Классный час на тему: «ЧАС ДОБРОТЫ!» в 4-Б классе
Планируемые результаты:
Личностные: соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий; контроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные: способность к познанию окружающего мира; готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе; умение строить небольшие монологические высказывания; умение слушать товарищей и высказывать собственное мнение.
Оборудование: презентация к классному часу, толковый словарь С.И. Ожегова, видеозапись, аудиозапись песни «Дорога добра», конверты для команд с пословицами, картинки с героями сказок, ватман для приклеивания сердечек с пожеланиями или советами.
Ход классного часа
Здравствуйте, ребята! Для того, чтобы создать добрую атмосферу и поднять вам настроение, я хочу предложить вам такую игру: каждому из вас нужно произнести имя сидящего слева соседа и добавить к нему комплимент, который начинается на первую букву его имени. К примеру, Артем – аккуратный, Дарья – добрая и т.д.
Подождать, пока ребята перечислят к именам своих одноклассников свои комплименты… Помочь им в подборе приятных комплиментов.
А теперь, ребята, послушайте один рассказ и предположите о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Один мальчик пришёл в сквер пострелять из рогатки в птиц. Это было его любимое занятие. А неподалеку шёл с тросточкой слепой старик; он услышал, что кто-то недобрый стреляет в птиц, и позвал:
- Будьте добры! Кто тут есть?
- Ну, я, ответил мальчик.
- Мальчик, - сказал слепой, - ты не мог бы меня проводить до дома?
- А вы 3 рубля дадите? - спросил мальчишка. Тогда доведу.
- У меня только рубль… - растерялся слепой. Пожалуйста, доведи меня до дома.
- Ладно, рубль – тоже деньги, - сказал мальчишка и взял старика под руку. Тот назвал свой адрес, и они пошли.
Вот вышли из сквера, идут по улице, где много прохожих, и прохожие говорят друг другу вслух:
- Бедный старик. И какой добрый мальчик! Наверное, его внук.
Мальчишка услышал, как его назвали добрым, и покраснел. А люди шли и говорили:
- Смотрите, какой добрый, стеснительный мальчик, он покраснел, когда его похвалили.
Наконец он довел старика до дому, и тот протянул ему рубль.
- Нет, - сказал мальчишка, вдруг заплакал и побежал.
- Спасибо, добрый мальчик! – крикнул ему вслед старик.
А мальчик ещё сильнее заплакал.
Ребята, а как вы думаете, почему он заплакал? (Ему было стыдно)
- А как его называли прохожие? (Добрый)
- А был ли он на самом деле добрым? (Нет, так как просил 3 рубля за своё доброе дело).
- А есть надежда, что он станет добрым? (Да).
- Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем вести беседу? О каком человеческом качестве? (О Доброте)
ПРАВИЛЬНО
Сегодня мы поговорим о доброте! А что такое доброта?
(Обращение к классу. Ответы детей).
Да, как мы видим, многие верно понимают и чувствуют, что такое доброта.
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
У слова «доброта» есть много родственных слов:
добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
доброжелательный - желающий добра
добропорядочный - приличный, достойный одобрения
добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
А как вы думаете, через какие качества проявляется доброта в жизни? Сейчас мы с вами поселим добрых героев в наш дом. Я буду показывать героя сказки, если добрый, вы будете хлопать в ладоши ,если злой-тишина.( Иван царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас ,Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба Яга, Морозко, Мальвина.)
героя, если добрый, вы будете хлопать в ладоши если злой - тишина.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка,
Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба Яга,
Морозко, Мальвина)
- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых.
героев от доб
А в продолжение урока, давайте, сыграем в игру.
Игра: «Соберите пословицу».( групповая работа)
Жизнь дана | кто добра не творит никому. |
Доброе слово лечит, | говори смело. |
За добро | а его добрые дела. |
Про доброе дело | злое калечит. |
Не одежда красит человека, | будешь всем милее. |
Живи добрее, | на добрые дела. |
Худо тому, | плати добром. |
Проверим, какие пословицы вы составили. (При проверке каждая пословица вывешивается на доску).
- Так у всех получилось? Все согласны?
- Чему учат эти пословицы?
- Я согласна с вашими ответами, действительно эти пословицы учат нас быть добрыми.
- А теперь посмотрите на доску. Перед вами несколько смайликов. Какой из них изображает доброго человека?
- Как вы догадались?
Ответы детей.
Доброго человека все любят, уважают, у него добрая душа. Он готов протянуть руку помощи каждому. Вы согласны?
Я назову разные нравственные качества людей. Ваша задача выбрать только те, которые подходят доброму человеку (хлопните в ладоши).
Отзывчивость, внимание, эгоизм, равнодушие, милосердие, зависть, жадность, теплота, грубость, доброта, дружелюбие, предательство, забота, взаимовыручка, честность, ложь, любовь, вежливость, агрессивность, злость.
Каким вы представили доброго человека? Что никогда не сделает добрый человек?
Дети. Никогда не обманет, не обидит, не сделает больно, не оскорбит, не ударит, не бросит в беде, не оставит без помощи.
Что произошло бы с миром, если бы не было добрых людей, исчезла бы доброта?
Дети. На Земле существовало бы зло, насилие, жестокость, война. Скучно, мрачно, не интересно в темном мире.
Где всегда добро побеждает зло?
Дети. В сказках.
Ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой спас кукол от злого Карабаса- Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика - семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот).
- Чем же отличаются эти сказочные герои? (Помогают хорошему делу, мешают злому)
Ребята, а вы знаете, что в мире празднуется день спонтанного проявления доброты?
Этот праздник следует отмечать «всем миром» 17 февраля, вне зависимости от места проживания, гражданства и национальности. Организаторы Дня спонтанного проявления доброты призывают в этот день быть не просто добрыми и отзывчивыми к чужой беде, а добрыми безгранично и бескорыстно.
А вы знали про этот день? (Нет)
Надеюсь, что теперь вы будете праздновать этот день, и проявлять доброту ко всем.
Проведем физминутку «Дорогой друг».
Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу-
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу, (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто
Марширую в строе, (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу, (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
… И продолжим наш урок.
( Мало уметь говорить вежливые слова, надо себя правильно вести.
Хорошие поступки человека говорят о том, что он добрый, хороший человек..)
Задание: сейчас я буду рассказывать сказку, а вы должны разыграть ее. Для этого мне нужны 6 человек (1 человек- дедушка, 2- птичка, 3- ястреб, 4,5,6- птенцы).
Сказка:
Жила-была самая красивая птичка на планете. Очень любила она летать над полем с ромашками. Опасное это было поле. Но птичка любила запах этих прекрасных цветов. И вот в один прекрасный солнечный день порхала она над ним. И вдруг неожиданно для нее самой прилетел на поле голодный разъяренный ястреб. Тут же схватил он бедную птичку. А рядом дедушка косил траву и увидел все происходящее. Подбежал он к ястребу, напугал его косой. Ястреб и улетел, а бедная птичка вылетела из острых когтей злого ястреба и упала на землю. Дедушка подбежал к птичке, взял ее на руки и унес к себе в дом. У птички было повреждено крыло. Целый месяц лечил ее добрый дедушка. Когда птичка совсем выздоровела, он отпустил ее в небо. Прошло лето, прошла зима…
Весной птичка прилетела к дедушке со своими птенцами и промолвила: «Добрый человек, ты спас мне жизнь, проси у меня, все что захочешь, исполню любое твое желание?» На что дедушка ответил только одно: «Летите с Богом!»
А теперь давайте с вами порассуждаем:
1.Какой добрый поступок совершил дедушка?
2.Что для него значит добро?
3.Почему за свой поступок дедушка ничего не попросил взамен?
Подведение итога. Рефлексия На столах у вас лежат сердечки. Будьте искреннее. Напишите свое доброе пожелание или совет всем, кто с нами пойдет по дороге добра.
(Дети пишут, читают свое пожелание, приклеивают на ватман бумаги на доске)
Какая чудесная дорога добра у нас получилась!
Дети! Творите добро, ведь это так приятно делать. И смело шагайте по дороге добра всегда.
Завершим песней «Дорога добра». (Учитель дарит сердечки).
И на этом классный час заканчивается.
Я надеюсь, что вы вырастете добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.
6