2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока. Просмотр фрагмента мультфильма « Цветик-семицветик» - Какой поступок совершила девочка? - Что такое доброта? - В чем она проявляется? | Учащиеся высказывают свои мнения. - о поступке девочки, о добре и способах ее проявления. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь. -Она сделала доброе дело для спасения мальчика. - Она помогла ему выздороветь и стать счастливым. - Сказка учит заботиться о других людях. | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… | 7 мин |
3. Формирование темы и целей урока. | Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? Вы абсолютно правы, мы будем говорить о доброте и способах ее проявления. -Сегодня на уроке нам предстоит узнать: - Что такое «добро», «доброта», «милосердие», узнать кого называют «инвалидами», осмыслить своё отношение к людям с ограниченными возможностями. | Учащиеся формулируют тему классного часа | Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. Выделение существенной информации. | 3 мин |
4. Актуализация знаний и пробного учебного действия | Вспомните - Какая передача есть на 5-м канале телевидения? - Можем ли мы принять в ней участие? - Каким детям помогают люди, собирая деньги для их спасения и лечения? - Почему они это делают? Вывод: Нельзя быть равнодушным к чужому горю, поэтому спешите делать добро. | Учащиеся говорят о том, что помочь может каждый, кто этого хочет. Обсуждают проблемы помощи и способы ее выражения. Делают вывод (любой может совершить доброе дело, если он этого хочет) | Выделение существенной информации | 4 мин. |
5. Открытие нового знания. | В чем может проявляться инвалидность? - Давайте попробуем, представим себя на месте этих людей. Цель упражнения: дать возможность детям прочувствовать на себе трудности, с которыми сталкивается незрячий человек, человек без руки или ноги, и понять, что он при этом ощущает. Ученику-добровольцу завязывают глаза и дают задание, которое он должен выполнить. написать на доске имя, нарисовать рисунок. Участнику объясняется задание: «Сейчас мы завяжем тебе глаза, и ты с завязанными глазами выполнишь следующее задание – от двери класса подойти к доске, найти мел, написать свое имя и вернуться на свое место». Инструкции к помощнику: «Твоя задача – оберегать твоего товарища от падений и от столкновений с окружающими предметами». - Вопрос: «Все ли понятно?» Затем участнику завязываются глаза, и он выполняет задание. - Помощник помогает участнику по его просьбе и опекает его. Вопросы после игры: К участнику: - Что ты чувствовал? - Что ты делал? - Трудно ли было? Если трудно, то когда? К помощнику: - Хотелось ли тебе помочь? Если хотелось, то когда? Ко всей группе: - Что Вы видели? - Где ему было трудно? - Когда ему было трудно? - С какими еще трудностями, по вашему мнению, встречаются плоховидящие или совсем не видящие люди? «Человек без руки». Учитель выбирает добровольца в пиджаке с пуговицами и дает задание – снять пиджак и, держа правую руку в кармане брюк, постараться его надеть и застегнуть пуговицы или молнию. Участник надевает пиджак или куртку с правой рукой в кармане и пытается застегнуться. При выполнении задания участником можно открыть счет вместе со всем классом: «Раз, два, три и т.д.» К участнику: - Что ты чувствовал? - Что ты делал? - Трудно ли было? Если трудно, то когда? Ко всей группе: - Когда ему было трудно? - Где ему было трудно? Сообщение учителя об инвалидах, о людях с ограниченными возможностями, о положении инвалидов в обществе. Также приводятся примеры известных людей с инвалидностью: русский полководец Михаил Кутузов, 32-й президент США Франклин Рузвельт, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен, российская певица Диана Гурцкая. - Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга) - А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.) . - А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья) - А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды) . - А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? (СЛ. 9) - Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности». - Стоит ли так называть людей, как вы думаете? Уже неоднократно в ходе проведения Параолимпийских игр, люди с ограниченными возможностями показывают результаты, которых обычному человеку достичь сложно, так, кого же тогда нужно считать «инвалидом»? - Всем вам известный А. Энштейн сказал замечательную вещь: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой» - О чем говорят нам эти слова? - Как нужно относиться к окружающим? | Учащиеся выполняют упражнения, обсуждают результаты. Ответы учащихся - Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им. Отвечают на вопросы и обсуждают тему. Умение слушать сообщения, делать вывод ( инвалиды - такие же люди, как и мы с вами, просто в силу некоторых обстоятельств у них ограничены те или иные возможности. Но они могут жить, участвовать в различных мероприятиях, делах, также как все остальные). | Умение наблюдать, собирать и анализировать информацию. Умение слушать и слышать, анализировать, делать вывод | 20 минут |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока | Давайте сделаем свой цветик-семицветик, который поможет нам определиться с отношением к людям и выбрать главные ценности в жизни человека и, надеюсь, позволит нам стать счастливее. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. А закончить наше мероприятие я хочу пожеланием: будьте добрыми, будьте терпимыми и тогда люди вокруг вас станут добрее и терпимее и к вам. Спасибо за работу! | Ответы детей. На лепестки цветка дети вписывают нравственные качества, черты характера, ассоциирующиеся у них с добром. | Умение обобщать информацию Умение сотрудничать с учителем и одноклассникам | 4 минуты |