СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Урок мужества", посвященный дню снятия блокады Ленинграда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дано описание сценария проведения урока мужества, посвященного дню снятия блокады Ленинграда. Работа может быть использована при проведении классных часов и в качестве дополнительного материала на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Урок мужества", посвященный дню снятия блокады Ленинграда»

Урок мужества


(слайд 1): 27 января исполнилось 76 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.

(слайд 2): 22 июня гитлеровские войска атаковали нашу страну. Гитлером уже была захвачена почти вся Европа. Его армию считали непобедимой. Фашистское командование перед нападением на нашу страну, разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до уральских гор и уничтожить значительную часть населения.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград, с целью стереть его с лица земли.

К 8 сентября 1941 г. Ленинград с многомиллионным населением был полностью блокирован с суши. Связь со страной держалась только по Ладожскому озеру. Подступы с моря охранят Балтийский флот. Началась 900-дневная блокада города (рассказ сопровождается показом на карте).

(слайд 3): Планы фашистов были сорваны, овладеть городом сходу им не удалось. Жители города, наряду с армией тоже поднялись на его защиту, добровольно. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.

(слайд 4): а женщины, старики и подростки рыли окопы вокруг города. Всего было вырыто 617 км. противотанковых рвов.

(слайд 5): Солдаты установили противотанковые укрепления, всего было построено 41 км. баррикад. За короткий срок общими усилиями удалось создать многополосную оборону города.

(слайд 6): До войны Ленинград был одним из красивейших городов мира, со своеобразной архитектурой, множеством музеев и памятников. Город называли музеем под открытым небом. Жители стремились сохранить его для потомков. Памятники обкладывали мешками с песком и обшивали досками, купола соборов красили в серый цвет.

(слайд 7): На слайде изображен памятник Петру 1, основателю города, который спрятан под досками.

(слайд 8): Эвакуация мирных жителей проходила в сложных условиях. Участились налеты вражеской авиации.

(слайд 9): Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль.

(слайд 10): видеофрагмент № 1 «Начало блокады».

(слайд 11): Несколько раз гитлеровцы пытались штурмовать город, но стойкость и мужество его защитников сделали оборону непреодолимой.

(слайд 12): С утра не замолкает канонада.

Так день за днем, так много, много дней.

Враги хотят на месте Ленинграда

Оставить груду пыли и камней.

Фашисты ежедневно по несколько раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Радио работало круглосуточно. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

(слайд 13): Видеофрагмент № 2 «В кольце блокады»

(слайд 14): Блокада. Нам живущим не понять,

Что чувствовал ребенок, угасая,

Везя на санках умершую мать

И губы от бессилия кусая…

Им выпало, но люди не сдались,

Не сдался город, взрослые и дети!

Их памяти, живущий, поклонись.

И расскажи – пусть помнят! – нашим детям.

(Г. Станиславская)

Последнее поколение свидетелей блокады Ленинграда не любят вспоминать это время. Во время войны они были подростками и детьми. Им не хочется, хотя бы памятью, снова возвращаться туда, в голод, страх, смерть близких людей. Но как ценны эти воспоминания, дневники, письма.

Из воспоминаний Степановой Лидии Яковлевны: «Зимой 1942 г. слегли все: отец, мать, старший брат. Мне было 8 лет, я оставалась единственной опорой в семье. С утра шла за хлебом, укутавшись потеплее. Уходила за самой жизнью. На улицах лежали мертвецы (слайд 15), но страха не было, привыкла. Голодная смерть косила так скоро, что для их уборки не хватало ни сил, ни людей, ни машин. Но если в человеке, упавшем еще хоть чуточку теплилась жизнь, ему обязательно помогали подняться. Вскоре он опять садился на снег, его опять поднимали. Так было спасено немало ленинградцев. Как драгоценность, я несла хлеб домой, и так хотелось откусить кусочек, хоть капельку, но никогда этого не делала. Когда умерли все родные, не помню, чтобы плакала. В блокаду редко плакали, сил не было».

(слайд 16): к концу 1942 г. на Алтай было эвакуировано около 10 тыс. детей, из них более 4,5 тыс. из Ленинграда. Было организовано 88 детских домов. Вот еще одно воспоминание жителя блокадного Ленинграда, проживающего теперь в г. Барнауле: «В блокаду я был подростком. Помню, мама варила из столярного клея холодец. У меня слюнки текли, но мама не разрешала мне его есть, говорила, что это вредно дл детского желудка. Мама и бабушка отдавали мне свою пайку хлеба, а сами ели горячий клей. В апреле 1942 г. нас эвакуировали из Ленинграда по ледовой Дороге жизни. Впереди и сзади нас, полуторки провалились под лед, нам удалось проскочить. Потом около месяца добирались до Барнаула. В эвакопунктах для нас варили доано забытую кашу. Много есть нельзя было. Организм, выдержавший длительную голодовку, не мог справиться с едой. Мама мне больше одной ложки за один раз не давала, и сама держалась. Кто не выдерживал и съедал больше, умирали. Их выносили из вагона и оставляли у насыпи».

(слайд 17): «Дорога жизни» проходила по льду Ладожского озера. Это была единственная дорога, связывающая Ленинград со страной. Днем и ночью налетали на колонны с грузом и людьми вражеские бомбардировщики, артиллерия вела прицельный огонь. Фашисты зо всех сил старались разрушить дорогу. (Рассказ сопровождается показом на карте)

(слайд 18): нелегко приходилось шоферам. Моторы машин глохли из-за сильных морозов, а люди переносили все. Каждый рейс как подвиг.

«… Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть ни как:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот – в бензине руки он

Смочил. Поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит, хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зори.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получать на рассвете –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам. (О. Берггольц)

(слайд 19): Видеоклип А. Розенбаума «На Дороге жизни»

(слайд 20): В осажденном городе подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки, на место ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту.

(слайд 21): многие подростки были награждены медалями. Они дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях, расчищали улицы от завалов.

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?...

Нам в сорок третьем выдали медали.

И только в сорок пятом – паспорта. (Ю. Воронов)

(слайд 22): весной 1942 г. жители, ослабевшие от голода и холода, принялись убирать улицы от мусора и нечистот, делая грядки. Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и парках. Как могли, готовились к следующей зиме.

(слайд 23): вот какой урожай созрел осенью!

(слайд 24): Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат.

(слайд 25): к прорыву войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. 18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.

(слайд 26): А через год, 27 января 1944 г., враги были отброшены от города на 300 км. и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады.

(слайд 27): Видеофрагмент № 3 «Прорыв блокады»

(слайд 28): Оборона Ленинграда показала всему миру единство армии и народа. В дни обороны и блокады города все жители, начиная от подростков и заканчивая седыми стариками, составляли одно целое. Одни ушли на фронт, в народное ополчение, другие в истребительские отряды и отряды противовоздушной обороны, третьи, не жалея сил и здоровья работали на фабриках, давая фронту орудия и боеприпасы. Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой!

(слайд 29): Голод, бомбежки привели к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев и солдат, защищавших город, лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах. Это самое крупное кладбище в мире. По обе стороны от вечного огня тянутся могильные холмы. У каждого холма гранитный блок с датой: 1942, 1943, 1944.

(слайд 30): Центр мемориала – 6-ти метровая величественная бронзовая фигура «Родина-мать» с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда – это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. Тысячи людей приходят сюда, чтобы поклониться, отдать дань уважения покоящимся здесь людям.

(слайд 31): Здесь лежат Ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты – красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имена благородных, мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!