Муниципальное общеобразовательная бюджетная организация городского округа Тольятти «Школа № 2 имени Героя Социалистического Труда И.В. Комзина»
Номинация: «Мой выбор профессии: служить Отечеству»
«Есть такая профессия – Родину защищать»
Классный час в 8б классе
Возрастная категория: учащиеся 8-11 класс
Автор: Архипова Марина Владимировна
учитель изобразительного искусства и технологии МБУ «Школа № 2»
Тольятти
2022
Аннотация
Разработка классного часа предназначена для учащихся 8 класса направлена на воспитание у обучающихся политической культуры, сознательного отношения к народному достоянию, гордости за свою Родину, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. В преддверии Всесоюзного праздника 23 февраля – Дня Защитника Отечества обучающим необходимо уяснить, что быть патриотом надо знать историю России.
Защита Отечества – это священный долг и обязанность каждого гражданина России. Потому что нет более высокой миссии на земле, чем служить миру и защищать свою страну. Российские солдаты и офицеры всегда были олицетворением чести, достоинства и патриотизма. Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней неиссякаема.
Раскрывается история возникновения праздника, значение даты в дни ВОВ, роль защитников Отечества в Интернациональной войне в Афганистане. Через рассказ о Вооруженных силах России привести примеры учебных заведений военной направленности. Так как после 8 класса юноши могут определиться в профессиональном плане. Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.
Ведут мероприятие учитель вместе с учениками. Приводятся примеры музыкальных композиций и видеофильмов с ссылками и с выходом на Интернет (по возможности и желанию).
.
Введение
Вот уже 77 год наша страна живет под мирным небом, и у молодого поколения иногда возникает вопрос о том, зачем нам отмечать день 23 февраля и для чего он существует. В истории нашего страны много знаменательных событий и дат, которые стали постепенно терять свою значимость и забываются новыми поколениями.
День защитника Отечества не связан с определенным событием, но несмотря ни на что, он содержит в себе огромную смысловую нагрузку – это символ памяти, которую мы бережно передаем друг другу и нашим детям в знак уважения к нашей истории, нашим героям и нашей Родине. Этой памятной дате уже 104 года, за это время выросло не одно поколение людей, воспитанных в лучших патриотических традициях. Благодаря уважительному отношению к памяти героев – защитников Отечества профессия военного во все времена является почетной и уважаемой.
Цель: воспитание патриотических чувств у обучающихся, вызвать интерес и эмоционально- положительное отношение к Российской Армии.
Задачи:
• Знакомство с историей праздника 23 февраля.
• Расширение кругозора учащихся – познакомить со значением праздника 23 февраля.
• Способствовать осознанию роли мужчины в обществе как защитника Отечества.
• Познакомить обучающихся с видами войск и военной техники в Российской армии.
• Воспитание позитивного отношения к службе в армии.
Возраст: 14 лет
Методы: рассказ, беседа, чтение стихотворений, наглядность, прослушивание песен, просмотр видеофильмов.
Форма: классный час, внеурочное занятие.
Средства: презентация, книги, репродукции с картин художников, музыкальные композиции.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, колонки.
Содержание
Вводное слово.
История праздника 23 февраля – Дня защитника Отечества.
Великая Отечественная Война.
Афганская война.
Вооруженные Силы – их назначение и состав.
Офицер – профессия героическая.
Заключение.
Список использованных источников.
Презентация.
Ход мероприятия
Вводное слово.
Учитель. Мы живём в России, именно её мы называем своей Родиной, Отчизной. За безопасность и целостность земли русской заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Беречь нашу землю завещали наши отцы. Сейчас защита Отечества – долг гражданина РФ. Это отражено в статье №59 Конституции РФ.
Практически все наши папы и дедушки служили в рядах советской или российской армии. География их службы очень разнообразна. Отечественная история навсегда сохранила в памяти множество примеров, когда армия объединялась с русским народом и вершила свое победоносное шествие. Поэтому появление праздника, отмечаемого 23 февраля, связано с историческими событиями, и эта дата стала важной и понятной для всего народа.
? Как появился День защитника Отечества? Какое событие повлияло на создание этого исторического праздника?
С 2. С давних пор так повелось, как только на нашу землю приходил враг, все русские люди, стар и млад, поднимались на борьбу. Русские воины славились мужеством и отвагой. С самого детства их приучали не только трудиться, пахать землю, знать ремесло, но и защищать свою землю от врага.
История праздника 23 февраля – Дня защитника Отечества
Появлению праздника предшествовали важнейшие события в период Первой мировой. По-настоящему уникальный случай в истории страны, когда армия создавалась фактически с нуля, скоро, на фоне разразившийся гражданской войны и поразившей страну от Бреста до Камчатки иностранной интервенции. Куски «пожирнее» от страны, в которой был хаос междоусобиц, пытались оторвать многочисленные страны: Германия, Британия, США, Польша, Финляндия, Греция, Италия, Франция, Канада, Британская Индия, Япония, Китай и ряд других.
С 3. 28 января 1918 года, на фоне продолжающейся в Европе первой мировой войны, Совет народных комиссаров во главе с председателем Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 11 февраля – Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ).
18 февраля 1918 года Германия официально объявила о продолжении военных действий и начала наступление. Большевики оказались в сложной ситуации.
22 февраля 1918 правительство издало декрет «Социалистическое отечество в опасности», а Н. Крыленко – «Воззвание военного главнокомандующего». Оба декрета призывали всех взяться за оружие, выступить на защиту своей Родины. Тем временем В. Ленин, настаивал на мирном урегулировании.
С 4. В связи с продолжением атаки немцев возникла угроза Петрограду, добровольцы начали записываться в ряды Красной армии. Произошло несколько известных боев в районе Пскова, Ревеля (русское название Таллина), Гдова. 26 февраля перенесли столицу из Петрограда в Москву.
23 февраля состоялись массовые митинги в Петрограде, Москве и других городах страны, на которых трудящихся призывали встать на защиту своего Отечества. Этот день ознаменовался массовым вступлением добровольцев в Красную Армию и началом формирования ее отрядов и частей.
В 1923 году в постановлении президиума ВЦИК, принятом 18 января, говорилось: «23 февраля 1923 года Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет тому назад, был опубликован Декрет Совета народных комиссаров от 28 января того же года, которым было положено начало Рабочее-крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры».
С 5. В дальнейшем менялось название РККА на Советскую армию. Изменилось и название памятного дня – на День Советской Армии и Военно-морского флота. Установление Дня защитника Отечества произошло уже после распада Советского Союза в 1995 году и стал нерабочим днем с 2002.
С 6. Среди традиций праздника, сохранившихся сегодня: чествование ветеранов, возложение цветов к памятным местам, в частности в Москве – это торжественное возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата у стен Кремля первыми лицами государства. А также проведение праздничных концертов и патриотических акций, организация салютов во многих городах России.
С 7. Для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова. И для большинства наших сограждан это важная и значимая дата.
https://mp3apple.com/music/денис+майданов+песни+настоящих+мужчин/
Великая Отечественная Война.
С 8. Ученик. Особое значение День защитника Отечества приобретает в этот год 2022 – год 77-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Для многих, это величайший подвиг народа за всю мировую историю, и в то же время, это трагедия, которая не должна повториться.
https://www.youtube.com/watch?v=gp7BytOY0U4 (3:26 минут)
С 9. В годы Великой Отечественной войны внимание к празднику стало усиливаться в связи с поднятием духа единства и патриотизма в рядах соотечественников, которые воевали на фронтах с немецко-фашистскими захватчиками. Согласно современным данным Министерства обороны РФ, за время Великой Отечественной войны общие людские потери СССР составили около 27 миллионов человек, из них около 12 миллионов — военнослужащие. При этом в неофициальных источниках число погибших за годы войны достигает 43 миллионов человек.
С 10. Вспомним славные армейские традиции, подвиги наших земляков, служивших в армии, чтобы проникнуться гордостью за свой народ, за нашу родную армию.
Никонов Евгений Александрович (1920-1941) - уроженец с. Васильевка Ставропольского района Куйбышевской области. Евгений был хорошим товарищем. Был начитан, любил историю, занимался спортом, хорошо играл в городки, очень хорошо плавал, однажды спас жизнь тонувшему другу. В 1939 году Евгений Никонов написал заявление с просьбой зачислить его в ряды Военно-морского флота СССР. В августе 1941 г. в период ожесточенных боев с немецкими захватчиками за столицу Эстонии город Таллинн матрос Никонов ушел на сухопутный фронт. Выполнив задание, Евгений возвращался в отряд, но возле хутора Харку был захвачен фашистами и после пыток заживо сожжен. В том же 1941 году все боевые корабли СССР обошла нарисованная листовка с изображением казни неизвестного матроса и призывом «Запомни и отомсти!». Комсомолец Евгений Никонов до конца остался верен Советской Родине, Военной присяге. Своей геройской смертью он сорвал план немцев по внезапному разгрому отряда и захвату Таллина. Его подвиг - образец воинской доблести, мужества, бесстрашия".
Звание Героя Советского Союза Евгению Никонову было присвоено в 1957 году. Улица Никонова в Тольятти появилась в 1958 году в поселке Шлюзовой (на месте Флотской). Также его именем названы улицы в Васильевке и Нижнем Новгороде. Евгению Александровичу Никонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Пока ты юн… Но ежели враги
Вдруг вздумают пойти на нас войной,
Наденешь ты бушлат и сапоги
И встанешь за свою страну стеной!
Ведь если предстоит войне
Внести в наш дом огонь, разруху,
Стоять не будешь в стороне –
Мать защитишь, сестру, подруг!
Афганская война.
С 11. Учитель: Война отгремела, страну восстановили, начали осваивать космос. Но и в наше время гибнут русские воины. Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан. В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск. Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США, которые активно вооружали врагов афганского режима.
Начало: 25 декабря 1979 г. Окончание: 15 февраля 1989 г.
Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось.
С 12. 12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства. Советский десант высадился в столице страны Кабуле. Через некоторое время началась национально – освободительная война афганистанцев против советских воинов. Эта война длилась почти 10 лет и стоила нашей стране около 15 тыс. человек. Армия понесла огромные потери.
Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых, что та война была ошибкой…
С 13. Колесник Аркадий Дмитриевич родился 5 октября 1964 г. в Киеве. Окончил школу № 9 г. Тольятти, работал слесарем-ремонтником в АТУ-7, увлекался техникой, музыкой, играл на гитаре, хорошо рисовал, писал портреты, пейзажи, активно занимался каратэ, бегом, плаванием, ремонтировал машины, прекрасно играл в шахматы. Высокий, кареглазый, черноволосый парень, веселый и жизнерадостный человек.
С 28 июля 1984 г. Аркадий служил в Афганистане, вначале - один месяц в Кабуле, потом - в Кундузе, в танковом полку. Неоднократно принимал участие в боевых операциях. 22 июля 1985 действовал в составе головного дозора. В ходе выполнения боевой задачи дозор попал в засаду. Проявив смелость, Аркадий скрытно вышел во фланг противника и забросал гранатами огневую точку. В бою был тяжело ранен и умер.
Аркадий Колесник посмертно награжден орденом Красного Знамени, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту».
Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем по спокойным и твёрдым лицам. А песни, привезенные оттуда мы слышим по радио, в них поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе и братстве.
https://ru.hitmotop.com/song/72473428
Ученик:
Мы помнить время то не перестанем
О грустном прошлом, что в Афганистане
Солдат отважных жизни забирало,
Печалью, болью небо укрывало.
С глубоким уважением к героям
Мы свое сердце для добра откроем,
Чтоб сохранить всё то, за что боролись —
Любовь и мир, хоть полон грусти голос
Из прошлого, война где бушевала.
Теперь же солнце ярче засияло.
Так благодарны мы смелым солдатам
За подвиги, свершенные когда-то!
Вооруженные Силы – их назначение и состав.
Учитель. Где же мальчики становятся настоящими мужчинами? Конечно в армии, где они учатся стойкости, мужеству, готовятся защищать Родину, если придет беда.
С 14. В нынешнее время с 23 февраля принято поздравлять всех мужчин, независимо от возраста и службы в армии. Эта традиция объясняется тем, что каждый представитель сильного пола способен встать на защиту Родины, на защиту своих близких, если возникнет такая необходимость.
Ученик:
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Мы хорошо знаем, что мирное небо над головой, покой граждан страны, ее честь и достоинство защищают воины Российской Армии: солдаты, летчики и танкисты, пограничники и матросы. С каждым днём растёт мощь и сила нашей Армии. Днём и ночью стоят на страже наших рубежей люди в военной форме, охраняя покой российских людей.
Учитель: Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, предназначенная для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности российской территории, выполнения задач в соответствии с российскими законами и международными договорами РФ.
Решение об использовании ВС является исключительной компетенцией Президента РФ — Верховного Главнокомандующего ВС РФ.
На момент образования Вооруженных Сил РФ включали в себя следующие структурные компоненты: центральные органы военного управления, пять видов Вооруженных Сил. Род войск (сил) – это составная часть ВС или вида ВС, включающая воинские формирования, предназначенные для выполнения однотипных боевых задач. В бою и в операции рода войск тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них.
С 15. Ученик: Сухопутные войска – вид ВС РФ, предназначенный для прикрытия гос. Границы, отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, удерживания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами и родами войск ВС.
СВ включают: мотострелковые и танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска ПВО, являющиеся родами войск СВ, тыл, а также специальные войска – разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты, технического обеспечения, автомобильные.
С 16. Ученик: Военно-воздушные силы – вид ВС РФ, предназначенный для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов страны и группировок войск, поражения объектов и войск противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, а также для обеспечения боевых действий войск других видов и родов войск ВС.
ВВС включают: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, инженерные, поисково-спасательного обеспечения, метеорологические, технического обеспечения) и тыл.
С 17. Ученик: Военно-морской флот – вид ВС РФ, предназначенный для отражения агрессии с морских и океанских направлений, разгрома военно-морских сил противника в океанских и морских зонах, поражения объектов военного и экономического потенциала агрессора с применением как обычного, так и ядерного оружия, а также решения других задач в области обороны страны во взаимодействии с другими видами и родами войск ВС.
ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил и морских сил (войск) общего назначения. Он включает подводные силы, надводные силы флота, морскую авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами войск, а также специальные войска (разведывательные, связи, РЭБ, морские инженерные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: мотострелковые войска, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, морскую пехоту, береговые ракетно-артиллерийские войска. В организационном отношении он включает четыре флота – Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский, а также Каспийскую флотилию и соединения, части, учреждения центрального подчинения. В боевом составе ВМФ оставлены только современные корабли и подводные лодки, не уступающие по своим характеристикам зарубежным аналогам. Это ракетные подводные крейсера специального назначения, а также атомные подводные лодки и подводные лодки других типов, обладающие большими возможностями.
С 18. Ученик: Ракетные войска стратегического назначения – род войск ВС РФ, главный компонент стратегических ядерных сил. Предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения (уничтожения) в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника. В войне с применением обычных средств поражения РВСН во взаимодействии с силами и средствами видов ВС и других родов войск решают задачи по сохранению своей боеспособности и обеспечению живучести группировок ракетных войск, постоянно поддерживая готовность к их боевому применению.
Включают ракетные войска стационарного базирования и ракетные войска мобильного базирования. Обладают огромной поражающей мощью, высокой и постоянной боевой готовностью, исчисляемой минутами и секундами, высокой точностью нанесения ракетного удара.
С 19. Ученик: Космические войска – род войск ВС РФ, предназначенный для сдерживания агрессии противника в космосе и из космоса, недопущения завоевания противником превосходства в стратегической космической зоне, а также применения космических систем разл. Назначения. Включают воинские части запуска космических аппаратов (КА) и управления ими, войска ракетно-космической обороны. В подчинении КВ находятся космодромы Байконур, Плесецк и Свободный, Главный центр испытаний и управления КА и др. В состав КВ входит Отдельная армия ракетно-космической обороны особого назначения. Она объединяет системы предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства и противоракетной обороны (ПРО), их главная задача – защита Москвы от баллистических ракет.
С 20. Ученик: Воздушно-десантные войска – высокомобильный род войск ВС РФ, предназначенный для охвата противника по воздуху и ведения боевых действий в его тылу. Боевые задачи выполняют во взаимодействии с соединениями и частями разл. Видов и родов войск ВС РФ в форме воздушно-десантных операций. Включают воздушно-десантные (парашютно-десантные), десантно-штурмовые (аэромобильные) соединения и части, специальные войска и тыл. Основная организационная единица – воздушно-десантная дивизия (бригада). Численность ВДВ на 1.1.2003 составила 34 тыс. чел.
https://www.youtube.com/watch?v=sfo2JLIt3t8 (7:34 минут)
Офицер – профессия героическая.
С 21. Учитель: Для тех, кто готов посвятить свою жизнь защите Родины, созданы военные институты. На территории России их множество: практически в каждом регионе есть хотя бы одно военное училище, а специализации найдутся на любой вкус. В Самарской области, а точнее в городе Тольятти, тоже есть училища, посвященные военному делу.
Перечень военных училищ Тольятти
Учебные заведения с военной направленностью могут быть предназначены для людей разных возрастов. Например, в кадетских корпусах учатся школьники, в институтах — граждане старше 18 лет. Выбор достаточно большой:
• Тольяттинский филиал Камышинского высшего военного строительного командного училища;
• Тольяттинский филиал Военного инженерно-технического университета;
• Военно-технический кадетский корпус (ВТКК);
В некоторые ВУЗы принимаются девушки, но не на все специальности. Для мужчин установлены возрастные рамки для поступления: от 16 до 22 лет для тех, кто не проходил срочную службу в российской армии и до 24 лет для контрактников. Но есть исключения для военных более старшего возраста (не более 27 лет). Гражданам, зачисленным и обучавшимся в ТВТИ в качестве курсантов, по выпуску присваивается воинское звание «ЛЕЙТЕНАНТ».
С 22. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
445025, г. Тольятти, Самарская область, ул. Ворошилова-2а.,
Сайт: http://www.ruscadet.ru/kktoday/kk%20mo/kk_mo/vtkk/comm.htm
(Приложение № 1)
В дисциплинированной, профессиональной армии наша страна нуждается до сих пор. Поэтому каждый год объявляется призыв в армию, где ребята получают военные знания, воспитывают в себе смелость, отвагу, терпение, любовь к Родине, становятся защитниками Отечества. А дети мечтают, чтоб без войны все в мире жить могли. Нашим мальчикам еще совсем немного лет, но они уже готовятся к военной службе.
? Какими же качествами должен обладать будущий солдат? (ответы)
«Мужчины» Автор текста Солоухин В. Композитор Колмановский Э. https://page.ligaudio.ru/mp3/колмановский-солоухин
Заключение.
С 23. Учитель. День защитника Отечества каждый год отмечает вся страна. Знать прошлое своей страны, гордиться настоящим, оставаться человеком в любой ситуации – это значит быть настоящим гражданином России. Много раз враги нападали на нашу землю, но всегда терпели поражение. России славные сыны не давали в обиду свою матушку Русь. Откуда же брали они свою силу? А давала им эту силу и волю к победе любовь к родному Отечеству. Мы должны сохранить память о героях своей Родины, творить добро, приносить радость друг другу, жить дружно, чтобы наша страна была всегда сильной.
Служение Отечеству – самое благородное дело. Профессия воина, защитника всегда считалась почетной на Руси. И в нашем классе подрастают будущие мужчины, а значит, будущие защитники Отечества. Процесс превращения мальчика в мужчину непростой, нелегко вести себя по-мужски.
? Как должен вести себя мальчик, чтобы про него говорили: «Он растет настоящим мужчиной»? Выслушиваются ответы детей.
С 24. Действительно, настоящий мужчина не только сам не обидит слабых, но и остановит обидчика. Мужчина не покажет, что ему больно. Мужчина не пойдет с пустыми руками рядом с женщиной, несущей тяжелую сумку, не оттолкнет ее при входе в автобус, не заплачет по пустяку.
Мальчики, парни, мужчины!
Цвет восходящей зари!
Гордость старинной былины –
Русские богатыри!
Станьте опорой России,
Светлой надеждой страны,
Умной и доброю силой,
Родины нашей сыны!
Е. Шаламанова
С 25.
Список использованных источников.
Арсеньева Ю.Н. Советская живопись 1917-1973. – М.: Советский художник. 1976.
Военный энциклопедический словарь. — М.: Воениздат, 1984. — 863 с.
Стихи ко Дню защитника Отечества [Электронный ресурс] // Семья растет: про семью, для семьи. - Режим доступа: WWW.URL: http://www.semya-rastet.ru/razd/stikhi_ko_dnju_zashhitnika_otechestva/
История праздника 23 февраля – Дня защитника Отечества https://zen.yandex.ru/media/id/5addc047ad0f22aa4b4f085d/istoriia-prazdnika-23-fevralia--dnia-zascitnika-otechestva-602cb33cae93e667d2aecf32 Волжская правда - Автор: Николай Варавин, историк, ветеран МВД РФ и боевых действий.
Историческое переосмысление 23 февраля. Автор: Владимир Гривенко - историк.
https://nvo.ng.ru/history/2007-02-16/1_prazdnik.html
Приложение № 1
Кадетские корпуса России
Военно-космический кадетский корпус г. Санкт-Петербург;
Кадетский корпус радиоэлектроники г. Кемерово;
Кадетский ракетно-артиллерийский корпус г. Санкт-Петербург;
Кронштадтский морской кадетский корпус;
Военно-технический кадетский корпус г. Тольятти.
Суворовские училища России:
Санкт-Петербургское суворовское военное училище. Г. Санкт-Петербург;
Московское суворовское училище. Г. Москва;
Екатеринбургское суворовское училище. Г. Екатеринбург;
Казанское суворовское училище. Г. Казань;
Тверское суворовское училище. Г. Тверь;
Ульяновское суворовское училище. Г. Ульяновск;
Уссурийское суворовское училище. Г. Уссурийск;
СевероКавказское суворовское военное училище г. Владикавказ;
Пермское суворовское училище
Тульское суворовское училище
Военные училища России. Список
Московское военно-музыкальное училище. Московская обл.;
Нахимовское военно-морское училище. Г. Санкт-Петербург.