраняются, скажи? (армия, солдаты, военные).
Кто летает на ракете,
К звездам ближе всех на свете? (космонавт).
Молодцы! Вы верно угадали все загадки о профессиях.
Классификация профессий.
Мир профессий велик и разнообразен. Все профессии, которые существуют, классифицируют на типов:
Человек-природа;
Человек-техника;
Человек-человек;
Человек-знаковая система;
Человек-художественный образ.
Человек – природа.
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют
дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой
природы (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод,
гидролог, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист).
Для них характерен общий предмет труда: животные, растения, почва и воздушная среда – природа.
Человек – техника.
Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари, токари, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.
Человек – человек.
Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец.
Человек – знаковая система.
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должен иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ ,инженеры, кассиры, фармацевты, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек – художественный образ.
Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант (артисты, архитекторы, дирижёры, искусствоведы, кинорежиссёры, композиторы и др.)
Мы вспомнили много профессий, определили к какому типу относится каждая из них, а сейчас, применим наши знания на практике и поиграем в игру.
Игра «Узнай профессию»
Учитель:
Каждой профессии присущи свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идёт речь. Каждому я раздам карточки со словами, прочитав их, вы должны догадаться, о какой профессии идёт речь, назвать её и сказать, чем важна эта профессия.
Карточки с опорными словами:
Штурвал, самолёт, трап, аэропорт. |
Расчёска, ножницы, зеркало, фен. |
Тетради, доска, мел, журнал. |
Колесо, груз, руль, дорога. |
Лодка, удочка, сеть, крючок. |
Рубанок, молоток, гвозди, доска. |
Халат, градусник, лекарство, шприц. |
Нитки, иголки, ткань, пуговицы. |
Топор, огнетушитель, вода, лестница. |
Весы, деньги, касса, товары. |
Ферма, коровы, ведро, молоко. |
Книги, полки, выставка книг. |
Проверяем: вы читаете опорные слова, а затем называете профессию и объясняете, чем важна эта профессия (лётчик, парикмахер, учитель, шофёр, рыболов, плотник, врач, портной, пожарник)
Награждение правильно ответивших.
Игра «Моя профессия самая важная»
Учитель:
А сейчас я предлагаю выбрать необходимые предметы труда для представителей разных профессий. Перед вами на столе лежат предметы разных профессий. Выберите вещи, необходимые для вас. А мы проследим, правильно ли ребята выбирают себе предметы.
(слесарь, техничка,милиционер) – инсценировка.
Игра “Собери название профессии”.
- Возьмите конверт, аккуратно выложите содержимое на середину стола. Соберите название профессии из букв. У каждого получится свое название профессии.
Учитель показывает на экране иллюстрации с изображениями фотографа, повара, художника, космонавта, моряка, врача, сапожника, тракториста, лётчика, шофёра.
Обратите внимание на иллюстрации – может быть, они вам помогут.
Дети работают в парах.
- Итак, что же у вас получилось?
- Это важные профессии. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашей страны.
- А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с тестом. Возьмите его и соедините стрелочкой название профессии и место работы человека.
Завод Детский сад Столовая Автобус Магазин Школа Поле | Шофер Рабочий Воспитатель Продавец Повар Комбайнер Учитель |
Вы со всеми заданиями справились, много профессий вспомнили, определили чем занимаются люди той или иной профессии. Перед вами, ребята, тоже вскоре станет выбор, какую профессию выбрать, в какое учебное заведение пойти. Скажите, кто из вас знает, в какие учебные заведения вы можете пойти, какие специальности получить? Именно об этом подробно нам сейчас расскажет И. А. Миштур.
Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно:
Ученики:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили люди б голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
- Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им не поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте на своём.
Итог урока.
Учитель:
О чём заставило задуматься это стихотворение?
Почему не можем обойтись без врача, учителя , пекаря и многих других специалистов?
Завод Детский сад Столовая Автобус Магазин Школа Поле | Шофер Рабочий Воспитатель Продавец Повар Комбайнер Учитель |
Завод Детский сад Столовая Автобус Магазин Школа Поле | Шофер Рабочий Воспитатель Продавец Повар Комбайнер Учитель |
Завод Детский сад Столовая Автобус Магазин Школа Поле | Шофер Рабочий Воспитатель Продавец Повар Комбайнер Учитель |
Штурвал, самолёт, трап, аэропорт. |
Расчёска, ножницы, зеркало, фен. |
Тетради, доска, мел, журнал. |
Колесо, груз, руль, дорога. |
Лодка, удочка, сеть, крючок. |
Рубанок, молоток, гвозди, доска. |
Халат, градусник, лекарство, шприц. |
Нитки, иголки, ткань, пуговицы. |
Топор, огнетушитель, вода, лестница. |
Весы, деньги, касса, товары. |
Ферма, коровы, ведро, молоко. |
Книги, полки, выставка книг. |