СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "В единстве наша сила"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в виде урока-викорины, где ребята могут показать свои знания по истории России. Направлено на развитие чувства патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "В единстве наша сила"»

Викторина «День народного единства»

Цель: привлечь внимание школьной аудитории к изучению истории Российского государства.

Задачи:

  1. Содействовать формированию у обучающихся представления о государственном празднике – День народного единства.

  2. Показать, основываясь на факты, значение действий народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского в деле освобождения Родины от польских интервентов.

  3. Развить у учащихся чувство патриотизма к своей Родине, уважения своих предков, исходя из событий далекого прошлого.

Оборудование:
1. Сигнальные карточки для участников.

2. Листы с заготовленными заданиями и карточки
3. Плакат в виде солнца.
4. Грамоты для награждения.

Ход викторины.


Преподаватель:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

Праздник «День народного единства» отмечается в России 4 ноября с 2005 года. В пояснительной записке к проекту федерального закона отмечается, что «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай–город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа, вне зависимости от происхождения и положения в обществе».
В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконы Божией Матери, так как именно с этой иконой нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского
государства. А икона стала предметом особого почитания.
В День народного единства в городах нашей страны различные политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.
В нашем колледже мы решили провести викторину «День народного единства» в память о тех знаменательных событиях, которые помнит и чтит вся страна.

Мы не должны забывать уроки истории. Сильна Россия только, когда она едина. Порознь, поодиночке не сделаешь того, что можно сделать вместе. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.

Давайте вместе создадим «Символ единства», которое будет «согревать» нас своими лучами. Участники дописывают предложения:

-Единство России в…(Дружбе, мире, добре, благородстве, взаимопомощи, взаимопонимание, терпении)

Преподаватель

Как велика наша страна,

Как широки просторы

Озёра,

Реки,

И поля,

Леса,

И степь,

И горы

Раскинулась наша страна

От севера до юга

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга.

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. 

Преподаватель

Итак, начинаем нашу викторину. За каждый правильный ответ можно получить флажок. В конце викторины, тот кто больше наберёт флажков, является победителем.

1 конкурс «Государственная символика»

У каждой страны есть свои знаки отличия, своя символика. Какие государственные символы вы знаете? 

- У нашей страны, как и у любой другой, есть свой гимн.

– А что такое гимн и почему его слушают стоя? (Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн, молча, или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости.)

Задание

Для того, чтобы обучающиеся вспомнили слова гимна, каждому раздается четверостишие, разделенное по строкам. Кто вперед вспомнит последовательность слов, получает флажок.

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Подводятся итоги, вручается флажок тому, кто быстро и правильно справился с заданием.

Преподаватель

 А вы все знаете, как выглядит флаг России?

Задание

Перечислите сверху вниз из каких цветов состоит флаг и что обозначают эти цвета.

Ответ (белая полоска – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

Синяя полоса – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны.

Красная полоска – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.)

Подводятся итоги, вручается флажок тому, кто быстро и правильно ответил.

Преподаватель

У каждой страны есть 3 символа, гимн и флаг, что осталось? (Герб)

Задание

На столах лежат гербы разных стран, найдите «Герб России».

1. 2. 3.



4. 5 . 6.




7. 8. 9.


10. 11. 12.



2 конкурс «Пословицы о Родине»

 Русский народ придумал много поговорок и пословиц о Родине. Давайте их вспомним.

Назвать пословицы о Родине (в помощь карточки)

«Если дружба велика, будет Родина крепка»

«Нет в мире краше Родины нашей».

«Родина любимая, что мать родимая».

«На чужой стороне, что соловей без песни».

«Жить - Родине служить».

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

«Родина - мать, умей за неё постоять».

Карточка

Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей


3 конкурс «Колесо истории»

Задание

Ответить на вопросы.

1. Какой русский царь был последним царем из Рюриковичей? (Федор Иванович)

2. Одним из сословий на Руси было казачество. Кто они? Откуда появились казаки

на русской земле? (беглые крестьяне)

3. Что такое интервенция? (насильственное вторжение и захват чужой

территории войсками других государств)

4. Кому принадлежат эти слова ?

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит… ( И. Сусанину)

5. Это важное событие в истории нашей Родины произошло 26 октября 1612 г.

(освобождение Москвы от польских интервентов)

6. О ком говорили москвичи в 1605 г.: «Недолго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий Иванович придет в Москву!» (Лжедмитрий I)

7. Кого называли и почему «тушинским вором»? (Лжедмитрий II)

8. Одна особа была женой 2-х людей, одинаково ложно носивших одно имя и под одинаковыми же именами вошедших в историю. Кто она? (Мария Мнишек)

9. Им поставлен памятник, считающийся 1-й монументальной скульптурой Москвы. Кто они? Когда поставлен памятник? Какие слова напечатаны на нем? («Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818»)

10. 10. Когда Михаил Романов был избран на русский престол? Назовите других презентов на русский престол. (21 февраля (3 марта) 1613 года; польский королевич Владислав, сын Сигизмунда III; шведский королевич Карл Филипп, сын Карла IX; представители знати Голицыны, Воротынские, Годуновы, Шуйские и др.)


4 конкурс «Выбери ответ»

Задание


1. Отметьте причины Смутного времени:

а) неспособность Б.Ф. Годунова нормально управлять страной;

б) развитие крепостного права;

в) недовольство разных социальных групп своим положением;

г) агрессивные замыслы польской монархии;

д) неурожаи и голод;

е) смерть Ивана Грозного;

ж) кризис доверия к власти.

(в, г, д, ж)


2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) восстание Ивана Болотникова;

б) начало интервенции;

в) создание I ополчения;

г) возникновение «Тушинского лагеря»;

д) правление Б. Годунова;

е) создание II ополчения;

ж) правление Лжедмитрия I;

з)освобождение Москвы от польских интервентов.

( д, ж, а, г, б, в, е, з)


5 конкурс «Сценки»
Сценка 1.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 1000.

  2. 10000.

  3. 100000.

Сценка 2.

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;

  2. Старик, живущий за счет общины;

  3. Человек, обирающий других.

Сценка 3.

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  1. Живущих на окраине страны, людей другой религии;

  2. Жителей Сибири;

  3. Иностранцев.

Сценка 4.

На сцене бедно одетый юноша читает книгу. Входят двое малышей.

1-й мальчик: Вася! Слышь, а это что за детина?

2-й мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

Маличики смеются и дразнят юношу.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

2-й: Тавива газа! Чистая доска – пустая башка!

Юноша: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

  1. Петр I;

  2. Менделеев Дмитрий Иванович;

  3. Ломоносов Михаил Васильевич.

Сценка 5.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

    1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;

    2. избушка, где содержали кур;

    3. тюремная камера.




6 конкурс «Ответь словами поэта»


1. Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И хоть кого спроси,-

Великое побоище

Все знают на Руси!…

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.


(Куликовская битва – 8 сентября 1380 г.)


2. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!…

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой кровавый,

Наш рукопашный бой!..


(Бородино – 26 августа 1812 г.)


3. От москвичей призыв идет…

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика,

Что звался Минин- Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг…

Поволжье Минин собирал,

Он ополчение собирал,

Всех одевал, всех обувал,

Кормил, поил и снаряжал,

И всех вооружал.

И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвел,

К Москве, к столице он повел.

Та рать от каждого села

Все прибывала и росла.

Сюда пришел Пожарский князь,

За ним текла людей река,

И, с Мининым объединясь,

Сплотились русские войска.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.


(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)


4. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,

Покрыта тайгой непроезжей,

У нас под ногой разостлалась Сибирь

Косматою шкурой медвежьей.

Пушнина в сибирских лесах хороша

И красная рыба в струях Иртыша!

Мы можем землей этой тучной владеть,

Ее разделивши по-братски.

Мне в пору Кучумовы бармы надеть

И сделаться князем остяцким.


(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)


5. На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.


(Основание Петербурга – 1703 г.)


6. То свободы русской зарево

Разгоралося вокруг –

Против силы государевой

Города восстали вдруг.

Слава казака победная

По Руси пошла теперь,

В каждом доме люди бедные

Раскрывали Стеньке дверь.

И дорогами короткими

С Дона к Волге, по степям,

В снаряжении и с лодками

Рать свою повел Степан.


(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)


Преподаватель

Вот и подошла наша викторина к концу. Наступает момент подведения

итогов..

Несмотря на то, что сегодня кто-то лучше, или хуже отвечал, все мы

являемся победителями.

Живя тысячелетия на этой земле, наш народ сеял через невидимое сито культурные

ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам.

Вот почему мы должны хранить и оберегать национальную одежду, и народные праздники и танцы, и художественные ремесла, и живопись и архитектуру. Мы должны хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашей Родины, о тех, кто боролся за свободу и счастье нашего народа. Ибо Родина – это не только день сегодняшний, но это и наши корни, питавшие и питающие нас. И эти корни – славная история нашего народа – питают не только настоящее, но и будущее.

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Я желаю вам, ребята, чтобы Вы были, умными, сильными, любили свою Родину, держались всегда вместе и помогали друг друг.

Приложение 1

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!







Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей


Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей


Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей


Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей


Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей


Если дружба велика, Родине служить

Нет в мире краше умей за неё постоять

Родина любимая, что соловей без песни

На чужой стороне, что мать родимая

Жить - будет Родина крепка

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Родина - мать, Родины нашей

1. 2. 3.



4. 5 . 6.




7. 8. 9.


10. 11. 12.



1. Отметьте причины Смутного времени:

а) неспособность Б.Ф. Годунова нормально управлять страной;

б) развитие крепостного права;

в) недовольство разных социальных групп своим положением;

г) агрессивные замыслы польской монархии;

д) неурожаи и голод;

е) смерть Ивана Грозного;

ж) кризис доверия к власти.


2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) восстание Ивана Болотникова;

б) начало интервенции;

в) создание I ополчения;

г) возникновение «Тушинского лагеря»;

д) правление Б. Годунова;

е) создание II ополчения;

ж) правление Лжедмитрия I;

з)освобождение Москвы от польских интервентов.



1. Отметьте причины Смутного времени:

а) неспособность Б.Ф. Годунова нормально управлять страной;

б) развитие крепостного права;

в) недовольство разных социальных групп своим положением;

г) агрессивные замыслы польской монархии;

д) неурожаи и голод;

е) смерть Ивана Грозного;

ж) кризис доверия к власти.


2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) восстание Ивана Болотникова;

б) начало интервенции;

в) создание I ополчения;

г) возникновение «Тушинского лагеря»;

д) правление Б. Годунова;

е) создание II ополчения;

ж) правление Лжедмитрия I;

з)освобождение Москвы от польских интервентов.


1. Отметьте причины Смутного времени:

а) неспособность Б.Ф. Годунова нормально управлять страной;

б) развитие крепостного права;

в) недовольство разных социальных групп своим положением;

г) агрессивные замыслы польской монархии;

д) неурожаи и голод;

е) смерть Ивана Грозного;

ж) кризис доверия к власти.


2. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) восстание Ивана Болотникова;

б) начало интервенции;

в) создание I ополчения;

г) возникновение «Тушинского лагеря»;

д) правление Б. Годунова;

е) создание II ополчения;

ж) правление Лжедмитрия I;

з)освобождение Москвы от польских интервентов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!