СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Семья- это целый мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья- это целый мир! Радостный и многобразный! Как важно сохранить мир в вашей семье. Сохранить традиции. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Семья- это целый мир"»

Урок –творчество «Семья- это целый мир»

в 6 классе

учитель русского языка и литературы Морозова Наталья Алексеевна, МБОУ СОШ№2, округа Муром, Владимирской области

Цели: раскрытие традиции и уклад жизни семьи как хранительницы духовно- нравственного опыта предков, неразрывно связанного с насущными вопросами молодежи в области духовно- нравственного воспитания; способствование  формированию  представлений  о  жизненном  идеале  семьи;

Задачи: *помочь учащимся осознать важность соблюдения семейных традиций;

* содействовать приобщению к нравственному опыту предков в вопросах семейного воспитания;

*способствовать воспитанию чувства сопричастности к проблемам современной семьи;

*способствовать развитию коммуникативных навыков, критического мышления;

*учить  вырабатывать  собственную  тактику  принятия  решений  и  способность  видеть  за отдельным фактом явление жизни, развивать мышление, речь, воображение. Отношению к жизни как величайшей ценности

Для достижения поставленной цели использую педагогические приёмы: *Создание учебной ситуации с элементами занимательности;

*Опора на жизненный опытучащихся;

*снятие тревожности;

*Музыкальные физкультминутки;

*синквейн;

*кластер;

Данные приемы способствуют созданию проблемных, поисковых ситуаций, активизирующих переживания, чувства учащихся;

Групповая форма работы. Цель такой формы – раскрыть способности и возможности каждого ученика, а также воспитать личность, которая будет готовой выйти в мир, где существуют высокие технологии.
Индивидуальная форма работы. Помогает стеснительным и неуверенным в себе ученикам раскрыться на уроке и активно принимать участие в изучении материала.
Выбранные формы позволят сделать урок насыщенным и интересным, отойти от однотипности. Элементы соревнования, викторины, взаимопроверки или же самопроверки. Такие виды работы всегда положительно принимаются детьми, они очень ответственно к этому относятся, так как выступают в роли

Идея: Создание и презентация литературного альманах, куда войдут творческие находки детей, рисунки, фотографии, ребусы, кроссворды.


Полученные результаты :

*Сформированы понятия о традициях и укладе семьи, обязанностей в ней взрослых и детей;

*Приходит осознание актуальности опыта и традиций семьи, неразрывно связанного с вопросами духовно- ценностного воспитания;

*Приобретены умение и навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, отбора информации из разных источников, анализа и обработки полученной информации;

*Подготовленные интересные фото –и видео материалы;* Отношению к жизни как величайшей ценности; Способы определения этих результатов: анкетирование, рефлексия.

Использование «Дерева предсказаний»

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, ручки бумажные, наградные жетоны.

О формление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться ручки.  

Ход урока

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

Подготовительный этап: Дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Как красиво оформлен наш класс. Какое у нас хорошее настроение. Я предлагаю Вам поговорить о семье. Что такое Семь- Я?

Ответы детей. Семья- это целый мир. Особый и неповторимый. Мир, где царит атмосфера доверия и дружбы, искренности и взаимопонимания. Мир, где ты чувствуешь поддержку и понимание. Родная семья - наша пристань. Здесь тот причал, который нам близок и дорог. Только здесь особая доброта и уют. Особая теплота и доверие. В родном доме нас любят и ждут. А это самое ценное Попробуем создать кластер:

 





Семья

- Спасибо Вам за искренность! Посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Как Вы его понимаете?

Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте» ∙  Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)

∙  Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)

∙  Родителей слушать – горя не знать!

∙  Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!

∙  При солнце тепло, при родителях хорошо!

∙  Береги отца с матерью: других не найдешь

 Ребята, итак, мы будем говорим о семье… Такое привычное обыденное слово. Что же оно значит для нас?

- Семья очень важна в жизни каждого человека. Семья - это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом, уютный и безопасный. Семья - это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое.

Семья  –  это  родные  друг  другу  люди,  живущие  вместе.  Семья  с  первых  минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось  несчастье  –  кто  нас  выслушает,  поможет,  успокоит,  даст  совет,  защитит?

Конечно  же, родные  нам  люди:  мамы,  папы,  бабушки, дедушки,  братья,  сестры  – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Перед вами лежат ладошки.  

З адание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В  каждый пальчик

Вам необходимо вписать «слова – характеристики».

Дети работают под музыку.

 

Учитель: Посмотрите на доску. На ней -   силуэт дома, символ семейного очага, ведь

Теперь вам необходимо зачитать  «слова – характеристики» о своей семье и прикрепить свою ладошку на плакат.

- Как вы думаете, почему руки? (ответы детей) (умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)

В ы будете участвовать  в  нашей  беседе  и  зарабатывать  за  свои  ответы  жетоны.  В  конце,  тот,  кто получит их большее количество и станет победителем.

  1. Что для вас означает понятие семья?

  2. Что для вас обозначает Отечество?

  3. Что такое Родина?

  4.  Какая семья считается счастливой?

  5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

(Дети предлагают свои варианты)

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть, отвечая на вопросы, и вы заработаете ваши первые жетоны.

 Вопросы:  

  • Как  говорят  о  тех,  кто  разглашает  внутренние  семейные  неприятности  и  ссоры? (Выносить сор из избы.)

  • Вот русская пословица:  «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.  (Гореть.)

  • Это  дорогое  всем  слово  есть  практически  во  всех  славянских  языках.  В  сербском  и словенском  языках  оно  имеет  значение  «хороший  урожай».  В  чешском,  словацком  и польском оно означает «семья». Что это за слово?  (Родина.)

  • Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)

  • Назовите  самую семейную геометрическую фигуру.  (Круг.  Тесный  семейный  круг,  в семейном кругу.)

  • Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?  (Моя сестра.)

  • Меня зовут Виктор. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Виктор.)

  • Самые семейные грибы – это…  Какие? (Опята.)

  • Какое  растение  олицетворяет  собой  одновременно  и  родного,  и  приемного  родственника?  (Мать-и-мачеха.)

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите , о какой теплоте говорится в нем? Стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, -  еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

«Мне не хватает теплоты», -

Она сказала дочке.  

Дочь удивилась:

«Мерзнешь ты?

И в летние денечки?».

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.  

А дочь кричит:

«Я поняла!» -

И тащит одеяло.

Учитель. О какой теплоте говорится в этих отрывках? (душевной)

В  крепкой,  дружной  семье  каждый  берет  на  себя  какие-то  обязанности  –

зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т.  д.  Если  есть необходимость,  один член семьи приходит на  помощь другому.

Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

Задание  «Для моих родных» или «Рецепты семейного счастья».

Перед  вами    лежат  листочки,    напишите  на  них  всех  членов  своей  семьи.  Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.  

(Ученики  записывают  на  листе  имена  всех  членов  своей  семьи  и    под  каждым именем  - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи. После чего говорят об этом вслух).

- Сейчас вам  нужно  перевернуть листок  и  на  обратной  стороне  написать  тех  же самых родственников и под каждым из них, то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.  

(Учащиеся пишут, а потом каждый говорит).  

- Посмотрите на ваш лист,  как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое?

… Да действительно, мы составили для каждого из вас рецепт семейного счастья для всей семьи.

Учитель: Крепкая,  дружная  семья  всегда  была  идеалом  для  каждого  поколения.  Сколько пословиц  народ  сложил  о  семье.  Внимание  !    Вам  тоже  придется  сложить пословицы, т.е. расшифровать их.

1. Я СТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

Ответы. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Какие пословицы о семье вы знаете? А как вы понимаете пословицу: «Мой дом- моя крепость?»( ответы детей)

Учитель. Ребята, семья, школа, наш город, Владимирский край – это наша маленькая родина, маленькое Отечество. Место, где ты родился и вырос, где твои корни - это Отечество. Владимирский край в России, значит Россия - наше Отечество. Отечество, отчий дом, отец - однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, её надеждой и опорой. А опорой страны является каждая ее семья.

У ченик. Что такое семья?  То опора  России!
Это  было всегда! Это будет и ныне!
Крепнуть должен  очаг с каждым днем, с каждым  часом!
Чтобы был тот очаг -   прочной крепостью   нашей.

Учитель. Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.  Предлагаю вам послушать стихотворения об Отечестве и Родине и подумать, о чем в них говорится?

Ученик 1. Какое слово светлое – Отчизна. Оно, как свет, струящийся по листьям.
Оно, как шёпот в травах родника.
Как белые, зимой в полях, снега.
Ученик 2. Какое слово тёплое – Отчизна.
Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.
Как детский сон под маминым крылом.
Как трель скворца весною за окном.
Ученик 3. Какое слово гордое – Отчизна.
Я в нём читаю деда с фронта письма,
Он не пришёл тогда назад с войны,
Его победе – слышишь, нет цены!
Ученик 4. Какое слово мудрое – Отчизна.
Оно, как русло бесконечной жизни:
Живая в нём и мёртвая вода
Смешались в сплав единый навсегда.
Всего семь букв – и сколько сразу смысла.

Учитель: История праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» учреждён в России по инициативе жителей города Мурома в память о святых супругах Петре и Февронии, живших долго и счастливо и умерших в один день - 8 июля 1228 года. Наш новый русский праздник, историей любви и жизни Петра и Февронии поведал нам из глубины веков о ценностях, над которыми не властно время. Поведал также о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей века назад.

- Я предлагаю Вам сейчас составить календарь памятных семейных событий. Он включает в себя не только дату рождения семьи, но и окончание школы, получение диплома, наград, участие в проектах, покупку дачи… Здесь есть и дни памяти родственников, в том числе, участников Великой Отечественной.(Учащиеся составляют и зачитывают календарь памятных семейных событий)

- А теперь мы с вами сделаем конверт Добрых слов.(Готовится самим ребёнком. Конверт может быть тематическим, например, «Наша семья». На листочках формата А6 дети в адрес своей семьи пишут слова признания и своё представление о том, какой будет их семья через 10-15 лет. Впоследствии данный материал может быть использован в портфолио семьи или просто храниться в своём архиве. Конверт Добрых слов может быть и адресным, например, для дедушки. Учащийся пишет добрые слова в адрес деда.

- В конце урока я хочу вам рассказать про медаль «За любовь и верность».Она  учреждена в 2008 году. По традиции ее, в канун Дня любви, семьи и верности (8 июля), вручают юбилярам семейной жизни, многодетным семьям, парам, воспитавшим сыновей и дочерей честными и порядочными гражданами своей страны. С одной стороны медали изображен нежный символ праздника - ромашка, а с другой лики святых Петра и Февронии покровителей семейного благополучия. Символом праздника стала полевая скромная ромашка. Возьмите в руки листочки и по контуру вырежьте лепестки . Создайте цветок ромашку. На каждом лепестке напишите пожелание своим родным.

(В конце урока подводится итог)

- Ребята, что вам понравилось? Какие выводы сделали?

Я попрошу вас сделать одно «задание». Попробуйте проявлять свою любовь к семье в действиях, словах и мыслях. И обязательно понаблюдайте за тем, что будет происходить вокруг вас. Об этом расскажите на следующем занятии..



Учитель. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваша семья была самой дружной и счастливой, а дом был радостным и уютным. Закончить наш разговор мне хотелось бы мудрыми словами, с которых начали наше занятие: «Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа»



































Приложения

Мы вышли все родом из детства..

Сима Вязниковцева - 2017.



Мы вышли все родом из детства

И помним простые слова,

Что мама и папа, как воздух,

Для жизни сказали тогда.



Любите, цените друг друга

И доверяйте всегда,

И если случится разлука,

Пусть будет недолгой она.



Мы истины эти простые

По жизни с собою несём.

И эти слова золотые

В династии передаём.



А ведь по- другому не может

На свете прожить человек.

Он только с семьёю возможен

Оставить по жизни свой след.



Земля – голубая планета.

Нам общий родительский дом,

Где всё говорит нам об этом

Семья – это то, чем живём.



Всё происходит и дышит

Лишь по законам семьи.

Никто не бывает в ней лишним:

Она состоит из любви.



Рождаются дети, взрослеют

И семьи свои создают.

Традиции добрые сеют

И в поколенья несут.



И это великое счастье,

Любви и доверия сад.

Семья – это наше богатство,

Где каждый из нас в ней брильянт!



Я горжусь своей страной!

Тимошин Алексей

Я горжусь своей страной! Россия! Родина! Россияне… Какие важные и понятные слова. Они торжественны и просты. Слова эти вызывают волнение, радость и боль. С чего начинается Россия ? Может быть, первой тропинкой от домашнего порога? Березкой во дворе? Старым кленом над ручьем? Росинками в холодной траве … Русской задушевной песней. Россия во всю вековую историю терпела нашествия, войны, погромы, страдания и выходила из этих испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. За то, что Россия много терпела, ее называют «Святой» и «Священной». Русские люди всегда любили свою родину. Во имя нее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи. Велика роль России в мировом историческом процессе. «Все флаги в гости будут к нам» -, предрекал великий Пушкин. У каждого человека открытие, познание России продолжается всю жизнь. Куликово поле, Московский кремль, Ясная поляна, Красная площадь – это память и гордость нашего народа. Есть места поскромнее. Но они столь же святы для нас. Владимирская земля, Муромский край богаты своей вековой историей, традициями, замечательными людьми. Как приятно осознавать, что ты частица своей земли, своего родного края. Русский человек бежит по скошенному лугу, не уколется ни одной травинкой. Он радуется снежным сугробам и … вспоминает ромашковое лето. Любить малую родину – значит сохранить в душе ромашковое поле, даже если вокруг – минное. Любить малую родину – значит любить свою страну и быть любимым ею.

Река времени, истории течет и течет, вбирая в себя и важные, и малые события. Не изучив, не поняв прошлое, нельзя понять настоящее, а затем заглянуть в будущее. В этом, на мой взгляд, и состоит нерушимая связь времен… Я горжусь памятниками старины, колокольным звоном… Это Россия! Горечь похоронки, солдатский треугольник, залпы Победы. Это Россия! Как же не любить эту землю? Не помнить историю? А история России – это люди и их судьбы. История принадлежит нам, россиянам. Мы должны сохранить прошлое. Вера в будущее, ответственность перед прошлым наполняет нас гордостью за нашу страну.

Часы истории не замедляют свой ход. Они отсчитывают время, события, радостные и печальные. Все дальше от нас годы Великой Отечественной воны, но все также воспоминания о войне волнуют нас, людей мирного времени. Война… Какое страшное слово! Она приносит гибель, слезы, потери… Война постучалась в каждый дом. Не обошла она и моих родных. История моих родных – история большой страны. «Живая» история, не по учебнику, - это воспоминания , старые фотографии, семейные традиции. Я помню! Я горжусь! С каждым годом мы все дальше уходим от военной поры. Это было очень трудное время. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне.

Я родился в счастливое мирное время, но я много слышал о войне. Ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких. Мой прадед Тимошин Егор Алексеевич в 20 –летнем возрасте пошел на войну. Он был десантником. Их забрасывали в тыл врага. Боец Тимошин принимал участие в битвах под Ржевом и в Великих Луках. С ним произошел такой случай. Будучи в окружении, раненым солдатам нужна была вода, и он под пулеметным огнем пополз к реке за водой. В мыслях было одно: напоить раненых солдат. Он смог добыть им воды. За это был награжден Орденом Славы III степени. В этом бою он получил два ранения : в легкое, сквозное. И еще ему оторвало полпятки. Лежал в госпитале 6 месяцев, после чего был комиссован. Еще одного моего прадеда Шиморина Александра Васильевича призвали на войну в 1943 году. Тогда ему исполнилось 18 лет. Он принимал участие во многих битвах, дошел до границы с Германией, но был ранен и после этого его комиссовали. Прадедушка получил много медалей и два Ордена мужества. Мои прабабушка Анна и Мария, прадед Василий тоже «ковали Победу» .Они самоотверженно трудились в тылу, работая на заводе. Делали снаряды для фронта. Я желаю всем ветеранам и участникам войны крепкого здоровья и долгих лет жизни.

Я горжусь своей страной! Моей Россией! Такие важные и понятные слова. Это радость моя и боль. С чего начинается Россия ? Откуда? Она начинается в сердце, в душе каждого, кто любит Родину. Я это точно знаю! Я горжусь!





МБОУ СОШ №2 округ Муром, Зуева Вика,

учитель русского языка и литературы Морозова Н.А.





«Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, вот что насыщает нас любовью к жизни!»

М.Горький

Мама - самый дорогой для меня человек.

Мама - первое мое слово, сказанное в жизни, которое я говорю уже на протяжении 15 лет. И буду с радостью его повторять, повторять. Сколько тепла, ласки, доброты, заботы несет в себе это слово. МАМА - САМЫЙ ДОРОГОЙ ДЛЯ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК. Только она найдет выход из трудной ситуации, поможет советом, скажет, как быть дальше. Какой нелегкий труд ложится на мамины хрупкие плечи: работа, домашнее хозяйство, а главное, забота о своих родных . Следует заметить, что она хорошо справляется со своими делами. Много своих сил мама тратит на мое воспитание, образование, за что я ей благодарна. Я многое от нее унаследовала: ее красоту, доброту, отзывчивость, порядочность. Мне исполнилось 15 лет ,я стала взрослой. Раньше я была маленькой дочкой, а теперь я стала продолжением мамы. Когда я слышу от знакомых, что я похожа на свою маму ,или говорят, что мы «как сестренки», я очень горжусь этим. Ведь мы с ней как две подружки ходим вместе. Мне можно посекретничать с ней, мы не можем друг без друга.

Трудно сказать какое место занимает образ мамы в моём маленьком сердце?! Но с твёрдой уверенностью я могу сказать, что, чем взрослее я становлюсь, любовь к ней растёт во мне с каждым прожитым днём!!! Нет, и не будет внимательнее и роднее человека на Земле, чем МАМА! И так скажет каждый! Ведь мамина теплота, её нежная улыбка – это на всю жизнь. И не может быть по-другому!!!

В детстве я была такой мечтательницей. И мечтала стать такой, как мама, хотела иметь такую же дружную семью, как наша: заботливого мужа, послушных детей. Но я уверена, что воплощу свою мечту в реальность. За многие свои достижения я благодарна маме и папе. Мама, Я тебя очень люблю!!! Мама, мамочка!  Ты достойна нежных и искренних слов. Как жаль, что я не задумываюсь, ведь порой своими поступками или резкими словами я могу тебя обидеть.

Детям стоит чаще задумываться о том, как не ранить любящее сердце матери, как сделать так, чтобы разгладились морщинки на её лице. Ведь чем старше мы становимся, тем больше она нуждаешься в нашем внимании и любви. Мы не должны стесняться быть добрыми и нежными с мамой, не считать за труд быть терпеливыми и внимательными к ней.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!