СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Профориентация. Современные профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по профориентации для 9 - 11 классов

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Профориентация. Современные профессии"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12 с кадетскими классами имени адмирала флота А.И. Сорокина»













Внеклассное мероприятие на тему

«Профориентирование. Современные профессии»



















Класс: 10

Составитель: Сидоренкова Анна Павловна,

учитель математики











г.о.г. Арзамас, 2023

1. Пояснительная записка

1.1 Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): тема данного воспитательного мероприятия «Профориентация. Тематическое самоопределение». Актуальность данного мероприятия состоит в том, что возраст десятиклассников тесно связан с самоопределением. Каждый из учащихся активно задумываются о том, какую профессию выбрать и, соответственно, по каким учебным дисциплинам сдавать единый государственный экзамен в 11 классе. Так же необходимо знать какие профессии сейчас актуальны. На данном мероприятии рассматриваются несколько современных востребованных профессий, а также учащиеся могут сами составить портрет работника и «примерить» его на себя.

1.3 Целевая аудитория: 9-11 класс (15-18 лет)

1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы

классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Каждый классный руководитель выпускных классов должен помогать своим ученикам в самоопределении. Проведение подобных внеклассных мероприятий дает возможность самому учителю посмотреть какими навыками обладает каждый ученик и направить его в нужном направлении, сделать акцент на конкретных учебных предметах и помочь составить индивидуальную траекторию обучения.

1.5 Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия.

Цель: подготовить к сознательному выбору профессии и реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях

Задачи:

  • дать обучающимся представление о востребованных профессиях;

  • способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

  • формировать уважительное отношение к труду;

  • воспитание чувства ответственности за свое будущее.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны:

  • выработать умение соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

  • способствовать появлению чувства ответственности за свое будущее;

  • принимать во внимание востребованность профессии, которую они выбирают.

1.6 Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: классный час с использованием психологического треннинга и групповой работы. Данная тема была выбрана, потому что здесь можно применить различные формы работы, учащиеся активнее принимают участие в мероприятиях данной тематики.

1.7 Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ-технология;

Методы: беседа, лекция, групповая работа.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: компьютер, проектор, интерактивная доска, листы а4, фломастеры.

1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в

практике работы классных руководителей: классные руководители 9-11 классов могут использовать методическую разработку для проведения мероприятий, посвящённых профориентации. По желанию классные руководители могут внести изменения.









2. Основная часть

2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия. Для проведения данного мероприятия необходимо подготовить помещение: на трех стенах кабинета должны располагаться три таблички «да», «нет», «может быть». Так же из учебных парт нужно составить 4 стола для групповой работы. На столах должны располагаться буклеты с выбором профессий. На интерактивной доске – подготовленная презентация.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.

Сценарий мероприятия «Профориентация. Современные профессии»

  1. Организационный момент (1 минута)

Классный руководитель: Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь. Сейчас для вас главное учеба, которую вы продолжите в учебных заведениях, где будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. Выбор профессии — это дорога в будущее. От того, каким он будет этот первый шаг – зависит многое. На сегодняшнем мероприятии мы выясним, какие профессии являются наиболее востребованными.



(Обучающимся предлагается встать в центре класса для проведения мотивационного этапа).



  1. Этап мотивации (15 минут)

Для того, чтобы учащиеся настроились на работу, проводится упражнение Джэффа. Учащиеся встают в центре класса. На трех стенах находятся таблички «да», «нет», «не может быть». Учитель зачитывает различные утверждения, а учащиеся подходят к той табличке, которая наиболее подходит. При этом ребята могут высказывать свое мнение и объяснять свой выбор. Главное правило данного упражнения – нельзя критиковать мнение других учеников. Учитель на данном этапе играет роль ведущего. Ему необходимо заранее подготовить высказывания или вопросы, которые могут увидеть разные стороны одного высказывания. В разных случаях может понадобится умение переманить некоторых учеников, чтобы они изменили мнение. Важно напомнить детям, что правильных ответов здесь нет, ребята должны высказать свою точку и зрения и если чья-то точка зрения их переубедит, то они могут перейти под другую табличку.

Утверждения, которые зачитывает классный руководитель:

  • С профессией важно определиться еще в школьном возрасте

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Согласны ли вы с пословицей «Делу время, потехе - час»?

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Успех в работе влияет на заработную плату.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Современные профессии больше подходят молодым.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Если нет таланта и склонности к профессии, то лучше даже не пытаться.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Достаточно делать то, что нравится. А деньги сами вас найдут.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Если работа не в радость, то нужно уходить.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Ставки нужно делать на новые профессии. Остальные скоро устареют.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

  • Выбор профессии нужно делать, опираясь на заработную плату.

(учащиеся встают рядом с той табличкой, которая соответствует их мнению. Один ученик из каждой группы объясняет свой выбор)

3 этап. Теоретический (10 минут)

Классный руководитель: в настоящее время существует огромное количество профессий. Какие-то профессии исчезают, но на их место приходят новые. Но их все равно очень много. И для того, чтобы нам легче было ориентироваться и определять свой выбор, существует классификация профессий по предмету труда профессора Климова:

- Человек-техника. Обслуживание техники, ее ремонт и наладка, сборка и монтаж оборудования, обработка материалов.

- Человек-человек. Торговля, медицина, обучение, воспитание и информирование.

- Человек-природа. Лечение животных, исследование природы.

- Человек-знаковая система. Речь — устная и письменная, работа с документами, чертежами, диаграммами, формулами и цифрами.

- Человек-художественный образ. Все виды творческой работы, музыка, изобразительное искусство, литература, актерская и исполнительская деятельность.

При выборе профессии в первую очередь нужно определиться с тем видом труда, который вам ближе и хочется выполнять. И на основании этого выбора, рассматривать виды профессий. Для подготовки к этому мероприятию я изучила рейтинги современных востребованных профессий. Их множество, но предлагаю вам рассмотреть хотя бы один из них:

  • Специалисты в области интернет-технологий (программисты, разработчики, веб-дизайнеры, системные администраторы, тестировщики)

  • Инженеры-проектировщики (конструкторы, архитекторы, дизайнеры)

  • Врачи (особенно узкопрофильные: кардиологи, хирурги, офтальмологи, логопеды, эндокринологи, диетологи) и медсестры

  • Педагоги

  • Специалисты в области маркетинга

  • Дизайнеры.

(необходимо сделать акцент на том, что другие профессии не являются невостребованными и на том, что это просто один из множества списков в сети Интернет)

Давайте поближе познакомимся с этими профессиями.

Специалисты в области интернет-технологий. Проще говоря, специалисты IT сферы. В течение последнего года резко увеличился спрос на специалистов этой сферы. Особенно востребованы разработчики, аналитики и тестировщики.

К преимуществам относятся:

- востребованность специальности на рынке труда, дающая возможность легко найти работу с достаточно высокой зарплатой;

- повышение квалификации, расширение профессионального кругозора без отрыва от производства, часто без затрат собственных средств;

- возможность трудиться по своему графику в режиме фриланса – удаленно (из дома, интернет-кафе, другого города), в том числе на нескольких работах;

- при достаточном знании языка есть возможность уехать за границу.

Среди недостатков:

- нередко ненормированный график трудовой деятельности;

- преимущественно сидячий образ жизни и нагрузка на зрение, способные привести к ухудшению здоровья.

Инженеры-проектировщики. На этих специалистов большой спрос, но почему-то профессии менее популярны, чем юристы, экономисты. Это дает людям, выбравшим эту область, возможность зарабатывать в условиях небольшой конкуренции. Инженеры-проектировщики заняты в самых разных сферах строительной деятельности:

- Автомобильные дороги;

- Мосты, развязки и инфраструктурные объекты;

- Гражданское строительство;

- Промышленное строительство (электростанции, предприятия);

- Проектирование систем жизнеобеспечения (водопровод, теплоснабжение, канализация, вентиляция и т.д.);

- Строительство военных объектов.

К плюсам профессии проектировщика можно отнести:

  • высокий уровень заработной платы;

  • возможности карьерного роста;

  • спрос на данную профессию;

  • работа, не предполагающая длительных командировок и разъездов.

Минусами профессии являются:

  • ответственность за результат;

  • большой объем необходимых знаний и выполняемой работы;

  • необходимость следить за постоянно обновляемыми стандартами и нормами.

Врачи. Всегда, в любое время, в каждом городе, необходимы квалифицированные врачи. Особенно востребованы узкопрофильные специалисты: хирурги, кардиологи, эндокринологи и другие.

Плюсами данной профессии являются:

- Востребованность профессии в любом городе и любой стране

- Возможность спасать человеческие жизни и здоровье

- Быть уважаемым и востребованным членом общества

- Быть компетентным в вопросах здоровья, чтобы самостоятельно лечить себя и своих близких.

Среди недостатков можно выделить:

- огромный груз серьёзной моральной ответственности за человеческие жизни

- отсутствие права на ошибку

- долгое обучение и постоянное повышение квалификации

- напряжённый график работы, когда приходится работать ночами, в праздники и выходные

- нужно ехать на вызов по первому требованию

- невысокая заработная плата.


Педагоги. Еще одна профессия, которая, к сожалению, не пользуется популярностью, но очень необходима нашему обществу. Также как и у врачей, работа учителей сложна, но важна. Современный учитель – это человек, не просто освоивший науку об обучении – педагогику. Это отчасти психолог, методолог, воспитатель, наставник и все больше друг и равный партнер.

Плюсы профессии:

  • работа с людьми;

  • возможность постоянного профессионального роста;

  • простор для творчества в процессе обучения;

  • возможность развертывать собственные программы и методики;

  • длительный оплачиваемый отпуск в летнее время;

  • возможность дополнительного заработка частными уроками;

  • эмоциональная отдача от учеников и их близких.

К минусам профессии относятся:

  • сравнительно небольшая оплата труда;

  • большие нагрузки;

  • много бюрократической работы с документами и отчетами;

  • постоянный контроль руководства и надзорных органов;

  • «сложные» дети и родители;

  • риск быстрого эмоционального и профессионального выгорания;

  • необходимость регулярно подтверждать квалификацию.


  1. Групповая работа.

Классный руководитель: сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы. (рассаживаются). Каждой группе будет дана одна профессия. На листе, который у вас лежит на столе, необходимо составить рекламу той профессии, которая вам достанется. Здесь вы можете придумать девиз, выделить качества специалиста данной области, представить какой будет данная профессия через несколько лет. Время на выполнение работы – 7 минут. После выполнения этого задания, один представитель вашей группы должен будет представить вашу работу.

(учащиеся выполняют задание и готовятся к защите своей работы)



  1. Рефлексия

После того, как учащиеся защитили свои работы можно провести небольшой фронтальный опрос.

- Работа какой группы вам больше всего понравилась?

- Какая профессия из рассмотренных вам ближе?

- А какую профессию вы выбрали для своего будущего?

6. Заключение.

Классный руководитель: сегодня мы с вами рассмотрели только крошечную часть профессий, существующих в нашем современном мире. Какой путь вы бы ни выбрали, с каким видом деятельности себя бы ни связали, помните, что вы должны стремиться к успеху, достигать вершин, но при этом всегда оставаться людьми. Людьми честными, образованными, воспитанными. Я желаю вам найти себя и реализоваться в этом огромном мире! Успехов!



Используемые источники:

    1. https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchitel/

    2. https://kedu.ru/press-center/profgid/proektirovshchik/

    3. https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-it-spetsialist.html

    4. https://ria.ru/20220304/professii-1776484918.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!